Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Онлайн-курсов вокруг множество, а вот закончивших их — гораздо меньше. Мы знаем, что учиться можно всю жизнь, да вот беда, если перед нами не маячит экзамен, мы перестаём куда-то двигаться.

Уехать работать под пальмы сегодня просто, а вот соблюдать дедлайны, нежась в шезлонге у моря, гораздо сложнее. Сила воли становится основным качеством успешного человека.

Педагог и психолог Ирина Беляева рассказывает, можно ли её измерить и — самое главное — как воспитать её в ребёнке.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что такое сила воли и откуда она берётся

Проявляя силу воли, человек воздерживается от нежелательных действий («я не буду») или предпринимает такие («я буду»), которые не приносят ему удовольствия и, даже наоборот, заставляют прилагать усилия (решить ещё 10 задач по алгебре или проплыть ещё 3 километра) для достижения цели («я хочу»).

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Роберт Сапольски, нейробиолог из Стэнфорда, считает, что сила воли — биологический инстинкт, призванный защитить нас от нас самих и наших сиюминутных желаний. А раз это врождённое качество, то где-то в нашем мозгу должны быть структуры, которые управляют им.

 И они есть. За такие вещи, как способность удерживать цель, корректировать движение к ней, контролировать своё поведение, подавлять инстинктивные порывы, отвечает префронтальная кора головного мозга.

Её исполнительная функция — сознательный контроль мыслей, чувств и эмоций.

То, что в нас зашит механизм, который склоняет нас выбирать более сложные задачи и защищает от самих себя и сиюминутных желаний, — хорошая новость. Но ещё радостнее знать, что мы можем влиять на работу этого механизма, делать себя сильнее и в итоге — счастливее.

Время, когда мы обсуждали, предопределяет ли размер мозга нашу гениальность, позади. Мы можем выращивать свой мозг, выполняя определённые упражнения

Префронтальную кору можно укрепить как бицепс или мышцы пресса, и, хотя результаты не будут заметны невооружённым глазом (к счастью, у нас есть МРТ), наша жизнь может измениться кардинально.

Почему нельзя закалять волю с рождения

Воодушевлённые новым знанием родители могут броситься закалять характер ребёнка буквально с рождения, но существуют законы природы, которые мы не можем обойти. В дошкольном возрасте нейронные связи в префронтальной коре только формируются, поэтому дети до 6-7 лет практически не способны к самоконтролю. Им нужна помощь взрослого.

Мы можем уже в раннем детстве обеспечить ребёнку максимально благоприятные условия для развития мозга. Внимательное отношение, регулируемый стресс, отклик на его желания, уважение к чувствам и настроению, предсказуемое окружение — всё то, о чём нам рассказывает теория привязанности, вкупе со здоровым образом жизни обеспечивают идеальные условия для развития мозга, а значит, и силы воли.

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Получается парадокс. Хотите вырастить героя со стальной волей? Носите его на руках, будьте рядом, позволяйте плакать и утешайте в раннем детстве. Следующим шагом будет изучение и приручение чувств.

В возрасте 3-6 лет мы вместе с детьми погружаемся в океан эмоций и пытаемся научиться в нём жить, плыть и даже управлять течениями. И лишь после этого этапа стоит серьёзно заниматься прокачкой воли.

Сила воли — это мышца, которую можно нарастить

Важно помнить два основных правила тренировок: чтобы достичь успеха, заниматься нужно регулярно. Будут взлёты и падения, но в целом именно регулярность даёт устойчивый рост.

При этом чрезмерные нагрузки показывают противоположный результат. Усталое тело сложно заставить заниматься спортом, и любой спортсмен будет заботиться о своём здоровье и режиме. То же самое с мозгом.

Усталая психика не может напрягаться.

Если вы хотите закалять волю, следите за тем, чтобы избегать стрессов, высыпаться и быть в хорошей физической форме

Если у ребёнка хронический стресс из-за напряжения в школе или неурядиц в семье, сначала важно восстановить гармонию, а потом думать обо всём остальном. Вы же не будете обливать ледяной водой и отправлять бегать по снегу человека с бронхитом?

Если мы уверены в своей хорошей психической форме, можно переходить на следующий этап: наращивать нейронные связи, использовать новые ментальные установки, прибегать к лайфхакам, помогающим управлять собой, и уверенно идти к цели.

1. Расскажите ребёнку, что такое сила воли и для чего она нужна

Выберите цель — предложите несколько или спросите у него, чему он хочет научиться. Определите срок достижения цели и то, как вы будете измерять успех. Простой чек-лист на неделю или месяц творит чудеса. Расскажите, что иногда будет сложно и предложите варианты, как бороться с трудностями, поддерживайте и любите.

Поймите, что всё желаемое, всё, чему он хочет научиться, уже есть в вашем ребёнке. Осталось только пробудить и раскрыть эти умения и навыки. В нас всегда скрыто больше, чем видно снаружи и даже чем мы думаем сами. Помогите внутренней силе выйти наружу, и ваши дети поймут: в этом мире для них нет ничего невозможного.

2. Научите ребёнка мыслительным упражнениям

Оказывается, существуют несложные мыслительные упражнения, которые позволяют увеличить мозг. И заниматься ими можно с раннего детства (в садах США, Европы и даже России начинают с 4-5 лет). Этот подход известен под названием майндфулнесс, или «управление вниманием».

По сути майндфулнесс — техника восточной медитации, но освобождённая от какого-либо философского или религиозного налёта. Осознанное управление своим вниманием помогает противостоять тому, что отвлекает нас изнутри (мысли, желания, чувства) и снаружи — звуки, запахи, люди, образы.

Согласитесь — важное умение для любого школьника.

В сети легко найти десятки упражнений, но начать можно с самого простого — с фокусировки на своём дыхании. Заведите себе и ребёнку «дыхательного друга» — это может быть небольшая мягкая игрушка. Положите её ребенку на живот и предложите сделать глубокий вдох — так, чтобы живот поднялся, и медленный долгий выдох: «дыхательный друг» будет подниматься и опускаться вместе с животом.

Здорово, если выдох будет примерно в два раза длиннее вдоха, — это снижает вариабельность сердечного ритма и приводит нас в состояние покоя и сосредоточенности.

Но можно и просто дышать в том ритме, который комфортен. Важно постоянно ловить ускользающий луч внимания и направлять на дыхание.

Это простое упражнение не только поможет растить кору мозга, но и сослужит вам и детям хорошую службу в стрессовых ситуациях.

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Сила воли предполагает, что человек будет проходить испытания и справляться с вызовами, не имея немедленного позитивного подкрепления. Если вы уверены, что в итоге получите то, чего хотите — бороться за это гораздо проще. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» подробно рассказала, как именно ментальные установки влияют на успех детей в учёбе и в жизни.

Установка на данность: «тебе дано», «тебе не дано», «ты — математик, актёр, художник, неудачник» — путь в никуда. Важно постоянно транслировать детям установку на рост. Если сегодня у тебя 18 ошибок в сочинении, значит тебе есть куда расти и ты не боишься браться за сложные задачи. А если у тебя всегда только пятёрки, может быть, ты просто не пробовал сделать что-то по-настоящему сложное.

4. Заставьте ребёнка поверить в успех и в себя

Ошибки помогают лишь тем, кто в себе уверен. И это как раз задача родителей: выстроить обратную связь с детьми так, чтобы они любили свои ошибки, легко принимали вызов, знали, что могут всё. Вопрос лишь во времени и усилиях.

Психологи называют это самоэффективностью — уверенность в своей способности изменить ситуацию к лучшему и достичь цели.

Если ты веришь, что у тебя есть навыки и задатки для достижения желаемого и продвижение к успеху зависит от тебя, а не от окружающих условий, то ты скорее склонен делать то, что неприятно и тяжело.

Многие считают, что самоэффективность важнее мотивации. Какой смысл хотеть, если ты не веришь, что сможешь получить это? Классический путь к повышению самоэффективности: поставить цель, приложить усилия, тренироваться, получить обратную связь.

И это совсем не обязательно должны быть школьные успехи. Даже наоборот, спортивные достижения или прикладные умения более наглядны, чем продвижение по академической лестнице.

Возможно, вы учитесь садиться на шпагат, кататься на лыжах или плести макраме, важно, чтобы результат был налицо и вывод «я — смогу, если приложу усилия» напрашивался сам собой.

В подобных упражнениях помогут различные чек-листы, моральная поддержка, напоминания и фиксация промежуточных результатов. Сила воли — мышца. Прокачав её в сфере, которая доставляет удовольствие и радость (будь то футбол или пение по нотам), вы сможете использовать этот потенциал при подготовке к ЕГЭ.

5. Правильно поддерживайте ребёнка

В любых тренировках бывают взлёты и падения, и сила воли не исключение. Это — нормально, это — жизнь.

Но как мы реагируем на неудачу? Вчера казалось, что дочь так искренне приняла решение делать уроки до проверки мессенджеров, а сегодня она снова сидит в телефоне уже второй час, хотя учебники даже не доставала.

Ну, конечно, она хотела только на минуточку заглянуть и вдруг оп — пролетело два часа. Хочется рассказать ей всё, что по этому поводу думаешь, обвинить в безволии, нарушении договора, пригрозить страшным будущим дворника. Но именно это делать не надо.

Келли Макгоникал в своей книге «Сила воли. Как развить и укрепить» описывает эффект «какого чёрта».

Все мы срываемся, но если при этом ругаем себя и обвиняем в неспособности следовать задуманному, часто следующей мыслью идёт: «Какого чёрта! Я уже съел пирожное, можно приняться и за торт!». То же самое и в случае с уроками: «Мама будет ругать в любом случае — можно доиграть эту миссию».

«Я уже не успею сделать весь английский, так зачем браться за домашнее чтение». Да, я такой, а раз я такой, то нет смысла стараться прыгнуть выше головы — всё равно ничего не выйдет.

Что можно сделать? Для начала выйти и подышать, а когда успокоитесь, вернуться и мягко напомнить, что дочь вроде бы собиралась поступать иначе. Да, сорвалась — бывает, но это нестрашно, важно просто начать сначала. Ну и, может быть, выключать звуковые уведомления на телефоне.

6. Напоминайте о цели, когда хвалите

В той же книге Макгонигал описывает эксперимент, в ходе которого проверяли, как изменение фокуса внимания влияет на наше поведение. Исследователи общались с женщинами, которые хотели похудеть.

После недельной работы над собой в спортзале одних хвалили, подчёркивая их заслуги и тяжёлый труд, вторым же напоминали о цели. Им говорили, что результат — стройная фигура — для них, очевидно, важен, раз они готовы так много тренироваться.

После этого разговора женщинам предлагали выбрать булочку или фрукт.

Те, кого хвалили за тяжёлый труд, чаще выбирали сладкое («я имею право на награду!»), чем те, кому напомнили о цели

То есть когда после очередной победы дочки на математической олимпиаде хочется воскликнуть «Ты — математический гений! Супер!», то стоит добавить и другое. «Такой результат показывает, что ты неплохо поработала, ведь для тебя важно твоё продвижение в алгебре».

А что делать, если ребёнок занял последнее место? Тогда можно сказать: «Ты принял вызов и пошёл туда, где тебе сложно, и есть место для роста. Это — мужественное решение. Если будешь продолжать в том же духе, ты добьёшься успеха и получишь всё, что хочешь».

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Очень часто мы принимаем неверные решения из-за того, что обещаем себе начать новую жизнь только с января или понедельника. Сегодня можно позависать в YouTube, просматривая любимых стримеров, а к экзамену начать готовиться завтра.

Это нормальный подход, но он ведёт в никуда. За день до экзаменов вдруг обнаруживается, что весь последний месяц был отдан Youtube, а не геометрии. А раз время безвозвратно упущено, значит, и этот последний день можно провести в сети, ведь «перед смертью не надышишься». Типичная история. Важно просто знать об этом и рассказывать детям.

Попробуйте договориться учиться меньше — полчаса, двадцать минут, но ежедневно. Предложите ребёнку заниматься зарядкой по утрам всю неделю ровно столько, сколько он сделает в понедельник.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Пусть это будет десять приседаний и два отжимания, но ежедневно.

Секрет искусства маленьких шагов не в том, чтобы совершать глобальные подвиги, а в том, чтобы уметь вводить новые полезные привычки в повседневную жизнь.

8. Не забывайте напоминать про успех в итоге

Если отчётливо представлять себя за фортепьяно в Карнеги-холле, возможно, ежедневные упражнения будут не столь утомительны. Вообще при определении цели помогает увидеть и подробно описать, что мы получим в результате. Заветный пьедестал, способность легко говорить на новом языке и поездка в любимую страну, поступление в школу мечты, главная роль в пьесе?

Чем чётче мы увидим свершившееся, тем легче нам будет поверить, что это возможно. Наша самоэффективность возрастёт.

Помогает и предвкушение награды: все знают о силе и опасности дофамина (Гормон, который вырабатывается в больших количествах во время положительного опыта — к примеру, секса или приёма вкусной пищи. — Прим. ред.

), но он вполне может стать нашим другом, если, выполняя необходимые рутинные задачи, мы предвкушаем приз. У каждого это может быть что-то своё — компьютерные игры, мультики, футбол с друзьями, болтовня с подругой.

9. Подавайте пример и начните с себя

Мы созданы так, что невольно подражаем окружающим. То есть, если в семье приняты утренние пробежки, хайкинг и спортивные игры в выходные, а по вечерам все что-то учат или творят — с большой долей вероятности ребёнок подхватит этот «вирус».

Так что и тут работает универсальный совет: «Хочешь научить чему-то ребёнка, начни с себя». Но даже если вдруг у вас нет времени или сил на подобный образ жизни, отчаиваться рано. Можно найти хорошую компанию: кружок, секцию, школу в конце концов.

Спортивные занятия считаются универсальным и самым эффективным способом тренировки воли, так как в них легко ставятся цели, определяются шаги к их достижению и измеряется результат. Но и тут важно не переусердствовать.

Вдохновляют нас на подвиги не только соседи и папа, но и супергерои (подробнее об этом рассказывает Джейн Макгонигал в книге SupperBetter) или кумиры, с которыми мы никогда не встречались, но хотим быть на них похожи. Важно, чтобы образ героя в нашей голове имел очень ясные очертания.

Определившись с примером для подражания, хорошо бы понять, какое именно его качество вы хотели бы развить в себе. Скорее всего, оно уже есть в вас, но просто пока спит. Мысли о любимом персонаже и том, как он поступит в той или иной ситуации, могут серьёзно поддержать в момент сомнений.

Иллюстрации: Shutterstock (Maria Skrigan)

Как сформировать у ребенка чувство уверенности в себе

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

На формирование уверенности в детском возрасте влияют различные факторы: отношение к ребенку родителей, сверстников, педагогов, а также первые удачи и поражения. Когда ребенок идет в школу, его качества и способности проходят серьезную «проверку» на прочность. Чтобы это испытание прошло успешно, родителям стоит заранее, с четырех-пяти лет, заняться воспитанием у детей уверенности в себе и своих силах.

Формирование уверенности у дошкольников: 6 рекомендаций родителям

На сегодняшний день психологи выделяют шесть основных правил, которые помогают тем или иным образом сформировать у ребенка уверенность в себе.

1. Начните с себя

Дети перенимают многие черты характера и особенности поведения родителей. Поэтому прежде чем начать воспитывать уверенность в ребенке, обратите внимание на свои взаимоотношения с супругом (ой).

Дети очень болезненно реагируют на родительские ссоры, даже если не являются их участниками или свидетелями. Напряженная атмосфера, царящая в доме после любого конфликта, негативно влияет на эмоциональное состояние ребенка, подрывая его доверие к родителям.

Старайтесь проявлять уважение друг к другу при любых обстоятельствах, тогда и ваше чадо будет чувствовать себя увереннее. В семьях, где плохой «микроклимат», дети вряд ли вырастут оптимистами и будут хоть сколько-нибудь социально успешными.

Неуверенность родителей в себе передается ребенку, который воспроизводит их низкую самооценку. А она, в свою очередь, может стать причиной его неудачи в любой деятельности – так возникает порочный круг.

По мнению некоторых специалистов, воспитание у ребенка уверенности не должно быть самоцелью родителей. Прежде всего, формируйте в нем гармонично развитую личность.

А для этого нужны беседы с ребенком, поощрение его инициативы, уважение личности ребенка, нормальный микроклимат в семье.

Узнать о том, как воспитывает своего сына Александра певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы сможете, посмотрев передачу «Мы–родители».

2. Развивайте коммуникативные навыки

Уверенность в себе формируется в ходе взаимодействия с другими людьми. Научите ребенка выражать свои желания и чувства. Застенчивые дети зачастую идут на поводу у чужих мнений из-за того, что не умеют или стесняются объяснить окружающим то, что хочется им.

Необходимо обучать таких детей навыкам общения со сверстниками. Для этого можно составить перечень фраз, которые помогают построить разговор, и репетировать диалоги на разные темы.

Хорошим подспорьем для таких занятий являются сюжетно-ролевые игры, где каждому участнику предоставляется возможность побыть в главной роли.

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая ребенка с другими детьми, причем не в его пользу, взрослые рискуют сформировать у него комплекс неполноценности, который мешает гармоничному развитию личности.

Отсутствие у ребенка уверенности в поддержке родителей приводит к тому, что он начинает чувствовать себя нелюбимым и нежелательным. Для нормального развития детям необходимо находиться в атмосфере любви и психологического благополучия.

Ребенку важно быть уверенным, что в трудную минуту родители всегда придут ему на помощь.

4. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть

Нередко взрослые хотят, чтобы их дети обладали какими-то конкретными качествами и способностями, которые они считают полезными для ребенка. Стремясь воспитать их в своем в малыше, родители не замечают или не ценят тех качеств, которые есть у ребенка.

Старайтесь объективно оценивать свои ожидания от детей: не являются ли они чересчур завышенными? В этом случае ребенка может преследовать страх не соответствовать вашим ожиданиям, боязнь неудачи, которые подрывают основу его веры в себя. Имеет значение и то, насколько хорошо взрослые умеют понимать потребности и интересы своего чада.

Примите ребенка как личность. Тогда поводов для упреков станет меньше, а поводов для гордости и похвалы – значительно больше.

5. Развивайте таланты и способности

Помогите найти ребенку такое занятие, которое помогало бы развивать имеющиеся у него способности. Положительный результат не только придаст уверенность в своих силах, но и повысит его самооценку.

Главное, чтобы эти занятия не были принудительными, иначе они не доставят ребенку ни пользы, ни удовлетворения. Поэтому не настаивайте на том, что именно вам кажется более полезным для него. Предоставьте ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься (например, музыкой, спортом или рисованием).

На нашем сайте вы можете узнать, как выбрать творческую студию или спортивные занятия для ребенка.

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

6. Хвалите ребенка за любые заслуги

Любые, даже незначительные, успехи детей не должны остаться не замеченными родителями. Хвалите ребенка за заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок, за послушание. Похвала благотворно скажется на его самооценке.

Однако гостья программы «Как воспитать счастливого ребенка» Елена Пиотровская предлагает не просто хвалить ребенка за совершенные действия. Детский психолог предлагает общаться с ребенком. Прямую похвалу интересно заменить качественными и количественными вопросами на тему выполненной ребенком работы. И пусть он сам сделает вывод о вашем отношении к его поступку.

Неподдельный интерес и отсутствие прямой качественной оценки его деятельности поможет развить у ребенка аналитический склад ума.

Если вы не получили ответ на вопрос, как воспитать у ребенка чувство уверенности, задайте его эксперту портала «Я–родитель». Для этого воспользуйтесь формой обратной связи в рубрике «Консультация психолога».

  • Надежда Малинкина
  • Пройдите тест на нашем портале и узнайте, балуете ли вы своего ребенка.
  • Балуете ли Вы ребенка?

Как развить в ребёнке уверенность в себе?

Одним из ключевых факторов здоровой взрослой личности является уверенность в себе. Мы работаем над ней в течение всей жизни, но фундамент такой уверенности закладывается именно в детстве.

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Уверенный в себе человек знает, на что он способен, умеет нести ответственность и любит то, что делает; он открыт миру, доброжелателе и эмоционально стабилен. Чтобы вырастить такого человека ко взрослому возрасту, нужно знать, как развить в ребёнке уверенность в себе и своих силах.

Из чего складывается детская самооценка?

  • Темперамент – экстраверты и интроверты формируют свою уверенность по-разному.
  • Базовое доверие к миру – формируется в первые три года жизни ребёнка.
  • Климат внутри семьи – надёжность привязанностей, уверенность в любви и заботе со стороны семьи.
  • Принятие любых эмоций и навык их выражения – признание за ребёнком права испытывать эмоции, которые могут не нравится взрослым.
  • Безусловное принятие – любовь не как награда, а как постоянная среда, в независимости от поступков ребёнка.

Как определить, нужно ли вам помочь ребёнку обрести уверенность в себе?

В каждом возрасте признаки эмоциональной стабильности и здоровья будут различаться.

  • 1-3 года: малыш умеет делать выбор из 2-3 предметов; знает внутрисемейные правила и большую часть времени соблюдает их; умеет выражать свои желания; в незнакомой ситуации или месте сначала присматривается или прячется, но вскоре начинает исследовать.
  • 3-5 лет: ребёнок знает понятие режима и правил и большую часть времени соблюдает их; распознаёт основные эмоции и знает, как на них нужно реагировать (например, грустного – пожалеть); учится выражать отрицательные эмоции приемлемым способом; активно подражает взрослым; может небольшое время потерпеть скуку или неудобство, если знает, ради чего; умеет делать выбор из 3-5 альтернатив; умеет общаться с детьми своего возраста и старшими.
  • 6-7 лет: способен терпеть скуку или неудобство более длительное время; умеет отказываться от приятного ради отдалённого бонуса; распознаёт большинство эмоций и ведёт себя в соответствии с ними; стремится оказывать помощь тем, кому она нужна; в незнакомой ситуации ищет поддержку взрослых, а получив её, действует самостоятельно; умеет общаться с детьми разного возраста и взрослыми.

Поскольку каждый ребёнок развивается со своей скоростью и в своих условиях, отклонения в 2 пункта вполне допустимы. Если же различий больше, вам понадобятся упражнения для уверенности в себе для детей, которыми можно заниматься дома.  

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Как поднять самооценку и уверенность ребёнку?

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

1. Активное сочувственное слушание

По мнение известного психолога Юлии Гиппенрейтер, сочувственное слушание даёт ребёнку ощущение уверенности и принятия. Если ребёнок подавлен, расстроен или грустит, пожалейте его, молча выслушайте, не вмешиваясь и не давая советов. Если он сделал что-то неприемлемое, спокойно и уверенно выскажите это и объясните причину, почему так делать нельзя.

Важно всегда разделять самого ребёнка и его поступок. Мы может осуждать и ругать то, что он сделал, но никогда – его самого.

2. Признание ребёнка как отдельной личности

Этот совет даёт детский психолог Надежда Малинкина. Как бы родителям не хотелось огранить своих детей от проблем, они не могут прожить за них жизнь. Дети сами должны делать ошибки, принимать решения и нести последствия за них. Они также могут испытывать совсем не те чувства, которые хотели бы их родители.

Чтобы воспитать в ребёнке уверенность в себе, важно оценить свои ожидания от ребёнка и перестать требовать, чтобы они следовали тому пути, который для них выбрали родители. Иногда именно родительские амбиции мешают здоровому психологическому развитию ребёнка. Этот совет особенно важен для детей школьного возраста!

3. Естественные последствия: меньше слов – больше дела

Этой рекомендации придерживается известный психолог Екатерина Мурашова. Маленьким детям трудно понять, что случится после того или иного их поступка, даже если им это много раз говорили. Подобное можно запомнить только на собственному опыте. Роль родителя – подсказать, пожалеть и помочь справиться с последствиями такого опыта.

Катался на самокате без защиты – больно разбил коленку. Дразнил других детей – остался один, с тобой никто не играет. Съел слишком много конфет – болит живот. Не бросил любимую кофту вовремя в стирку – она осталась грязной и надеть её нельзя. Плохо собрал школьный ранец – учитель пожурил перед всеми в классе. Не сделал уроки – получил двойку.

https://www.youtube.com/watch?v=CaHAIzKioYQ

Опоздал домой с прогулки – остался без интересной семейной программы.

Если вы хотите что-то сказать ребёнку, говорите это 1 раз. При необходимости, объясните, как это нужно сделать, помогите и покажите, если ребёнок не справляется самостоятельно. Все остальные просьбы, напоминания и замечания будут восприниматься как «пилёж».

4. Постепенный рост ответственности

Прямое следствие предыдущего совета. Ничего так не помогает повысить уверенность ребёнка в себе, как самостоятельно принятое решение и успешное его выполнение.

  • Возраст «Я сам!» — заранее установите время, когда малыш может всё делать самостоятельно, а вы никуда не спешите, и дайте ему обрести новые навыки.
  • 4- 5 лет – поручите ребёнку простые обязанности по дому, за которые он будет нести ответственность. Если он их не сделает, отметьте это, но НЕ выполняйте работу за него. Важно, чтобы последствия невыполнения были очевидны: накрыть на стол, сбор грязной посуды, развешивание мелкого белья, мытьё собачьей или кошачьей миски и т.д.
  • 6-7 лет – просто выбор из нескольких предложенных альтернатив поможет ребёнку развить уверенность в себе, а помощь в выборе семейных мероприятий, подготовка подарков или совместный труд с родителями вырабатывает чувство ответственности и силу воли.

5. Хвалите не ребёнка, а труд; любите не труд, а ребёнка

Такой совет дают психологи Центра помощи ребёнку «Росток». Иногда в порыве повысить ребёнку самооценку родители хвалят его за малейший успех. На самом деле, это только снижает уверенность в своих силах, потому что малейшая сложность или удача выбьет ребёнка из колеи.

Лучше, чтобы похвала была искренней и затрагивала результаты труда. «Сложный рисунок с обилием деталей», «Самая высокая башня, которую ты когда-либо строил», «Как ты ловко собрала этот конструктор!» — вот примеры правильной похвалы.

Выражение любви и привязанности, напротив, должны быть направлены на самого ребёнка, а не то, что он делает. Не сравнивайте его ни с кем! Помните, что ребёнок больше всего нуждается в родительской любви именно тогда, когда меньше всего её заслуживает.

6. Уважайте границы друг друга

В разговоре о том, как как повысить самооценку и уверенность ребёнку, невозможно не упомянуть об уважении личных границ. Это правило одинаково относится ко всем членам семьи и связано с самым глубинным, базовым чувством доверия к миру.

Дневники, записи, тайные «секретики», закрытые двери в комнату, личные разговоры и письма – всё это должно оставаться неприкосновенным.

7. Признавайте, если были не правы или сами совершили ошибку

Ещё одно простое упражнение, чтобы поверить в свои силы, — это признание ошибок со стороны взрослого.

Многие дети отказываются действовать или говорить, потому что бояться ошибиться, сделать что-то неправильно или стать объектом насмешек.

Когда родители открыто и спокойно признают свою неправоту и совершённые ими ошибки, дети принимают такое поведение как само собой разумеющееся и берут с родителей пример.

Несмотря на разнообразие упражнений и методов, нет единой универсальной рекомендации, как развить в ребёнке уверенность в себе. Только общая работа на собой со стороны всей семьи, благожелательный микроклимат и искреннее вовлечение ребёнка в жизнь семьи в комплексе могут помочь воспитать человека со здоровой самооценкой.

Монтессори. Развиваем в ребенке уверенностьТекст

  • Sylvie D’Esclaibes
  • Développer la confiance de son enfant grâce à Montessori
  • © 2017 Leduc.s Éditions

© Озерская Н. И., перевод на русский язык, 2019

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019

Все права защищены.

Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет за собой уголовную, административную и гражданскую ответственность.

«Книга посвящена очень важной цели в воспитании ребенка – развитию уверенности в себе. Рекомендации автора основаны на методике Марии Монтессори.

Она рассматривает разные аспекты психического развития ребенка от рождения до школы, возможности использования как отдельных упражнений, так и общих принципов в построении отношений взрослого и ребенка.

Уверенность в себе, интерес к познанию окружающего мира, умение взаимодействовать со сверстниками – это те способности, развитию которых в современном мире уделяется особое внимание. И в Монтессори-методе взрослые смогут найти для себя в этом отношении много полезного. А книга станет хорошим подспорьем».

  1. Надежда Смирнова, психолог, Монтессори-педагог, организатор и руководитель Международного института Монтесорри-педагогики, член правления межрегиональной ассоциации Монтессори
  2. ИЗ ЭТОЙ КНИГИ ВЫ УЗНАЕТЕ:
  3. как создать для малыша развивающую среду
  4. как избежать стрессов во время обучения
  5. как развить в ребенке самостоятельность
  6. как правильно говорить об ошибках и исправлять их
  7. как приучить малыша к порядку

Введение

Мария Монтессори (1870–1952), первая женщина-врач в Италии, посвятила жизнь созданию уникальной философии воспитания, которую она назвала «научной педагогикой». Сегодня эта методика носит ее имя и широко распространена во всем мире.

Разрабатывая свою педагогическую теорию, Мария Монтессори поставила перед собой грандиозную задачу – создать новое общество. Она не раз говорила, что только воспитание поможет установлению мира на земле.

Вот ее слова: «Установление длительного мира – это результат исключительно воспитания; политика не может предложить нам ничего, кроме возможности избежать войны (…).

Нужно обеспечить мир, длительный и прочный, а также стабильность…»

Одна из главных целей этой педагогики – развить у ребенка веру в себя, фундаментальное качество характера, необходимое для счастья и личностного расцвета.

Вера в себя позволяет реализовать задачи, поставленные перед собой, идти вперед без страха и сомнений. Даже промахи и неудачи помогают продвинуться, если их анализирует и преодолевает человек, уверенный в своих силах. Это качество приобретается в самом раннем возрасте, чуть ли не с рождения, оно формируется постепенно, и очень важно приступать к его развитию уже в первые годы.

Жизнь подвергает человека самым разным, порой очень серьезным испытаниям, и чем раньше вера в себя укоренится в сознании ребенка, тем труднее будет ее поколебать.

Мария Монтессори особенно настаивала на том, что пространство вокруг ребенка должно отвечать его насущным потребностям и способствовать развитию веры в себя. Это пространство не появляется само собой. Его создают родители в доме, а вне дома – профессионалы, занимающиеся воспитанием детей, и преподаватели в школе. Оно должно быть развивающим и адаптированным к разным этапам развития ребенка.

Взрослые – неотъемлемая часть этой среды, поэтому им нужно уделять особое внимание своему поведению, манере общения с ребенком и взаимодействию с ним.

Приобретение веры в себя – один из приоритетов развития, и от взрослого зависит, будет ли он мешать или помогать этому процессу. Очень важно изучить и использовать все, что может помочь формированию и укреплению этого качества с самого раннего возраста.

Все мы, родители и воспитатели, мечтаем, чтобы наши дети знали свои возможности и потенциал, чтобы они сумели ими воспользоваться, построили счастливую жизнь и добились успеха.

И всем нам также очень хочется, чтобы у них хватило смелости реализовать свои мечты и уверенности в своих силах.

Все достижения прогресса, все великие изобретения и открытия вряд ли увидели бы свет, если бы их авторы не верили в себя и в свои возможности. Ничто не остановило их на пути осуществления самых смелых, самых фантастических идей. Так можно ли сомневаться в том, что вера в себя – главное качество, открывающее человеку возможность идти вперед и изобретать нечто новое?

1Развитие самостоятельности

Как важно научиться все делать самому

Развитие самостоятельности у ребенка, начиная с самого раннего возраста, служит главным фактором формирования веры в себя. Чем больше ребенок может сделать сам, тем более сильным и независимым от других он себя ощущает.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

И наоборот, ребенок, чьи родители все время бросаются ему на помощь, полностью зависит от них и не уверен в своей безопасности.

Если рядом нет взрослого, ребенок ничего не может сам, чувствует свою беспомощность и теряет веру в себя и свои силы.

Когда ребенок понимает, что способен сделать что-то самостоятельно, у него развивается чувство гордости и формируется прекрасный образ себя самого. Не случайно мы видим радость в глазах малыша, когда он начинает сам ходить или одеваться без посторонней помощи.

Ощущение независимости и самостоятельности – основная потребность человеческого существа. Ребенок сам учится ходить и разговаривать, и пока не разработано никаких инструкций, чтобы ему в этом помочь!

Приучаясь к самостоятельности, дети осознают свою успешность и становятся счастливыми, веселыми и спокойными. Напротив, фрустрация, вызванная страхом не добиться успеха, может породить гнев и психологический дискомфорт.

Часто мать или отец полагают, что приносят пользу ребенку, слишком много помогая ему, но при этом они лишают его радости успешной деятельности.

Любое человеческое существо нуждается в успехе, чтобы сформировать положительный образ самого себя и обрести смелость для следующих попыток.

Тот, кому позволено самостоятельно совершать действия, приводящие к успеху, испытывает огромную радость, побуждающую его предпринять новые шаги на пути познания.

Ребенок, лишенный этого счастья, никогда не решится предпринять нечто новое и не продвинется вперед, поскольку любая такая попытка внушает ему страх.

Разумеется, взрослым очень важно объективно оценивать, на что способен ребенок. Нельзя допускать, чтобы он потерпел неудачу, не справившись с непосильной задачей. Это оставит в его душе отрицательный образ себя, лишит веры в свои силы и помешает предпринимать новые действия.

В классах Монтессори с самого раннего возраста уделяется максимум внимания тем видам деятельности, которые принято называть «практической жизнью». Все направлено на то, чтобы дети научились самостоятельно себя обслуживать.

Занятия начинаются с правильного переливания воды, потом детей учат пользоваться столовыми приборами, что позволяет им самостоятельно есть. Далее их обучают уходу за окружающим пространством, уборке класса и своей комнаты. Затем они учатся ухаживать за собой – одеваться, застегивать пуговицы, молнии и ремни, завязывать шнурки, мыть руки, причесываться, сморкаться…

Существует также серия упражнений, которые мы называем «упражнениями по выработке хороших манер», – они помогут детям уверенно и комфортно чувствовать себя в обществе.

Мобили и подвешенные погремушки

  • Развитие самостоятельности начинается с первых дней жизни ребенка, в тот момент, когда рядом с ним подвешиваются перечисленные ниже игрушки.
  • Существует четыре типа мобилей, которым в педагогике Монтессори придается большое значение:
  • ● мобили Гоби
  • ● мобили Мунари
  • ● мобили октаэдры (восьмигранники)
  • ● мобили танцоры.
  • Нельзя также не упомянуть о двух типах подвесных погремушек, о бубенчиках и кольцах и наконец о мячах Такане[1].

Как развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражненияКак развить в ребенке уверенность в себе: правила воспитания, упражнения

Все эти игрушки нужно вешать над грудью ребенка, чтобы он смог дотянуться до них руками. Сначала он случайно дотронется до них и поймет на бессознательном уровне, что сам способен привести их в движение. Постепенно непроизвольные движения рук станут осознанными.

У мобилей нет двигателя, заставляющего их вращаться. Только ребенок может привести их в движение, и в тот момент, когда он это осознает, начинается развитие его самостоятельности. Это происходит очень рано – с 6–7 недель!

Мы видим улыбку на лице ребенка, когда он сам, не дожидаясь, пока родители нажмут на кнопку двигателя, вращающего его игрушки, ударяет по мячу Такане или по бубенчикам.

Знакомство с навыками подготовки продуктов и организация приема пищи

Начиная с 15 месяцев, когда ребенок уже сделал первые шаги и научился элементарным движениям, ему хочется быть помощником взрослого во всех его делах. Он испытывает удовольствие, чувствуя себя способным сделать то же, что и родитель. Ему приятно проводить время на кухне и готовить вместе с матерью овощи для салата или супа, напитки и т. д.

Занятия, которые укрепляют у детей уверенность в себе – Развитие ребенка

Дети лучше всего развивают новые навыки через игровую деятельность. Игры также могут помочь им укрепить уверенность в себе. Рассмотрим несколько простых, но эффективных занятий для укрепления уверенности в себе.

1. Достижения в этом году

Чтобы развить уверенность в себе, необходимо сосредоточиться на позитивных моментах. Данное занятие предполагает, что ребенок должен вспомнить все, чего он достиг за последний год. Такое упражнение хорошо выполнять в канун Нового года.

Вам потребуются:

Как выполнять:

  • дайте ребенку лист бумаги и ручку;
  • предложите ему за 15 минут составить список всех достижений за последний год – как больших, так и маленьких;
  • когда ребенок составит список, предложите ему прочитать его вслух с чувством гордости;
  • если у вас несколько детей, они могут выполнить это упражнение вместе. Посоветуйте каждому ребенку подписать свой список;
  • сложите все списки в вазу или чашу, перемешайте и предложите каждому ребенку наугад вытянуть чей-то список;
  • задача детей – прочитать списки достижений друг друга. Остальные дети хвалят автора списка.
  • 2. Волшебная коробка
  • Это творческий способ развития уверенности в себе и повышения самооценки.
  • Вам понадобятся:
  • картонная коробка;
  • зеркало.

Как выполнять:

  • соорудите «волшебную коробку»: положите на ее дно зеркало так, чтобы каждый, кто в нее заглядывает, видел свое отражение;
  • поставьте волшебную коробку перед ребенком. Спросите его: «Как ты думаешь, кто самый особенный человек в мире?
  • дождитесь ответа ребенка и скажите, что волшебная коробка даст ему ответ на этот вопрос;
  • спросите ребенка, что он ожидает увидеть в коробке, и позвольте ему заглянуть внутрь.

После этого спросите ребенка, что он чувствует после того, как заглянул в коробку. Ребенок может сказать, что он понял, что каждый человек уникален и в чем-то талантлив.

  1. 3. Организованность
  2. Это занятие направлено на то, чтобы помочь ребенку сосредоточиться на своих целях и спланировать их достижение.
  3. Вам понадобятся:
  • лист бумаги;
  • карандаш;
  • линейка.

Как выполнять:

  • определите, на какой период вы хотите спланировать дела – на день, неделю или месяц;
  • нарисуйте таблицу, состояшую из четырех столбцов: предмет, задача, текущая дата, дата выполнения;
  • повесьте таблицу на дверцу холодильника или на стену в детской комнате;
  • заполняйте таблицу каждый раз, когда у ребенка появляется задача с крайним сроком выполнения;
  • отмечайте выполнение задач.

Такие списки позволяют ребенку контролировать выполнение задач и их сроки. Ребенок получит от этого большее удовольствие, если вы придумаете для него символическое вознаграждение за достижения.

4. Не откладывайте дела на потом

Когда вы не уверены, что сможете сделать что-то хорошо, то склонны откладывать это. Но чем дольше вы откладываете, тем больше появляется сомнений в успешном исходе дела.

Вам понадобятся:

  • лист бумаги;
  • карандаш;
  • линейка.

Как выполнять:

  • это занятие можно использовать для того, чтобы корректировать цели ребенка или даже в его привычки;
  • нарисуйте таблицу, состоящую из двух столбцов: «изменения, которых я хочу достичь» и «что для этого нужно сделать»;
  • предложите ребенку записать желаемые изменения и шаги, которые ему для этого необходимо предпринять. Затем помогите ребенку выполнить эти шаги, когда это будет возможно.

5. Одна буква, разные слова

Эта веселая игра позволит ребенку находить в себе положительные качества. В нее могут играть двое и больше людей.

Вам необходимы:

  • пространство и время для игры.

Как выполнять:

  • один участник говорит: «Начали». Второй мысленно произносит буквы алфавита. Когда первый участник говорит: «Стоп!», второй произносит букву, на которой он остановился;
  • после этого ребенок должен придумать как можно больше положительных слов о себе, которые начинаются на эту букву.

Эта простая игра подталкивает ребенка к тому, чтобы находить в себе положительные качества. Это, в свою очередь, укрепляет его самооценку.

6. Движения под музыку

Танцы – очень веселое занятие. Но некоторые дети застенчивы, а некоторые не хотят танцевать, потому что считают, что не умеют. Движения под музыку могут изменить такую установку ребенка.

Вам понадобятся:

  • запись детской музыки;
  • импровизированный танцпол или просто безопасное место для танцев.

Как выполнять:

  • включите музыку;
  • попросите ребенка выйти на танцпол и просто подвигаться в такт музыке;
  • неважно, как танцует ребенок и выглядит ли он при этом глупо. Даже если он просто захочет попрыгать – позвольте ему это сделать.

Помните, что ваша цель – пригласить ребенка на танцпол и предложить ему подвигаться. Даже если это займет всего пару минут, похвалите его за то, что он сделал это, несмотря на свои страхи.

7. Проявляйте творчество

Еще один способ развить уверенность ребенка в себе – предложить ему заняться творчеством. Например, это может быть упражнение с повествованием.

Вам потребуется:

  • достаточное пространство для игры.

Как выполнять:

  • позвольте ребенку выбрать тему для истории;
  • предложите ребенку придумать начало. Если это будет для него слишком сложно, начните историю сами и предложите ребенку продолжить;
  • поощряйте творческий подход ребенка, посоветуйте ему проявить воображение, чтобы сочинить историю на свой лад. Объясните, что история не обязательно должна быть реалистичной, потому что это его собственная история, поэтому он может развивать сюжет по своему усмотрению.

Независимо от того, какую историю сочинит ребенок, оцените по достоинству его усилия. Это занятие даст вам понять образ мышления ребенка.

Кроме того, для развития уверенности ребенка в себе хорошо подойдут ролевые игры, выполнение заданий на время и игры на сплочение. Тем не менее, ребенок не станет уверенным в себе за короткое время. Это длительная работа, требующая и от вас, и от ребенка терпения и времени. Так вы сможете добиться желаемых результатов.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 4 оценок.

Развитие ребенка 02.07.2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector