Нужен ли ребенку детский сад, отдавать ли в садик: за и против, плюсы и минусы

Нужен ли ребенку детский сад, отдавать ли в садик: за и против, плюсы и минусыВ жизни каждого родителя однажды встает вопрос отдавать ребенка в детский сад или оставить его дома. Если изучить мнение общественности по этому вопросу, то однозначных ответов найти не получится.

В данном случае работает поговорка «сколько людей, столько и мнений». Кто-то будет настаивать на посещение детсада, уверяя, что для полноценного развития необходим частый контакт с коллективом сверстников.

Другие родители весьма категорично отказываются от услуг дошкольного учреждения, считая, что от пребывания в нем больше вреда, чем пользы.

Но как все обстоит на самом деле и что в этом случае советуют специалисты?

Нужно ли отдавать ребенка в  детский сад?

Когда малыш подрастает и встает вопрос о посещении им дошкольного учреждения некоторые родители начинают предаваться сомнениям. Сегодня дошкольное образование не является обязательным и в случае пожелания родителей ребенок может и вовсе не ходить в детсад. Именно поэтому прежде чем прийти к конкретному решению, родители проводят долгое время в раздумьях, взвешивая все плюсы и минусы.

Можно конечно отказаться от детсада и посвятить все свое время воспитанию малыша, но такой вариант возможен только в том случае, если один из родителей не работает.

Если же и мама, и папа не имеют возможности сидеть дома со своим чадом, а услуги няни могут заметно облегчить семейный бюджет, то вопрос о садике даже не стоит. В данной ситуации альтернативы просто не предусмотрено.

Помимо прочего не стоит забывать и о необходимости адаптации ребенка к обществу. Он должен учиться взаимодействовать с окружающими взрослыми и оттачивать искусство коммуникации со сверстниками.

Если у мамы есть возможность посвятить все свое время ребенку, то она вполне может и не отдавать малыша в детсад. Но опять же, принимая такое решение, стоит помнить, что воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности – труд кропотливый, ответственный и весьма тяжелый.

  • В-первых, домашняя обстановка мешает как следует сосредоточиться на образовательных занятиях.
  • Во-вторых, хочет того мама или нет, но она все равно будет вынуждена отвлекаться на домашние дела, а значит ребенок периодически будет предоставлен сам себе.
  • Ну а в-третьих, ребенку будет не хватать общения с ровесниками, хотя это не является особой проблемой.

Помните! В каждом городе существуют специализированные центры, кружки и секции, которые может посещать ребенок абсолютно любого возраста.

Плюсы и минусы дошкольных учреждений

Раздумывая о том отдавать ребенка в садик или нет, родители стараются максимально полно анализировать имеющуюся информацию и учитывать не только недостатки, но и преимущества от посещения дошкольного учреждения.

К явным минусам следует отнести:

  • Нужен ли ребенку детский сад, отдавать ли в садик: за и против, плюсы и минусыСтресс для ребенка. В редких случаях период адаптации к детсаду проходит без осложнений. Зачастую дети очень тяжело воспринимают столь кардинальные изменения в привычном укладе жизни. Ребенок может много плакать, закатывать истерики и отказываться от похода в садик, чуть ли не устраивая драку. Малыш привык, что мама всегда рядом и ее внимание полностью посвящено ему и его потребностям. А тут он столкнулся с ситуацией, когда приходится быть среди незнакомых людей и подстраиваться под неизвестные доселе правила. Все это может стать причиной серьезного стресса.
  • Особенности темперамента. Не все дети нуждаются в активном общении со сверстниками и готовы несколько часов находиться в достаточно большом коллективе. Некоторые малыши очень быстро истощаются психологически и эмоционально и им требуется какое-то время побыть в одиночестве и заняться любимыми делами. К сожалению, детский сад не предусматривает возможности побыть наедине с собой.
  • Негативное влияние ровесников. Далеко не все дети растут в благоприятных семьях, где принято уделять должное внимание воспитанию подрастающего поколения. Жаль признавать, но некоторые родители абсолютно не уделяют своим детям внимание, отмахиваются от их проблем, пуская воспитание на самотек. Такие недолюбленные дети часто пытаются добиться признания ровесников с помощью кулаков и издевательств. Подобное поведение может стать плохим примером для ребенка.
  • Проблемы со здоровьем. Услугами детского сада в основном пользуются те родители, которые много работают и не могут позволить себе взять выходной по желанию. Если ребенок чихает или у него начался насморк, его все равно отведут в сад. Воспитатели не откажут ему в пребывании, поскольку в садик не принимают только детей с температурой. В результате здоровые дети могут подхватить вирус.
  • Нехватка внимания. Главным плюсом посещения детсада принято считать возможность общения со сверстниками. Родители уверены, что находясь в коллективе, их чадо станет лучше и больше разговаривать, наконец-то научится сам убирать за собой тарелку и откроет в себе какой-нибудь талант, например, к рисованию. Но так ли это на самом деле? В какой-то степени, да. Но частой проблемой муниципальных дошкольных учреждений является их загруженность. Когда ребенок попадает в коллектив из 30, а порой и 40 малышей, он может просто замкнуться в себе. По сути получается тупиковая ситуация: с одной стороны, воспитание в коллективе действительно весьма важно и действенно, но с другой – организовать этот процесс максимально эффективным образом воспитатель не может именно из-за большого количества деток.

В детском саду также возможно развитие конфликтных ситуаций, где сильные дети будут ущемлять более слабых, пытаясь тем самым доказать свое превосходство. В большинстве случаев воспитатель не всегда может правильно разрешить спорную ситуацию, что также является для ребенка серьезным стрессом.

Когда речь заходит о преимуществах посещения детского сада, то обязательно нужно упомянуть такие, как:

  • Режим. В детском саду ребенок учится жить согласно определенному распорядку дня. Режим очень полезен для здоровья малыша, ведь ложиться спать и кушать в одно и то же время весьма важно. К сожалению далеко не каждый родитель следит за распорядком дня своего чада.
  • Дисциплина. Воспитатели учат детей элементарным правилам поведения: как вести себя за столом во время еды, на занятиях и во время игр с другими ребятами. Дисциплина, которую стремятся привить ребенку в детском саду, формирует у него навыки поведения в обществе.
  • Общение со взрослыми. До прихода в детский сад единственные взрослые, с которыми контактирует малыш – его семья. Но в садике ему приходится общаться с другими представителями старшего поколения, что также вносит свой вклад в его развитие. Он узнает, что слушаться нужно не только маму с папой, но и других взрослых, что они тоже могут научить его новым вещам.
  • Самостоятельность. Находясь в садике, ребенок вынужден удовлетворять свои потребности самостоятельно. Рядом нет мамы, которая вытрет перепачканную кашей мордашку или поможет убрать за собой.
  • Взаимодействие со сверстниками. Находясь большую часть дня в коллективе других детей, малыш учится создавать новые социальные связи. Он начинает понимать, что люди все разные и к каждому нужен свой подход.

Важно

Ребенок учится самостоятельно справляться с конфликтными ситуациями в детском саду, рассчитывая только на себя. Да, он может обратиться за помощью к воспитателю, но достаточно быстро понимает, что если хочет занять наиболее выигрышное место в иерархии сверстников, то должен справляться с трудностями сам.

Последствия отказа от детсада

Каждый родитель взвешивает все «за» и «против» и старается проанализировать, как именно на развитии ребенка может отразиться отказ от посещения дошкольного учреждения. Еще некоторое время назад можно было услышать, что отказ от садика ведет к возникновению проблем с адаптацией в школе в будущем. Однако у данного стереотипа нет под собой никаких оснований.

Детский сад не всегда может благотворно повлиять на ребенка. Если ваш малыш не отличается особой активностью и по складу темперамента и не отличается общительностью, то пребывание в садике точно не поможет ему измениться. В некоторых случаях более пассивные дети после прихода в детсад начинали еще больше закрываться в себе.

Опять же, если у родителей есть возможность обеспечить ребенку гармоничное развитие в домашних условиях, то почему бы ей не воспользоваться? Отсутствие детского сада в жизни малыша не отразится на нем негативно, а общение с ровесниками в нужном ему объеме он может получить и во время прогулки на детской площадке.

Так нужен ли ребенку детский сад или стоит от него отказаться? Каждый родитель имеет свое мнение на этот счет. Самое главное в данном вопросе – прислушаться к позиции ребенка и руководствоваться его желанием.

Стоит ли отдавать своего ребенка в семейный детсад — МК

Дошколка без отрыва от дома

Идея семейного детсада заключается в следующем: родители, имеющие не менее трех детей соответствующего возраста, открывают его прямо у себя дома. И этот сад официально является дошкольной группой образовательной организации, к которой по территориальному признаку приписаны дети данной семьи, и которая оказывает родителям-основателям помощь в открытии и методическую поддержку.

— Узнала от подруги, у которой пять сыновей, о том, что можно организовать у себя на дому детсад, — рассказала «МК» воспитатель семейного садика «Буратино» при школе №2120 Мария Крылова.

— Такая форма — это большая поддержка для многодетных семей, получается, что мама работает и получает зарплату. Плюс не все дети могут посещать сады, например, часто болеющие. Ко мне такие ходят и чувствуют себя хорошо.

Еще один плюс такой альтернативы для тех детей, которые стоят на очереди в обычный детский сад и не могут в него попасть — а ко мне могут.

— В дошкольном отделении нашей школы работает 8 семейных групп, в каждой по 3–4 ребенка в возрасте от полугода до 6,5 лет, — рассказала «МК» куратор семейных детских садов школы №2065 Ольга Сорокина. — Обычно воспитателем становится мама детей. Но в этом году даже один папа загорелся организовать свой детсад.

Минусы и плюсы такого формата зависят целиком и полностью от родителя, который организует садик. Именно от него зависит хорошая дошкольная подготовка ребенка, но в целом эти дети показывают хорошие результаты, когда приходят в 1-й класс. Есть домашние дети, которым трудно привыкнуть к большому коллективу, — вот семейные сады как раз для таких.

Многодетные семьи — это особый контингент, они открытые, они любят друг друга, и им проще быть единым коллективом.

Статус официального подразделения ближайшего «образовательного холдинга» — не пустые слова. Оформление семейного детсада идет по-взрослому: многодетные родители подают заявление в любую школу, которая этим занимается.

А та «организует проверку жилищных условий и их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, — разъяснили «МК» эксперты. — Проверку и контроль условий в семейном детском саду проводит комиссия, которую собирает директор образовательного учреждения из старших педагогов дошкольного образования.

Также организуется график проверок: как моется посуда, в каком состоянии кухня, санузел, как соблюдается режим дня. Контроль происходит по графику, в среднем два раза в месяц. Сам родитель также проходит анкетирование на соблюдение правил санитарных норм.

Одновременно проверяются и нормы по безопасности: например, входные и балконные двери, окна должны иметь дополнительные запорные устройства. Соблюдение детского меню также входит в проверку».

— Про семейный детсад мне рассказали знакомые, и я решила его открыть, — поделилась с «МК» мать троих детей, помощник воспитателя в семейном детском саду при школе №2065 Светлана Бакина.

— Сначала плюсы такой формы показались минусами — нужно было доработать квартиру: поставить заглушки на розетки и запоры на двери и окна, но теперь все очень безопасно и можно ни о чем не переживать.

Также я поддерживаю связь с куратором, она присылает материалы по тому, как проводить занятия, какие поделки делать, какие праздники можно устраивать. Я официально трудоустроена, у меня есть трудовая книжка, зарплата и капает стаж.

Читайте также:  Симптомы гриппа у детей, лечение и возможные осложнения после перенесенного заболевания

Действительно, если все требования соблюдены, родитель получает статус воспитателя детсада образовательного комплекса, куда было подано заявление. И получает там соответствующую зарплату. (Правда, если у него есть педагогическое образование.

Если нет, родитель работает на ставке помощника воспитателя.) Каждому такому сотруднику школа обеспечивает своего куратора, который обеспечивает методологическую, психологическую и прочую профессиональную поддержку.

С его же помощью, если позволяют жилищные условия, школа снабжает такие сады дополнительной мебелью, игрушками и прочими нужными вещами.

Кроме того, семейная группа имеет полное право приходить в детский сад, подразделением которого является, к примеру, на музыкальные уроки, занятия физкультурой, занятия с психологом и логопедом, праздничные утренники и т.п. А если потребуется, то и на медицинский осмотр. Короче, является полноправным участником всей детсадовской жизни с теми же правами и обязанностями.

Так, например, все дети из других семей, посещающие такие детсады, предоставляют туда те же самые документы, что и в обычный садик. И в том числе — медсправку. (К слову сказать, медицинскую проверку в обязательном порядке проходит и мама-воспитатель.

) Распорядок дня также примерно тот же, что и в обычном детском саду: семейный садик работает 8 часов в день, обычно с 8.00 до 16.00.

Да и размер оплаты тот же и вносится на счет образовательной организации: никаких частных доплат маме-воспитателю не полагается.

Важно, что размер семейной детсадовской группы жестко лимитирован: «Максимальное число детей, — уточнили эксперты, — не может превышать девяти, а минимальное — трех.

При этом не все дети должны быть своими: есть, конечно, и такие группы, но есть и те, куда приходят дети из других семей. Мама имеет право работать в детском саду, пока ее самый младший ребенок не уходит в школу.

Тогда она может добрать еще детей, чтобы всегда был минимум — три ребенка».

Как понять, отдавать ли ребёнка в детский сад

Всё больше родителей отдают предпочтение альтернативным видам дошкольного образования. Лайфхакер исследовал историю детских садов и обнаружил, что в муках выбора между формами воспитания упускается из виду не менее важная проблема.

Когда и зачем появились первые детские сады

Первый прототип такого учреждения был создан ещё в 1802 году в Шотландии. Основателем детских садов, какими мы привыкли их видеть, считается немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Он же придумал и сам термин «детский сад» — kindergarten.

Свой первый детский сад Фрёбель открыл в 1837 году. Первое схожее по функциям заведение в России стало принимать малышей в 1859 году. А сад для детей по системе Фрёбеля в России был организован в 1862 году благодаря Софье Люгебиль, жене известного литератора Карла Люгебиля.

Дошкольные учреждения неслучайно появились в середине XIX века. Малышу они должны были обеспечить гармоничное развитие, а маме — более полное участие в жизни общества. Однако на практике частичное освобождение женщин от материнских обязанностей использовалось для эксплуатации женского труда.

Сама работа детских садов была подчинена не развитию и социализации детей, а воспитанию нужных для государства качеств. Строгая дисциплина, разделение детей по возрасту, изучение конкретных навыков, порой телесные наказания — главные принципы функционирования первых таких учреждений. В некоторых странах они не изменились до сих пор, поэтому лагерь противников этого института растёт.

Какие минусы и плюсы детских садов отмечают их противники и сторонники

Минусы детских садов

1. Приучают к режиму и дисциплине, которые детям не нужны

Дисциплина противниками детского сада понимается как принуждение соблюдать устаревшие правила, которые были полезны во времена работы детей на фабриках.

2. Не помогают в социализации и не учат работе в команде

Сторонники отказа от детских садов считают, что игра — это добровольное желание малыша. А в саду игры и занятия принудительны, к тому же часто сопряжены с драками, ссорами и конфликтами.

3. Не развивают детей

Приверженцы альтернативного воспитания считают, что в группе из 20–30 человек невозможно уделить должное внимание каждому.

4. Вызывают стресс у ребёнка

Малыш попадает в новую среду, как правило, в раннем возрасте, что плохо сказывается на его психологическом развитии.

Плюсы детских садов

1. Позволяют родителям больше заработать

Зачастую родители просто не могут себе позволить альтернативу садику по финансовой причине. Семья обеспечивает ребёнка всем необходимым, только когда работают и мама, и папа.

2. Помогают установить границы

Когда родители проводят с малышами всё время, то взросление проходит болезненно. Отложенная сепарация и чрезмерная забота о детях — следствие отсутствия границ между жизнью ребёнка и родителей.

3. Развивают самостоятельность

Федеральный институт развития образования рекомендует привлекать к самостоятельному труду детей в возрасте от трёх лет. Детский сад этому помогает.

4. Дают мамам и папам возможность самореализации

И речь здесь не только о профессии, но и о времени на досуг и отдых. Возможность провести время без малыша снижает риск родительского выгорания.

Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов

Мнения расходятся. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей.

Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально-экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.

Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.

Другие ученые заявляют о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.

Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят , что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют за раннее окончание садика.

Какие существуют альтернативы обычному детскому саду

Система образования развивается, и сегодня набирают популярность альтернативные методы воспитания дошкольников. Вот некоторые из них.

Домашнее воспитание

Ребёнок с первых дней жизни растёт в комфортных для себя условиях, с соблюдением благоприятного режима, без стрессов и перегрузок. Поэтому многие родители не решаются менять сложившуюся систему и оставляют малышей дома вплоть до школы. Качественных исследований, которые говорили бы о пользе или вреде домашнего воспитания, пока нет.

Детские клубы

Формат воспитания, который завоевал популярность во всём мире, включая нашу страну. В таком клубе оставляют детей на несколько часов под присмотром профессиональных педагогов. Пока малыш играет и познаёт мир, родители получат долгожданную передышку. Детские клубы особенно популярны в регионах, где они стали альтернативой более дорогим услугам нянь.

Семейные детские сады

Альтернатива государственным учреждениям, которая появилась в странах Скандинавии. В частности, семейный сады популярны в Финляндии. Там муниципалитеты разрешают мамам воспитывать чужих детей у себя дома, при этом их количество ограничено четырьмя.

При таком варианте создаётся домашняя обстановка, ребята легче адаптируются и впоследствии называют воспитательницу своей тётей или даже второй мамой. Родители платят за посещение сада муниципалитетам, а власти закупают игрушки, оборудуют детские площадки и платят зарплату воспитателям.

В России программа по созданию таких садов была запущена в 2007 году в Москве.

Бабушки и дедушки

Точной статистики, скольких детей в России и других странах воспитывают бабушки и дедушки, нет. Для кого-то такой формат воспитания абсолютно нормален и принят по умолчанию. А кто-то, наоборот, и близко не подпускает родственников к своим детям.

Ученые настаивают , что бабушки и дедушки вредят здоровью подрастающего поколения: балуют сладким, разрешают бездельничать и даже увеличивают риск развития рака, когда курят при детях.

Зато на самих людей преклонного возраста забота о внуках оказывает полезное влияние — продлевает жизнь в среднем на пять лет!

Как меняются детские сады

Изменения происходят и в самих детских садах. Например, в США теперь большое внимание уделяют академическому образованию, раннему знакомству детей с наукой.

Есть даже общественные организации которые помогают адаптироваться в детском саду. В Финляндии на первом месте игры. Сидячих занятий там просто нет, что прописано в специальной программе дошкольного образования.

Как результат — финские школьники стабильно входят в топ-10 по итогам международных образовательных тестов PISA .

А в Швеции открылись гендерно нейтральные сады, где детей не называют «он» или «она», а обращаются ко всем малышам в среднем роде. Игрушки там не поделены по цветам «для мальчиков» и «для девочек», и все занятия проходят только сообща.

В России тоже открываются инновационные детские сады: с театром, библиотекой и спелеокамерой.

Так ли важна форма воспитания

Пока родители думают, какой выбор сделать в обстановке постоянных изменений, назрела более важная проблема.

Стандарты дошкольного образования по всему миру требуют академических знаний, так как чиновники понимают, что без них у государства нет шансов на экономический успех. Поэтому бремя творческого развития, в первую очередь игр с детьми, ложится на родителей, какой бы формат воспитания они не выбрали.

Дети всё меньше играют в песочницах и всё больше работают над тестами и заданиями. Даже когда малыши играют сами, этот процесс проходит по сценариям мультфильмов и видеоигр. Наверняка вы наблюдали, как ребёнок не знал, чем ему заняться, если у него забрали все гаджеты и выключили телевизор. Специалисты говорят о настоящем кризисе игровой культуры и замедлении психического развития детей.

Кажется, что при домашнем воспитании малыш и родители будут днями напролёт играть и развиваться вместе. Действительно, современные родители в среднем проводят с детьми вдвое больше времени, чем 50 лет назад. Но о качестве этого времени судить пока рано.

В 2010 году вышел медицинский доклад , где говорилось о росте заболеваемости рахитом, впервые за многие десятилетия.

Среди причин — недостаток солнца и витамина D из-за большого количества времени в стенах дома, которое малыши проводят за электронными устройствами.

В России, например, 17 процентов детей до трёх лет пользуются смартфонами, а ребята от четырёх до семи лет смотрят телевизор два часа ежедневно.

Между тем игры не в виртуальном, а в реальном мире — важнейшее условие развития малыша.

Учёные создали целую теорию, в которой найдётся место и сравнению с животными (звери, которые играют, лучше приспособлены к жизни), и лечению при помощи игр (придумал Фрейд), и связи игр с уровнем IQ (об этом говорил сам создатель теста).

Причём, как показывают многолетние наблюдения за детьми коренных народов в разных частях света, для успешного развития ребёнку не обязательно нужны целые шкафы игрушек.

Поэтому в ближайшее время мамам и папам предстоит решить куда более сложную задачу — как привить малышу воображение. А вести ребёнка в детский сад или нет, по-прежнему остаётся личным выбором каждого.

????

Когда ребенок идет в детский сад, маме лучше какое-то время побыть дома

Проблема детского сада (отдавать ребенка или не отдавать) рано или поздно возникает в каждой семье.

И дело даже не в том, что во многих городах сейчас путевку в сад добыть не так-то легко.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Проблема гораздо шире, и она почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Итак, в принципе: отдавать или не отдавать? А может, лучше к бабушке? Или найти няню?

Вне всякого сомнения, родительское решение во многом определяется личным опытом. Тем не менее в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Учимся общаться

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, желательный для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться: человек с незапамятных времен — животное коллективное.

Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь — начиная со знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.).

Искусству общения, особенно со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

ОРЗ и иммунитет

Главный минус посещения детского сада — ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден.

Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче.

Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд.

Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, более или менее легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха, корь), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно.

Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно.

Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания.

Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не подхватим болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы.

  • Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе.
  • «Тепличные» малыши
  • Принципиально как раз совсем другое — не частота, с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают.

Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно ни при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с фактом посещения или непосещения ребенком детского сада.

Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости», отметим следующее.

Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода — не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т. п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука — на него всегда можно списать собственную несостоятельность как воспитателя.

Создание ребенку тепличных условий — норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т. п. — «недопустимые явления».

Но неужели возмущенные родители надеялись на то, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится?

Выводы очевидны — во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее — адекватным воспитанием с момента рождения.

С работой лучше подождать

Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, — особая проблема. Оставим споры на тему, когда это лучше сделать (в год или в три), педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос — где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад?

Абсолютно типична следующая ситуация: первого сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш «зарабатывает» свое первое детсадовское ОРЗ, а мама — первый отпуск по уходу за больным ребенком.

Однозначно следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время.

Потому очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.

Весьма существенный момент — время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать — активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.

Ваш ребенок — особенный?

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. У воспитательниц, как правило, свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать. Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо — накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть.

Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение, потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность при необходимости экстренно связаться с родителями.

Из досье «РГ»

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Самый первый в мире детский сад был открыт в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем в городе Бад-Бланкенбурге. А в России первые детские сады появились в Москве в 70-х годах XIX века. Они были платными, и только с 1900 года министерство народного просвещения начало субсидировать «занятия с деть ми дошкольного возраста».

Нынешний кризис с нехваткой мест в детских садах связан в том числе и с тем, что с 1990 года в стране вследствие перепрофилирования и приватизации дет ских садов число их сократилось почти вдвое — с 88 тысяч до 46 тысяч.

кстати

Медкомиссию лучше пройти заранее

Каждый ребенок перед тем, как попасть в ту или иную группу дет ского сада, должен обязательно пройти медицинскую комиссию. Это забота родителей.

Не оставляйте заботы с прохождением медкомиссии на последние дни, тем более в августе. В это время и так в детских поликлиниках яблоку негде упасть. А если окажется, что один из нужных врачей в отпуске — дело вообще затормозится.

Тем более редко, когда все врачи работают в один день и в удобное для вас время.

Как правило, при медкомиссии обязательно посещение участкового педиатра, который даст направление к другим специалистам: неврологу, отоларингологу, стоматологу, хирургу, окулисту, ортопеду.

Поэтому лучше всего заранее составить план прохождения медкомиссии. Но не спешите с анализами — ведь результаты некоторых из них действительны не больше месяца. Поэтому лучше всего анализы сдать не раньше чем за две недели до устройства в детский сад.

Детский сад: больше плюсов или минусов?

Получить путевку в детский сад – вовсе не значит этой путевке обрадоваться. В последнее время необходимость посещения дошкольного образовательного учреждения ставится под большой вопрос.

И когда есть возможность выбора: частный или государственный детский сад, или может быть, ребенку будет лучше с бабушкой или няней, или мама готова до школы находиться дома – тогда родители начинают взвешивать все «за» и «против» детского сада. 

Вспоминая выражение «Вам с какой новости начать, с хорошей или не очень?», начнем с той, что «не очень». Вернее, с минусов. Из вводных данных мы имеем среднестатистический муниципальный детский сад с численностью 25-35 человек в группе на двоих воспитателей.

Сложности адаптации. Судя по опыту, вероятность легкой или сложной адаптации к детскому саду – примерно 50/50. Есть дети, которые бегут в садик на всех парах. Нас с сыном ежедневно обгоняет один такой мальчик, который находится в группе с 8 утра до 7 вечера и, кажется, чувствует себя там, как дома.

А есть ребенок, который ходит в эту группу и к этому (хорошему) воспитателю третий год, но хнычет каждое утро. Процесс привыкания у каждого занимает разное время и может проходить очень болезненно, а может в исключительных случаях – совершенно незаметно. В основном, родители морально готовятся к первому сценарию.

Частые заболевания. Еще один большой минус затяжной адаптации в том, что психологический дискомфорт, который испытывает ребенок, прямо влияет на количество его больничных.

  Насморки, аденоиды, ветрянка, ОРВИ… Неделю ходим, две дома сидим – обычная практика первого года в детском саду. Редкие дети обходятся без больничных.

Среди таких счастливчиков, в основном те, чьи родители не считают чихание и кашель чем-то катастрофическим и не отказываются от посещения детского сада при этих симптомах. Малыши переносят на ногах какие-то мелкие вирусы и отличаются стабильной посещаемостью.

По признанию нашей воспитательницы, дети, которые не уходят на летние каникулы, а исправно ходят в сад все три летних месяца, практически не болеют в течение года. Устойчивый иммунитет к вирусам у них развивается в первый же год посещения. У остальных, как правило, количество больничных сокращается на второй-третий год посещения садика.

Неожиданные изменения в поведении (например, агрессия). Новые особенности поведения ребенка проявляются уже в первые месяцы детсадовской жизни.

Малыш сталкивается с системой воспитания, отличной от домашней, и реагирует на эти изменения, как умеет.

Самоконтроля ему пока не хватает, и тогда в лексиконе могут неожиданно появиться фразы вроде «Положи на место, я сказал», «Сели все», «Слушаем тишину», высказанные в резкой, крикливой манере.

Если родители отреагируют спокойно, если они будут без лишних эмоций, но с пониманием относиться к вспышкам гнева и своим поведением дадут понять, что в семье так не говорят, ребенок постепенно успокоится и перестанет переносить манеры воспитателя на домашнее общение. Часто появляются первые замахивания на родителей как копирка с поведения новых товарищей, некоторые из которых приносят силовые способы взаимодействия с окружающими из своих домов.

Появляются также угрозы. Например, на детской площадке всегда миролюбивая девочка может неожиданно отреагировать на малыша, который тянется к ее лопатке: «Я тебя сейчас стукну!»

Нежелательный лексикон тоже не заставляет себя долго ждать. Дети приносят из садика словечки, физиологические открытия, интимные вопросы – это тоже немаловажная часть их общения со сверстниками.

Читайте также:  Диета при запорах у детей: от 1 года до 7-8 лет (меню и режим питания)

Запугивания. К сожалению, нехватка квалифицированного персонала в наших детских садах, пренебрежение к современным методикам воспитания и большое количество детей в группах влияют на то, как воспитатели общаются с детьми. Часто действуют архаичные методы.

Проще накричать, чем объяснить. Действеннее припугнуть наказанием или тем, что за непослушным ребенком придет страшное существо, а мама не придет. Проще не разбираться, кто прав, а кто виноват в перепалке, а наказать всех сразу. Удобнее пристыдить, чем показать, как исправить ошибку.

Увы, непрофессиональное поведение воспитателей напрямую сказывается на нервной системе чувствительных детей.

И если родители не вмешиваются, не решают проблему, а пускают все на самотек, дело может усугубиться нервными тиками, страхами и отчаянным нежеланием посещать детский сад, в котором действуют такие методы.

Проблемы с едой. Больное место родителей детей-малоежек. В большинстве случаев мы не подготовлены к тому, чтобы дети хорошо ели в детском саду.

Много ли сейчас семей, домашний рацион которых повторяет стандартное меню детского сада: каша пшенная, суп молочный, салат из зеленого горошка и лука? Немудрено, что новая еда и форма ее подачи – это то, к чему детям придется привыкать.

Правило «ем за компанию» со временем действительно начинает работать, но начальный стресс от новшеств никто не отменяет. Поэтому в сентябре и октябре нового детсадовского года по вечерам так часто слышен диалог:

– Ну, что ты ел сегодня?

– Хлеб ел!

– Опять хлеб? Каждый день хлеб. Ну, а творожная запеканка? Ты же дома ешь ее.

Дома-то он ест, только в домашней запеканке, которую мама нарезает треугольником, как торт, больше сахара, ванильный привкус, сметанная корочка и много изюма. А в садике на тарелке лежит квадратный, не великой сладости кусок, к которому нужно как-то привыкнуть.

Мало внимания каждому ребенку. Когда в группе 25 малышей, сложно говорить об индивидуальном подходе. Детский сад – это прежде всего коллективная деятельность. Свои лидеры здесь тоже появляются: кто-то физически развит сильнее других, кто-то быстрее всех отвечает на занятиях, кто-то так хорошо читает стихи, что на утренниках ему всегда достаются главные роли.

Но пристальное внимание талантам и способностям в детском саду все-таки не уделяется, потому что задача воспитателя – пройти программу со всеми детьми: и способными, и отстающими. Для него все дети примерно на одинаковом уровне, и многих отличительных особенностей воспитатель просто не замечает.

А если ребенок стеснительный, то о сложных ситуациях в общении с другими детьми, о какой-то ссоре или грубом поведении воспитатель может и не узнать.

Поэтому задача присматриваться к талантам ребенка, узнавать о том, как идут дела в группе, что ребенку нравится, а что его тревожит, все-таки является первостепенной в проявлениях родительской заботы. Как и задача – отмечать минусы, которые влияют на настроение ребенка в детском саду, и уметь своевременно на них реагировать.

Ясли-сад: за и против

Ясли-сад: за и против

Споры тут, как говорится, неуместны. Посещать садик необходимо, хотя бы для того, чтобы ребенок мог общаться с детьми. А это полезно для развития речи, эмоционально-коммуникативной сферы, навыков самообслуживания.

Конечно, забота о детях в различных дошкольных учреждениях оставляет желать лучшего. И тут приходится выбирать наименьшее зло.

Никакие бабушки и дедушки не заменят детский сад. И мама, даже если не будет работать, а посвятит всю себя ребенку, тоже может навредить.

Ведь мамы, при всей их любви и желании помочь, при всех прочитанных ими полезных (и не очень) книгах по воспитанию очень смутно представляют себе, на самом деле, как надо правильно воспитывать и развивать ребенка.

Ведь необходимо применять методики, соответствующие возрасту ребенка, при этом действовать последовательно и целенаправленно. Родителям, к сожалению, абсолютно не хватает терпения, им сложно изо дня в день повторять с ребенком одно и то же, то, что, по их мнению, он уже и так хорошо знает.

Купив очередную интересную книгу по воспитанию или развитию, родители начинают обучать по ней ребенка, причем, чем быстрее, тем лучше. Потом покупается следующая книжка, и повторяется то же самое.

И никакая няня, к сожалению, несмотря на свое гордое звание, не сможет представить родителям последовательную программу развития ребенка. Хорошо, если накормит, почитает книжку и не разрешит целый день телевизор смотреть. А уж если у ребенка трудности в развитии, то настоящая, действительно полезная для него няня, еще не родилась на свет.

Таким образом, ни любящие и балующие бабушки и дедушки, ни непоследовательная мама, ни равнодушная и часто совершенно не подготовленная няня не смогут обеспечить гармоничное и последовательное развитие ребенка. Для правильного развития ребенка необходима, все-таки, какая-никакая системность. И ее может предложить только детский сад, причем, старой, «советской» закалки.

Да, минусов в нем столько, что устанешь перечислять, но плюсы важнее. Поэтому – идем в садик, но не торопясь.

Вот кусочек истории ребенка из не очень крупного городка. Девочка родилась ослабленная, с врожденным пороком сердца, перинатальной энцефалопатией, кривошеей и т.п. «цветочками». Мама отдала ее в садик в 1,5 года, а сама пошла работать, деньги ведь всем нужны. Девочка не хотела ни с кем общаться, и на нее просто махнули рукой. Ее развитие так и остановилось на уровне 2-2,5 лет.

Родители начали замечать проблемы только к четырем годам. Мама ушла с работы, стала посвящать все свое время развитию ребенка, правда, тянула ее к нормативам 4-5 лет. Девочка, конечно, «не тянулась», ведь налицо явная задержка развития.

Пришлось посоветовать маме вернуться в воспитании и развитии ребенка на уровень двух лет и начать наверстывать то, что было пропущено «благодаря» посещению садика.

Доверяй, но проверяй. Не отдаем полностью воспитание ребенка на откуп детскому саду. И, уж если ребенок имеет трудности в развитии, то не надо торопиться отдавать его в садик, тем более, в обычный.

Не закрываем глаза на проблемы ребенка и не надеемся, что они решатся от того, что такой ребенок будет общаться с обычными детьми. В простом садике ребенку с трудностями придется очень непросто.

Никакого специального развития он не получит, и, вероятно, может быть потеряна возможность действительно помочь ребенку, скорректировать его трудности. Плюс жалобы родителей всех других детей, которые, конечно, будут против присутствия особого ребенка в обычном саду.

Как рассказала одна мама: «Другие мамы хотели меня побить». И тут невозможно призывать к толерантности, терпимости, беспокойство мамочек вполне можно понять, ведь особые дети и ведут себя по особому, не всегда тихо сидят в уголочке, а могут быть весьма неадекватны, пусть не обижаются сейчас их родители.

Да, сейчас создаются, так называемые, интегративные детские сады, где здоровые дети соседствуют с особыми. Но ведь на это родители идут добровольно.

К тому же, коррекционный сад гораздо полезнее для особого ребенка. Другое дело, что сами родители, бывает, категорически не хотят замечать проблемы, но это – тема отдельной беседы.

Обычный, государственный садик гораздо предпочтительнее, чем частный. Во-первых, он практически бесплатный. Во-вторых, сотрудники государственного сада действуют по строго утвержденным программам и нормативам, чего вряд ли можно ожидать в частном саду. В-третьих, нагрузки в частном садике гораздо выше, надо же убедить родителей, что они не зря тратят деньги. А страдает ребенок.

И еще одно замечание. Некоторые родители пытаются заменить садик посещением 2-3 раза в неделю различных развивалок в надежде на то, что дети смогут там не только развиться, но и пообщаться с другими детьми.

Так вот, общаться там дети не успевают, а только «наполняются» знаниями, не всегда, впрочем, действительно нужными. К тому же, разные развивалки используют разные методики, а родители еще имеют обыкновение метаться из одного центра или кружка в другой.

Так что ребенок часто не успевает не только закрепить полученные знания, но и просто познакомиться с другими детьми. Польза, в общем, минимальная.

Возможно, самый оптимальный вариант заключается в том, чтобы, во-первых, отдавать ребенка в сад лет с трех, не раньше, а до этого стараться заниматься с ним дома, но только действительно полезными занятиями. Во-вторых, можно отводить ребенка в сад только до обеда, а потом забирать домой.

По крайней мере, какое-то время. Место должно быть для ребенка знакомо, а, значит, безопасно. Лица окружающих людей тоже не должны мелькать, как в калейдоскопе. Ну и, естественно, занятия, и это очень важно, должны проводиться последовательно, ежедневно и согласно установленным нормам.

Всем этим условиям отвечает только самый обычный сад.

Хочется пожелать успеха родителям в выборе сада, а также, чтобы у всех детей была возможность этот обычный сад посещать.

Все за и против детских садов

Рейтинг:  5 / 5

Минусы

Естественно, у детсада есть свои минусы. Прежде всего, это стресс, причина которому – разлука с мамой. Многие дети, которые почти весь день проводят без близких людей, чувствуют эмоциональную незащищенность. Чтобы ребенок мог нормально развиваться и учиться, ему нужно постоянно ощущать тепло и поддержку. В этом вопросе садик никогда не заменит семью.

Некоторые дети в саду психологически переутомляются из-за невозможности побыть в одиночестве или заниматься любимым делом. Также недостатком детсада считается негативное влияние сверстников. В любой группе всегда будут дети из менее благополучных семей. К этому нужно быть готовым.

Многие родители вынуждены отдавать в сад ребенка с кашлем или насморком, если только нет высокой температуры. В таком случае могут заразиться другие дети. Чтобы свести к минимуму негативное воздействие, нужно следить за состоянием здоровья малыша и укреплять его иммунитет.

Общение с детьми – это не всегда плюс. Обычно в группах воспитывается около 15 детей. Соответственно, педагог просто физически не может за всем проследить.

В итоге более напористые и наглые малыши могут отнимать у других игрушки и толкаться. Другие начинают ябедничать или подлизываться. Потому обучение малыша нормам общения – это задача родителей.

Можно прийти с ребенком на площадку и понаблюдать за его поведением издалека. Так, родители поймут, над чем стоит поработать.

Преимущества

Главный плюс детсада – это строгое соблюдение режима, что делает ребенка более дисциплинированным и благотворно сказывается на его здоровье.

В саду ребенок сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения. Причем это касается взаимодействия не только с детьми, но и с взрослыми. Чем раньше малыш научится общаться, тем легче ему будет по жизни.

Поскольку рядом с ребенком в детском саду нет ни мамы, ни бабушки, он вынужден самостоятельно ухаживать за собой. Если у малыша не все получается, ему обязательно поможет педагог. Если же в группе между ребятами устанавливаются теплые дружеские отношения, то дети могут и сами помогать друг другу.

В саду есть все возможности для физического и интеллектуального развития. Хотя стоит отметить, что такого образования будет мало. Потому родители должны в свободное время заниматься с ребенком в домашних условиях. Это должно быть рисование, лепка из пластилина, развитие речи, гимнастика. Также постепенно добавляется чтение и азы математики.

Некоторые родители предпочитают водить свое чадо не в детсад, а на занятия в центр раннего развития. На самом деле это не одно и то же. Если взрослым важно, чтобы малыш не только развивался умственно, но и учился общаться и решать спорные ситуации без помощи родителей, его стоит записать в садик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector