Подросший ребенок нуждается в большем количестве питательных веществ, чем обеспечивает ему материнское молоко или смесь. Именно поэтому с 6-месячного возраста ВОЗ рекомендует начать введение прикорма – пищи, которая со временем заменит грудное или искусственное вскармливание.
Медики разработали и предлагают родителям оптимальные схемы введения разных групп продуктов в детский рацион. Тем не менее, есть и другой способ познакомить кроху с пищей, которую едят взрослые. Его называют педагогическим прикормом. Давайте разберемся, чем такой вид прикорма отличается от традиционного и как его вводить.
- Знакомство ребенка с новой пищей происходит с учетом потребностей, зрелости малыша и его желаний.
- Младенец во время семейных трапез усваивает традиции своей семьи, связанные с принятием пищи.
- Маме не нужно тратить время на отдельное приготовление каких-либо блюд для крохи.
- Педагогический прикорм не вредит вскармливанию материнским молоком.
- Карапуз учится жевать, а его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
- При таком прикорме проблем с аппетитом у деток, как правило, не бывает.
- Нет необходимости покупать ребенку баночки с пюре и каши в коробочках.
- Научной базы по введению такого прикорма не существует.
- Обнаружить, какой продукт вызвал аллергию или расстройство стула, очень сложно.
- При первых пробах кроха может давиться пищей.
- Вся семья должна начать питаться правильно, исключив жареные, копченые, соленые и острые блюда. Впрочем, этот минус довольно скоро превращается в плюс для всех членов семьи.
О том, в чем заключается педагогический прикорм, смотрите в передаче доктора Комаровского.
Рассчитать собственную таблицу для традиционного прикорма вы можете, заполнив форму, расположенную ниже.
Малышу начинают предлагать педагогический прикорм с учетом физиологического, а также психологического развития крохи. При этом согласно рекомендациям медиков, до 6-месячного возраста никакую пищу помимо грудного молока ребенку не дают.
Одни младенцы готовы попробовать пищу с тарелки мамы в 6 месяцев, другие – в 7 или даже позже, то есть начало полностью индивидуально.
Педагогический прикорм не ставит целью насытить кроху новой пищей и вытеснить новыми блюдами грудное вскармливание. Начинать такой вид прикорма советуют при наличии следующих моментов.
- Физической готовности. Малыш уже умеет держать предметы в руке, а также поднести ложку ко рту. Когда в рот карапуза попадает пища, она не выталкивается языком. При этом челюсти ребенка совершают жевательные движения.
- Пищевого интереса. Малютка постоянно интересуется едой в тарелках других членов семьи, а также столовыми приборами.
- Физиологической готовности желудочно-кишечного тракта. Когда кроха пробует новый продукт, у него не появляется рвота, разжижение стула или аллергическая реакция.
Прежде чем дать ребенку первую микропорцию новой пищи, младенца знакомят с правилами поведения на кухне. Мама берет кроху на семейный завтрак или ужин, а также готовит рядом с ребенком.
Педагогический прикорм вводят так:
- мама кладет на свою тарелку свежую, вкусную и безопасную для ребенка пищу;
- кроха сидит на коленях мамы, держа свою ложку в ручке;
- когда мама начинает есть, малыш начинает проявлять интерес к содержимому маминой тарелки;
- как только карапуз потянется к пище, мама угощает малютку микродозой одного из продуктов; так называют крохотную порцию величиной с зернышко риса или головку спички, для жидких продуктов такая микродоза представляет собой один глоток;
- малыш ест продукт или выплевывает;
- если блюдо понравилось ребенку, ему дают еще до двух микроскопических порций того же блюда;
- в течение 3-5 дней понравившийся продукт можно продолжать давать в количестве не больше трех микродоз;
- далее при отсутствии отрицательных реакций детского организма на новую пищу количество продукта увеличивают до чайной ложечки.
- Введение педагогического прикорма не подчинено четкому календарю. Основным аспектом для начала такого прикорма является готовность крохи попробовать незнакомую пищу.
- Консистенция блюд, которые пробует ребенок, не изменяется. Малышу дают продукты в том же виде, в котором их едят родители, а не готовят пюре.
- Для ребенка не готовят отдельно. Для соблюдения этого и предыдущего принципов семья должна придерживаться здорового рациона. На тарелках родителей должны быть блюда из круп, овощей, кисломолочных продуктов, мяса, рыбы. Не следует предлагать ребенку сладости, жареное, колбасу.
- Пока малыш не научился держать ложку, пищу он получает из родительской тарелки, сидя на коленях у мамы. Примерно с 9-месячного возраста малыша можно усадить в свой стульчик, а еду для него переложить в его отдельную тарелку.
- Ребенка продолжают кормить грудью. Если ребенок вскармливается смесью, то педагогический прикорм не рекомендован. Одной из целей введения именно педагогического прикорма является поддержка ГВ до года и дольше. Ребенок, пробуя новые продукты, получает ценные питательные вещества из маминого молока, запивая им пищу с тарелки взрослого.
- Никогда не развлекайте детей за едой, потому что при педприкорме это не надо. Поощряя интерес карапуза к пище, которая его заинтересовала, кроху одновременно приучают к правильному поведению за столом. Не нужно допускать, чтобы ребенок безобразничал в тарелке. Если малыш начинает активничать, маме следует отодвинуть тарелку либо прикрыть ее.
- Ребенку нужно не предлагать еду, а посадить на коленки и есть с удовольствием рядом с ним: именно так формируется правильное отношение к еде, ее ценность, тогда ребенок очень хочет, чтоб ему также досталось. И только после этого отсутствие уговоров отпадает.
- Если ребенку очень понравилось какое-то блюдо, то его следует давать не чаще 1-2 раз в неделю, чтобы не нарушить процесс знакомства карапуза с другой пищей. Не следует настаивать на том, чтобы карапуз попробовал пока не интересную ему пищу.
Трудности знакомства с взрослой пищей бывают у многих малышей. В отношении педприкорма они заключаются в том, что ребенок после достаточно успешных проб и хорошего аппетита вдруг начинает отказываться от еды.
Это верный признак переедания, поэтому для решения проблемы несколько дней не берите кроху вместе с собой за стол. Если же ребенок в это время снова проявил интерес к пище родителей, препятствовать крохе не стоит.
К тому же, желательно при малютке есть с аппетитом, и показывать, как вам нравятся продукты в тарелке.
Известный педиатр не видит в педагогическом прикорме никакого вреда, но и полезным его не считает.
Комаровский уверен, что знакомство детей с овощами, мясом, злаками, кефиром и другими продуктами лучше проводить по традиционной схеме введения прикорма, которая более распространена и поддерживается педиатрами.
Такую схему популярный врач считает более безопасной и удобной, а педприкорм относит к способам развлечения родителей. Подробнее об этом смотрите в следующем видео.
Узнайте, в норме ли вес вашего ребенка, воспользовавшись следующим калькулятором.
Оценить статью можно здесь
Поделитесь статьей с друзьями, если она вам понравилась
Педагогический прикорм — педприкорм
Когда моей крошке доченьке исполнилось полгода, я естественно задумалась о прикорме. Посмотрела Комаровского, купила закваски для создания кисломолочного продукта из молока животного – хотя самого молока у нас с мужем в доме отродясь не было, как-то обходились без него. Но не лежала душа, не лежала… вчера, когда ещё не исполнилось полгода, и сегодня, когда уже исполнилось – что, изменился ребёнок и его пищеварительная система? Нет. Совершенно незнакомый продукт, хоть и приблизительно похожий на моё молоко – зачем давать?
В общем, размышления мои привели меня к тому, что я обратилась к консультанту по грудному вскармливанию. Хорошенечко меня поругав за слепую веру без обдумывания, она порекомендовала педагогический прикорм, как самый естественный вариант знакомства с пищей. Информации о нём в сети множество – вот хотя бы сообщество по теме http://ped-prikorm.livejournal.com/
Суть кратко – ребёнку предлагается пища, которая лежит в маминой тарелке – микродозами, для знакомства, на фоне кормления грудью. Предлагать можно с появления признаков готовности к сему действу – всё логично и природно.
- Кушать самостоятельно безопаснее сидя – первый признак готовности – умение сидеть.
- Кушать и пережёвывать возможно с появлением зубиков – ещё одно условие.
- Кушать самостоятельно ребёнок готов тогда, когда ему это интересно.
- Есть умение взять ручкой и положить себе еду в рот (то есть обязателен интерес к пище и умение брать).
Естественно, об обобщающих шести месяцах речь не идёт – это приблизительно-среднестатистическое, более имеющее отношение, наверное, даже к детям на искусственном вскармливании.
А так – педагогический прикорм является методом наших прапрабабушек, которые имели большие семьи и не имели возможности физически готовить несколько блюд — дали капельку с общего стола — ознакамливайся.
Цель педагогического прикорма – это знакомство с пищей. Постепенное и разумное. Мама ест гречку – дала крупиночку, малыш пробует и молочком мамы, которое тоже несёт в себе информацию и элементы гречки, пропивает.
Педиатрический обычный прикорм – это замена кормлений постепенная.
Конечно, схема приемлемая и проверенная – но для тех, кто осознаёт важность грудного вскармливания долго и не имеет целью быстренько перевести ребёнка на общий стол, неподходящая. Знаю множество случаев, когда ребёнок «отказался» от груди сам (самоотлучение, ага))) в 8-9-10 месяцев.
Это ложный отказ – из-за перекорма обычной пищей.
Грудное вскармливание важно как минимум полтора года – потому что полгода ребёнок не имеет физической возможности полноценно питаться чем-то иным, а ещё год – для того, чтобы все сезонные продукты испробовать на фоне грудного молока.
Отдельно хочется сказать о введении допоя – водички. Это очень важно для организма – получать чистую воду как минимум в количестве 30 мл на кг веса, особенно кормящим мамам, которые дополнительно отдают жидкость малышам.
Вода служит очищающим и питающим элементом – но для ребёнка на грудном вскармливании при условии педагогического прикорма необходимости в ней нет. Лучше питать полезнейшей доступной жидкостью – молочком, не заменяя пустой водой.
Тем более компоты и чаи – не ценные совершенно жидкости, которые вдобавок выводят воду из организма. Когда идёт полноценный прикорм – своя тарелочка (по опыту – где-то в районе года это происходит), тогда и появляется своя кружка и водичка.
Соки тем более позже – очень уж сложно переваривать концентрат, витамины не всасываются должным образом, 200 грамм сока содержит месячную норму сахара для ребёнка (!!!).
Прикорм сам по себе – это пища, отличающаяся по консистенции от грудного молока. Дети, которые получают баночное и перебитое пюрешечное питание, зачастую имеют проблемы с жеванием.
А это важно – учиться измельчать пищу самому, ведь и процессы пищеварения начинаются ещё в полости рта, при помощи слюны.
Я с детьми прекрасно обошлась без детских питаний и прочего – это прекрасно, скажу я вам, быть независимой от этого производства.
Пускай баночки и удобны – но хочется сказать пару слов о том, почему я лично категорически против этого искусственного корма для детей. Пюреобразное – это первое.
Консерва – пусть даже без консервантов (но я лично очень в этом сомневаюсь) — это не естественная пища для человека. Проваренные овощи-фрукты уже сами по себе имеют разрушенную структуру.
Вопреки расхожим мнениям, термическая обработка не совсем идентична процессу переваривания, она усложняет «опознавание» продукта желудочно-кишечным трактом человека.
В первую очередь при термообработке уничтожаются в продуктах элементы, которые помогают продуктам переваривать самих же себя. А ещё и законсервировали… а ещё и брокколи, тыкву или иное заморское чудо, которое мама не ела никогда. Абсолютно незнакомый продукт – бывают случаи неприятия организмом человечка подобной пищи.
Ну и вернёмся к перевариванию – молочко наше, как известно, самопереваривающийся продукт. Постепенно желудочек учится сам работать, но в первые дни особенно – мы видим, что молочко уже в ротике малыша начинает «творожиться», процесс пищеварения начат.
И вот в полгода мы предлагаем ребёнку еду, которая очень сложна и по сути своей бесполезна, заменяем ею бесценное и легко перевариваемое. Несостыковочка… разумнее гораздо предлагать в качестве первого прикорма сырые овощи и фрукты, ягоды. Понемногу, отслеживая реакции.
Учитывая тот факт, что при налаженном грудном вскармливании материнского молока достаточно для удовлетворения потребностей крохи до года так точно.
Пюре из кабачка и картошки – сомнительной пользы еда. Борщи со своей многокомпонентностью – так тем более. Прикорм – дело монокомпонентное и неторопливое. По обоюдному согласию).
На педприкорме детки имеют аппетит и не получают отвращения к еде – потому что никто не заставляет и никто не измучивается приготовлением отдельных блюд.
Наоборот – питание остальной семьи становится проще, а соответственно и здоровее).
Я не фанатично напираю на написанное – каждому своё. На здоровье влияет не только питание, но и множество иных факторов. Не считаю долгокормление панацеей от всего – знаю только, что мне важно сделать всё максимально зависящее от меня для здоровья детей, дабы не корить себя в будущем).
Дублирую для своего удобства — впервые статья была опубликована здесь http://bestmasik.com/prikorm-rebenka/ http://bestmasik.com/prikorm-rebenka-2/
И хочу ещё раз акцентировать внимание — прикорм в идеале не является средством накормить ребёнка. Изначально прикорм — это знакомство с пищей, которая будет питать в будущем.
Говорить о том, что прикорм — это потому, что в молочке мамы уже чего-то там не хватает — это может только неграмотный абсолютно в вопросах физиологии человек.
Грудное молоко берётся за эталон при составлении идеального рациона взрослого, и оно могло бы идеально питать и сорокалетнего — однако взрослому просто негде его взять.
Прикорм — это потому, что ребёнку придётся перейти на другое питание.
Классический прикорм, педагогический прикорм, с чего начать
tasty_mamaСпасибо всем за ответы к предыдущему посту. В очередной раз убедилась, что относительно детей нет готовых решений, а теории переменчивы, как направление ветра. Не стоит начинать кормить детей раньше 4х месяцев, а дальше все индивидуально. Я все еще жду похода к врачу, но вчера Матюша сел в шезлонге. Я положила его, отошла к плите, а через минуту обнаружила, что он сидит. Довольный как слон. Я положила его обратно, все-таки сидеть рановато. Но он готов к новой еде. Однозначно.
Последнюю неделю я размышляла о том, как собираюсь начинать прикармливать Матвея. Есть два подхода:классический с постепенным введением в рацион малыша пюре из различных продуктов и кашек, и педагогический — позволить малышу самому решать, что он будет есть. Вместо того, чтобы давать малышу пюре, вы кладете перед ним еду (достаточно мягкую, чтобы он не подавился) и малыш сам выбирает, что он будет есть. Или же ребенок сидит у мамы на руках, и берет с ее тарелки то, что хочет попробовать.
Я поняла, что классический подход мне гораздо ближе. Во-первых, смею надеятся, у мамы больше разума, чем у шестимесячного малыша. Что-то мне подсказывает, что я способна лучше понять, что нужно есть малышу, чем он сам. Слово «выбор» здесь не очень отражает действительность. Выбора у него все равно особо нет.
В конце концов, именно мама положит перед ним разную еду. Еда, которую ем я, не годится для малыша. У него только 12 зуба, а есть творог и разваренную морковь с броколли я не буду. Кроме того, детям больше нравятся сладкие вкусы, и если позволять малышу выбирать самому, все может ограничится сушками и бананами.
Малыш, еще не вполне владеющий своими руками, не сможет особенно ничего съесть самостоятельно, и будучи голодным, будет просить грудь.Кроме того, насколько я понимаю, такой метод подходит тем, кто кормит детей как минимуим до 1.5 лет грудью, и грудное молоко остается основным источником питания до этого времени. Это история не про меня. В год я завязываю.
Я считаю, что молоко имеет основную питательную ценность для малыша до 6 месяцев. Но переход от грудного кормления к обычному должен быть постепенным. Поэтому я кормила и Даню, и собираюсь кормить Матвея до года. Это не моя придумка, а так говорят врачи, и здесь я им верю. Скажу, что для меня кормление ребенка грудью до трех лет неестественно. Я считаю, что 1.
5 года — максимум. Опять же, каждому свое, не хочу никого обидеть, предлагаю длительность грудного кормления не обсуждать. Каждая мама лучше знает себя и своего малыша и поступает, как ей комфортно.Педагогический прикорм не очень подходит деткам с аллергиями, а таких сейчас много.
Не смотря на то, что я не связываю атопический дерматит с питанием, аллергическая реакция у Матвея на какую-либо еду может усугубить проблему. Поэтому я предпочитаю вводить новые продукты рукодствуясь лишь своим разумом и постепенно.Кстати, вот что сказал доктор Комаровский про этот метод прикорма.
А мне очень нравится этот доктор, именно своим разумным подходом к детям.
«По большому счету, педагогический прикорм — это методика, разработанная фанатами кормления по требованию до естественной инволюции.
Сплошь и рядом ребенок отказывается от любой другой еды, кроме мамы, и приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище. В целом это один из способов времяпровождения для мамы, никакой биологической целесообразности в нем нет, поскольку представить себе, как в естественных условиях малыш поедает некие «микродозы», совершенно невозможно, это просто смешно.
Резюме. Я не вижу в педагогическом прикорме ничего вредного. Но еще раз обращаю внимание: пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах.
Само собой разумеется, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников длительного грудного вскармливания, и отсюда — придумки, одной из которых является методика педагогического прикорма.
Я, тем не менее, не имею ничего против этой методики, поскольку она абсолютно безопасна — всего лишь один из способов развлечения родителей».
Но, элементы педагогического прикорма я тоже собирасюсь практиковать. Да, я буду кормить Матюшку пюре, но если он будет появлять интерес и к другой еде, и эта еда будет для него безопасной, я буду позволять ему пробовать. Более того, если какое-то пюре ему не придется по вкусу, я не буду настаивать и предложу ему другое.
С чего начать?
Сразу хочу заметить, что введение прикорма не такая уж сложная штука, как кажется многим мамам. У нас у самих гораздо больше заморчек в голове. Опять же, жу судя по вашим ответам у каждого все по-своему. Я считаю, что начинать нужно постепенно, но с целью вести как можно больше продуктов в рацион малыша до года. Сегодня советуют начинать с овощей или каш.
Почему не с фруктов? Опять таки из-за любви детей к сладкому. Считается, что если начать с овощей, больше шансов привить ребенку вкус к несладкой еде.Я начну с овощей, через пару недель добавлю каши. Почему? Да просто потому. Нет здесь никакой серьезной научной основы.
Матвей крупный малыш, каши более питательны, я пока не вижу необходимости его усиленно питать, поэтому начинаю с оощей. Опять же хочется приучить его к несладким вкусам, а в каше на воде все равно сладости больше, чем в кабачке. У меня есть еще одна причина. Каши разбавляют грудным молоком. Можно и водой, но лучше молоком. Это история не про меня.
Слово «сцеживание» при мне лучше не произносить:) Добавлять в питание ребенка искуственные смеси при наличии грудного молока, я считаю иррациональным.Но с таким же успехом можно начать и скаш, это не имеет большого значения. Если говорить о кашах, то хорошим началом прикорма считается рисовая каша, как наименее аллергенная.
Вчера мне привезли кучку контейнеров для заморозки.
Сейчас все сфотографирую и обсудим посуду, необходимую для прикорма. Вот оно самое интересное для мамы кулинара!!! Еще я планирую обсудить с вами целесообразность выбора био продуктов.
Комаровский жжет напалмом!
Просматривая в инете, что пишут про естественный/педагогический прикорм (для вебинара), наткнулась на очередной шедевр от Комаровского:
По большому счету, педагогический прикорм — это методика, разработанная фанатами кормления по требованию до естественной инволюции.
Сплошь и рядом ребенок отказывается от любой другой еды, кроме мамы, и приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище.
В целом это один из способов времяпровождения для мамы, никакой биологической целесообразности в нем нет, поскольку представить себе, как в естественных условиях малыш поедает некие «микродозы», совершенно невозможно, это просто смешно.
Резюме. Я не вижу в педагогическом прикорме ничего вредного. Но еще раз обращаю внимание: пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах.
Само собой разумеется, что данная схема не удовлетворяет фанатичных сторонников длительного грудного вскармливания, и отсюда — придумки, одной из которых является методика педагогического прикорма.
Я, тем не менее, не имею ничего против этой методики, поскольку она абсолютно безопасна — всего лишь один из способов развлечения родителей.
http://www.komarovskiy.net/faq/peda…ij-prikorm.html
Феерический бред!
педагогический прикорм — это методика, разработанная фанатами кормления по требованию до естественной инволюции — на минутку, именно по методу естественного прикорма детей кормили на протяжении тысяч лет, т.к. все эти педиатрические схемы и детское питания появилось только в 20 веке!
Сплошь и рядом ребенок отказывается от любой другой еды, кроме мамы, и приходится придумывать всякие ухищрения, дабы хоть как-то привлечь его внимание к другой пище.
— как показывает практика, мамы, которые кормят своих детей по методу естественного прикорма, как раз и не испытывают проблем «мой ребенок не хочет есть».
Эта проблема исключительно явление 20 века и появилась как раз после рождения на свет педиатрического прикорма — очень подробно об этом описано в книге Карлоса Гонсалеса.
никакой биологической целесообразности в нем нет, поскольку представить себе, как в естественных условиях малыш поедает некие «микродозы», совершенно невозможно, это просто смешно любопытно узнать, где в естественных условиях малыш поедает кефирчик :-)) а если отбросить смех и вспомнить, что у 70% современных детей непереносимость коровьего белка, то схема введения прикорма с кефирчика, которую проповедует доктор Комаровский — это чистой воды вредительство и угроза для здоровья ребенка.
пока не было модным кормить ребенка грудью до трех лет, никто про педагогический прикорм не говорил, поскольку есть удобная безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах это просто апофегей! модным кормить до 3х лет ))) тысячи лет женщины кормили детей грудью, не глядя на календарь и средняя продолжительность ГВ была 3-7 лет. Тысячи лет! Модным стало как раз кормить детей смесью, укладывать спать в отдельной комнате и кормить пюрешками из баночки и моде этой чуть меньше 100 лет. Как-то совсем плохо с историей у доктора Комаровского.
безопасная система нормального прикорма, описанная во многих книгах ох, как лукавит доктор Комаровский! ох, как лукавит! Ибо любой, кто как раз начнет смотреть эти схемы по книгам, первым делом сталкнется с тем, что все эти схемы разные! причем иногда просто диаметрально противоположные! нет и никогда не было ОДНОЙ системы педиатрического прикорма. И безопасной ее назвать — это очень сильно.
Педиатрический прикорм был разработан специально для детей не смеси. И предназначен только для них.Доктор Комаровский, видимо, совершенно не в курсе разницы между детьми на смеси и детьми, которые вскармливаются естественным путем ((
Опять убедилась, что от деятельности этого персонажа вреда больше, чем пользы.
Первый прикорм при грудном вскармливании (по Комаровскому, таблица)
Популярный украинский педиатр Комаровский убежден: прикорм – это способ приучения малыша к взрослой пище. Каким именно должен быть первый прикорм при грудном вскармливании Комаровский также знает. Причем его советы часто идут вразрез с традиционными устоями. Но заочный спор с ними известный доктор обычно выигрывает.
Если в интернете вам встречалась таблица прикорма детей до года, то вы обращали внимание, что на первом месте часто стоят овощные пюре, в которых витаминов, железа и минеральных солей больше, чем в кисломолочной продукции. Однако Комаровский советует остановиться именно на последней.
В противном случае грудничку придется пережить резкое изменение состава еды (от молока матери – к овощам). А это чревато кишечными расстройствами. Поэтому доктор Комаровский утверждает: нужно начинать прикорм с наименее вредных, а не с наиболее полезных продуктов. То есть с кисломолочных.
Что касается сроков начала прикорма, то классический вариант – 6 месяцев. Раньше малышу взрослая пища не нужна, все, что нужно, он получает с материнским молоком (разумеется, самой маме нужно хорошо питаться). Если же по каким-то причинам молока мало или нет совсем – опять же нужно не переходить к взрослой еде, а покупать хорошую смесь.
Как таковой таблицы прикорма до года у Комаровского нет. Все-таки в каждом конкретном случае нужно учитывать индивидуальные особенности. Однако можно опираться на предлагаемую доктором схему.
Идеальное время для прикорма – первая половина дня, с 9 до 11 часов. На первый раз нужно давать две-три чайные ложки кефирчика, а затем докармливать грудью либо смесью из бутылочки.
Следующий этап – наблюдение. Как малыш себя чувствует? Если все хорошо, процесс приучения к взрослой пище можно продолжать. Доза увеличивается в два раза. Потом – еще в два и т. д. Опять же – под наблюдением. Если что-то не так – прикорм следует прекратить.
На 4-й – 5-й день в кефир можно добавлять ложечку творога (все это тщательно перемешивается). Творог должен быть свежим, чистым. Далее доза творога увеличивается вдвое и т. д. С 6 до 8 месяцев грудничок может съедать около 30 грамм творожка, позже – 50.
Когда с начала введения прикорма прошло около 4 недель, можно вводить молочно-крупяные каши. Время – вечернее (перед сном). Начинать следует с гречневых, овсяных и рисовых. А лучший «растворитель» для них – молочная смесь.
(No Ratings Yet) Loading…
Новое видео
Подпишитесь на Вестник Нафтана на YouTube!
Педагогический прикорм при грудном вскармливании: правила и сроки
Молодые родители нередко путаются в понятиях, касающихся методик прикорма. Много вопросов обычно вызывает педприкорм (педагогический прикорм). Но это легко исправить.
Depositphotos.com monkeybusiness
Различают прикорм двух видов.
- Педиатрический прикорм привычен для многих мам. В рацион крохи вводят определенные продукты согласно возрасту. Среди них немало коробочек и баночек со специальным детским питанием. Все делается по рекомендации детских врачей, причем схема такого прикорма уже давно стала традиционной. Плюс методики – постепенное знакомство ребенка с новыми продуктами, что позволяет исключить из меню аллергены. Второе преимущество – удобство составления полноценного детского рациона благодаря подробным возрастным таблицам.
- Педагогический прикорм подразумевает использование тех же продуктов, что ест мама малыша. Основным остается грудное вскармливание, но по мере развития ребенок может брать с маминой тарелки то, что ему хочется. Если кроха на искусственном вскармливании, педприкорм для него не рекомендуется. Методика основана на понимании того факта, что питательные вещества в рационе мамы и в грудном молоке – одни и те же.
Главный плюс, по мнению сторонников педагогического прикорма, что во время завтраков, обедов и ужинов малютка питается вместе с родителями и копирует их поведение. Младший член семьи может сразу кушать неопасные для него (по размеру и консистенции) кусочки продуктов с общего стола, в результате чего в будущем у него не возникнет проблем с пищеварением и нарушения аппетита.
Как только ребенок достигает годичного возраста, он может полностью перейти на взрослый стол. Это позволит молодой маме оставлять малютку с родственниками и не беспокоиться о его питании.
Что думает доктор Комаровский?
По мнению детского врача Евгения Комаровского, педприкорм – результат многолетней работы приверженцев кормления по требованию. Если малыш категорически отказывается от любой еды, кроме маминого молока, родителям приходится «хитрить».
Комаровский обращает внимание на то, что самостоятельно питаться малыш все равно не будет.
«Методика педагогического прикорма безопасна, только если постоянно наблюдать за ребенком, и, пока не стало модным грудное вскармливание, никому не приходило в голову искать альтернативу традиционному способу прикорма», – считает детский врач.
Правила педприкорма
- Малыш питается вместе с родителями. Отдельно готовить для ребенка не нужно. На столе находится ограниченное количество еды.
- Пища ребенку выдается из тарелочки в ручку. Так с ранних пор малютке прививается культура питания.
- Пока ребенок пытается дотянуться до еды, ему подносят микродозы. Если интерес к еде пропал – малыш насытился.
- Микродозы – маленькие кусочки еды, не больше горошинки. Попадая в ЖКТ, они не причиняют дискомфорта и выходят в слегка переваренном или первичном виде.
В детском организме вырабатываются ферменты, а «взрослая» пища хорошо воспринимается пищеварительной системой.
- Во время введения педприкорма малыш остается на грудном вскармливании.
- Объемы твердой пищи в меню ребенка постепенно увеличивают.
- Одного за столом кроху не оставляют.
Нужно внимательно наблюдать за ним и при необходимости помогать справляться с кусочками пищи.
Положительные моменты
- Малыш быстро осваивает глотательные и жевательные рефлексы. Легко учится орудовать ложкой и увереннее чувствует себя за столом рядом с родителями.
- В дальнейшем у ребенка не возникает проблем с аппетитом: не нужно уговаривать покушать или развлекать во время кормления. Малоежки при использовании методики педагогического прикорма – редкое явление.
- Грудное вскармливание остается главным элементом детского меню.
- Быстрая адаптация к рациону питания всей семьи (родителям не надо готовить отдельную пищу для малыша). Налицо – экономия времени, которого молодой маме вечно не хватает, и бюджета.
- По достижении 9-ти месячного возраста малыша уже можно ненадолго оставлять на бабушек или няню, поскольку он уже готов к предлагаемой ему пище – такой, какую едят все члены семьи.
Трудности преодолимы
Педприкорм имеет и минусы (к счастью, временные):
- Первое время малыш нередко языком выталкивает назад кусочки еды. При этом он может кашлять, что тревожит родителей. Тут важно различать две ситуации: когда ребенок не способен справиться с крупными кусками еды и когда пытается прожевать, но давится. Опыт показывает, что малютка быстро учится разжевывать пищу, если не проявлять по отношению к нему бурных эмоций.
- Трудно определить, на какой из продуктов у крохи проявилась негативная реакция – диатез или жидкий стул (к теме аллергии мы еще вернемся).
- За столом ребенок неизбежно пачкается, рассматривая пищу и играя с ней. Это естественно для его возраста, но может нервировать маму.
Родители хотят для своих деток самого лучшего. Поэтому если малютка ест то же, что и мама с папой, это ведет к пересмотру взрослого рациона. В результате вся семья переходит на здоровое питание.
Маме понадобится помощь – сложно готовить и одновременно смотреть за малышом. И времени на кухне придется проводить больше. Ведь со стола исчезнут полуфабрикаты, острые приправы, соусы, жареные и жирные блюда.
Сколько и когда?
Педприкорм рекомендуется вводить с 5,5 месяцев посредством микродоз, которые равняются объему пищи в маминой щепотке. Начинать следует с монопродуктов, в данном случае – с какого-то одного овоща.
К концу первой недели малыш сможет пробовать до 3-х продуктов одновременно.
Если родители придерживаются теории педагогического прикорма, они выберут удобное для всех питание с обилием гарниров, необходимых малышу: круп, овощей и т. д.
С новой пищей детей грудного возраста (от 4 недель до 1 года) знакомят с помощью микродоз.
Приучать к общему столу рекомендуется постепенно. Для начала хватит и одного застольного обеда с мамой. Далее количество таких кормлений в сутки увеличивают.
Последовательность ввода продуктов в детское меню не имеет столь большого значения, как в случае с педиатрическим прикормом. Ведь в данном случае основную роль играет знакомство крохи с новыми видами пищи, а не ее обязательное съедение.
- Педприкорм начинают с каш или творога, сыра или йогурта. В первый раз достаточно 2-3 микродозы, каждая – размером в 1-2 рисовых зернышка.
- К концу первой недели порции постепенно увеличивают до объема 1-2 горошин. Уже допускается предоставлять малышу на самостоятельное съедение сушку, яблоко и морковку.
- Спустя месяц порции продолжают расти. Ассортимент продуктов расширяется. В рамках педагогического прикорма не следует давать ребенку много однотипной еды. Регулярно предлагайте крохе попробовать что-то новое.
- К возрасту 8-ми месяцев малыш сможет осилить до 50 г конкретного блюда за одно кормление. К этому моменту он уже должен самостоятельно сидеть за столом в своем стульчике для кормления.
Сохранение традиций
Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.
Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.
Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.
Если ребенок страдает аллергией
В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.
Организм ребенка крайне чувствителен к пище, и даже без видимых причин у него могут проявиться первые симптомы аллергии.
- Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.
- Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.
- Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.
Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны.
Поэтому каждый родитель вправе выбирать.