Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Страх – это естественный способ для организма, которым он реагирует на что-то потенциально или даже заведомо опасное. Страх помогал человечеству выживать в диких условиях, помогает выживать и сейчас, не только всему нашему виду, но и каждому человеку отдельно.

Новорожденный ребенок ничего не боится, месячного уже пугают громкие резкие звуки, а полугодовалый громким плачем выказывает свой страх перед посторонними людьми, желающими взять его на руки.

Страх, как и любая другая психическая функция, развивается в русле общего развития ребенка – и чем взрослее становится малыш, тем больше у него появляется всяких страхов. Конечно, каждый ребенок индивидуален, да и воспитывается каждый в своей среде, поэтому и страхи у всех разные.

Со временем, какие-то из них сходят на нет сами, другие сопровождают человека всю его взрослую жизнь.

Так чего же боится ребенок, и как взрослый может помочь ему в преодолении страха?

Ребенок боится чужих: хорошо это или плохо?

Страх чужого, непонятного и неизведанного – в чистом виде защитный механизм. Если ваш ребенок боится взрослых, которые ему незнакомы, то это не так уж и плохо. Большее беспокойство у родителей должен вызывать факт, что ребенок чужих не боится: может пойти с любым посторонним взрослым, который его позовет.

Другое дело, если малыш начинает плакать от страха и прятаться за маму с папой, даже если чужой человек не предпринимает попыток взаимодействовать с ним, а просто идет мимо по своим делам или обращается к родителям с каким-то вопросом. В этом случае страх будет уже деструктивным, вредным – он неадекватен по силе, поскольку посторонний в такой ситуации не представляет опасности, а малыш нервничает, переживает.

Внимательные родители смогут найти в прошлом ситуацию, когда чужой человек напугал ребенка, вольно или невольно, и с пониманием отнесутся к такой реакции. Стыдить малыша, переубеждать его – бесполезное занятие.

Гораздо полезнее собственным примером, уверенностью и спокойствием, дать ему понять, что не всякий незнакомый человек опасен, и научить ребенка отличать действительно угрожающие ситуации от рядовых.

Это необязательно делать в форме долгих и скучных объяснений – используйте дидактические материалы, предназначенные специально для такой цели, например карточки «Правила личной безопасности», в которых описываются 16 различных ситуаций и правила поведения в них.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать? Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Что делать, если ребенок боится врачей?

Некоторые дети, особенно те, которым часто приходилось иметь дело с медициной, начинают выражать страх, как только видят человека в белом халате. Это и неудивительно – большинство медицинских манипуляций неприятны и болезненны.

Однако врачебные осмотры или лечение бывают жизненно необходимыми, как в таком случае вести себя взрослым?

Добрый доктор…

Для начала стоит отметить, что грамотный детский врач и сам заинтересован в спокойствии маленького пациента, поэтому постарается сделать все, чтобы малыш реагировал на него без страха.

Для этого используются разные отвлекающие моменты во время приема: экран, на котором показывают мультфильмы, яркие игрушки, с которыми можно поиграть, общая обстановка кабинета и его оформление.

Детские врачи часто носят халаты других цветов: голубые, розовые, светло-зеленые, но не белые, с которыми у большинства маленьких пациентов возникает неприятная ассоциация.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Родители со своей стороны должны четко рассказать ребенку, что с ним будут делать на приеме, исчерпывающе ответить на все вопросы малыша, чтобы у того в голове уже сформировался план посещения врача – это добавит спокойствия.

Ни в коем случае нельзя давать ребенку заведомо ложную информацию, например, говорить, что ему только посмотрят горло, если в действительности предстоит делать укол или сдавать кровь на анализ.

Мало того, что ребенок будет напуган происходящим, он еще и перестанет доверять вам, родителям, самым значимым для него взрослым. Как после этого он сможет доверять кому-либо вообще?

Это что за инструменты?

Врачебные манипуляции часто пугают детей даже не сами по себе, а видом непонятных предметов и инструментов, с помощью которых они производятся. Даже безобидный стетоскоп может вызвать приступ паники у ребенка, который никогда его раньше не видел.

В таком случае подарите малышу игрушечный набор доктора и поиграйте с ним дома в больницу, выступая в качестве пациента (или предоставив эту роль его любимому мишке).

Также можно почитать книжки о профессиях, например «Я читаю и узнаю про профессии», где, в частности, описывается и работа врача, и предметы, которые он использует, и их предназначение.

Учение-мучение или что делать, если ребенок боится учителя

Страх перед учителем – частый спутник учеников младших классов, особенно если с первым педагогом вам не повезло.

Учитель по призванию вряд ли допустит ситуацию, в которой ученики начали бы его бояться; запугиванием чаще занимаются те, кто является в педагогике человеком случайным.

Но вашему-то ребенку от этого не легче! Ему приходится каждый день сталкиваться с грозным голосом учителя и угрозами поставить двойку или пожаловаться родителям.

Если учитель ведет себя неподобающе – в первую очередь обсудите это именно с ним. Возможно, его поведение изменится.

Если этого не происходит, а поменять учителя нет возможности, то дайте своему школьнику понять, что в его противостоянии с учителем – вы всегда на стороне ребенка.

Таким образом вы снизите напряженность от учительских угроз: ребенок больше не будет панически бояться двойки или замечания, поскольку будет знать, что особых репрессий за этим не последует.

Возможно, кому-то это покажется чересчур демократичным, однако если разобраться, то все на благо процессу обучения. Ведь до паники запуганный ребенок вообще не в состоянии воспринимать информацию – он может научиться лишь обманывать и выкручиваться, но это не добавит ему знаний по предмету.

Страх получить двойку можно победить уверенностью в своих знаниях. Ведь если ты досконально знаешь предмет, то никакая двойка тебе уже не грозит! А чтобы учиться было интереснее, кроме стандартной программы можно пользоваться дополнительными сведениями из энциклопедий на нужную тему.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Ребенок боится других детей: как быть?

Это зависит от возраста ребенка. Такой страх не берется ниоткуда: возможно, малыша ударили или обидели в детском саду, его дразнят и угрожают в школе. Ситуация требует детального анализа и поиска причин, а уж потом – и их устранения.

Часто боятся других детей малыши, родители которых слишком уж оберегают их от любых контактов. Тревожная мама и сама боится, как бы ее кроху не обидели, не ударили и не уронили. Тревожность передается и ребенку – это закономерно.

Здесь надо начинать с мамы, которой стоит осознать свои страхи и то, что большая часть из них беспочвенна. В конце концов, не сможет же она до старости ходить за своим подрастающим отпрыском и отгонять от него посторонних.

А чем раньше ребенок научится общаться – тем лучше для него.

Поиграйте с малышом в кукольный театр: пусть он общается хотя бы от лица своего персонажа, пусть поймет, что вместе с другими совсем не страшно и даже весело. Этот игровой опыт ребенок потом сможет перенести и на свою реальную жизнь.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать? Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

И еще…

Чего бы ни боялся ваш ребенок, главное – понять его, найти истоки страхов и попытаться выровнять ситуацию. Не высмеивайте страхи ребенка, они от этого не уменьшатся – он просто перестанет делиться с вами своими переживаниями и замкнется в себе.

И тем более никогда не угрожайте, заставляя малыша переломить себя. Например, некоторые папы считают, что сделают сына «мужчиной» таким образом: «Если ты сейчас же не войдешь в эту темную комнату сам, я запру тебя там одного на всю ночь!».

Такой ребенок, кроме темноты, будет бояться еще и папу.

А ведь это самое плохое, когда ребенок боится родителей, людей, которые должны быть опорой для него, ориентиром по жизни и причалом в бурном житейском море. Воспитывая ребенка на страхе, наивно думать, что став взрослым, он проявит к вам милосердие и любовь. Так что вкладывайте то, что рассчитываете получить впоследствии.

условия перепечатки

Другие статьи по теме:

Еще статьи…

Тревожный ребенок: как помочь ему стать смелее

Тревожное расстройство диагностируют у 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет — то есть у каждого десятого ребенка! «Об этом не пишут в учебниках, но мы знаем из опыта: это самое частое из всех видов психических расстройств у детей», — замечает клинический психолог Сильвия Шнайдер, детский и подростковый психолог, психиатр, профессор факультета психологии Рурского университета в Бохуме (Германия), специалист в области психических расстройств у детей и подростков. Она приехала в Москву, чтобы провести семинар по когнитивно-поведенческой терапии детей и подростков, где мы задали ей несколько вопросов.

Psychologies: Родители часто замечают отклонения в поведении ребенка, когда речь идет об аутизме или, например, синдроме гиперактивности, и сразу обращаются к специалистам. Но тревожные расстройства не так заметны. Тревога, кажется, растворена в нашей среде, и ее проявления не привлекают внимания взрослых. Как понять, что ребенку нужна помощь?

Сильвия Шнайдер: Причина невнимания к тревожным расстройствам у детей отчасти в том, что проблема переживается ребенком внутри, она не так заметна при его взаимодействии с внешним миром, как при расстройствах аутистического спектра или синдроме гиперактивности. И поэтому тревожное расстройство труднее распознать и диагностировать.

Часто оно вырастает из самых обычных, естественных страхов. Например, страх разлучиться с матерью и боязнь незнакомых людей совершенно нормальны для ребенка от 8-9 месяцев до 2-3 лет. Но к 3-4 годам 95% детей преодолевают эту тревогу. И тогда они спокойно ходят в детский сад, общаются с другими детьми и без скандалов остаются ночевать у бабушек-дедушек.

Но если ребенок и после 4-5 лет испытывает эту тревогу, тогда ее можно назвать патологической. Кроме того, что она не соответствует возрасту ребенка, нездоровая тревога длится долгое время — от месяца до нескольких месяцев или лет.

Какие страхи ребенка явно не соответствуют его возрасту?

Родителей должно насторожить нежелание ребенка пяти лет и старше спать в своей кровати.

Причем речь не о тех двух-трех днях, когда в семье что-то происходит (переезд или ссора) и ребенок боится идти в свою комнату, потому что очень возбужден.

Нет, я говорю о длительном периоде времени, когда и сами родители уже хотели бы отправить ребенка спать отдельно, но не могут ничего поделать. Или когда ребенок старше пяти лет долгое время боится громких звуков. Это типичная фобия.

Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба

У меня был клинический случай, когда трехлетний ребенок, оказавшись на детском празднике, испугался лопнувшего шарика и с тех пор стал бояться громких звуков. А потом уже и хлопушек, фейерверков, грозы и многих других ситуаций, которые связаны с резким шумом. Он стал отказываться выходить на улицу играть с детьми.

Его семья живет в Швейцарии, где 1 августа отмечается национальный праздник. Так вот, они стали каждый год на этот день уезжать в Германию, чтобы избавить ребенка от шума и фейерверков. Вся семья участвовала в этой ситуации. Словом, нездоровая тревога ярко выражена и мешает ребенку и его семье в повседневной жизни.

А что такой ребенок чувствует? И чего он боится на самом деле?

Дети часто говорят о том, что испытывают странные, неприятные ощущения в животе — это самая распространенная жалоба. У них учащается сердцебиение, они чувствуют слабость в коленях — ноги становятся как будто ватные. И больше всего в такой момент они хотят убежать к маме или другому близкому человеку, рядом с которым чувствуют себя в безопасности.

А предмет страха зависит от типа тревожного расстройства. При тревоге, связанной с разлукой — мы называем это сепарационным тревожным расстройством, — ребенок боится, что его мама уйдет и не вернется к нему.

Читайте также:  Судорожный синдром у детей: неотложная помощь, причины, симптомы и лечение

Ребенок с социальной фобией не может громко говорить в присутствии чужих людей и отвечать на уроке, когда учитель его спрашивает.

В эту минуту он может думать: «Я сейчас скажу какую-нибудь глупость, весь класс будет смеяться надо мной, и я сюда больше не смогу прийти».

Важно не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят

А тот ребенок, который избегал громких звуков, боялся, что из-за них он может сойти с ума, и это было бы ужасно, потому что мальчик не мог себе позволить проявить такую слабость. В любом случае, тревожные расстройства нарушают гармоничное развитие.

Ведь ребенок, который испытывает такой сильный страх, старается избегать тех ситуаций, в которых эта тревога может возникнуть.

А потому перестает ходить в детский сад или в школу, не общается со сверстниками и вообще не занимается тем, чем обычно занимаются дети в его возрасте.

О чем нужно знать родителям, чтобы помочь своим детям? Или, по крайней мере, не навредить им?

Прежде всего, важно показать ребенку, что они действительно понимают, как ему сложно жить в такой ситуации. А затем — поощрять и поддерживать все те способы, которые выбирает их сын или дочь, чтобы справиться с ситуацией.

Например, когда ребенка с социальной фобией спрашивают, как его зовут и он очень тихим, робким голосом отвечает, то необходимо похвалить и поддержать его («молодец, что ответил!»), вместо того чтобы заставлять его повторить громче! А родители обычно поступают ровно наоборот: они часами готовы обсуждать и критиковать избегающее поведение ребенка, заставлять его быть смелее, но только не поддерживать его малейшие попытки быть смелее.

Значит, семье швейцарского мальчика не стоило идти на поводу у страхов ребенка и уезжать в Германию?

Ошибка этих родителей заключалась в том, что они с самого начала поддерживали тактику избегания ребенка: перестали покупать ему шарики, увозили подальше от громких звуков. Вместо этого они должны были разговаривать с ребенком и терпеливо, настойчиво, спокойно предлагать: давай попробуем шарик немножко надуть и лопнем, проверим, какой будет звук… Шаг за шагом пробовать.

И это общий принцип поведения родителей с такими детьми: не поощрять избегающее поведение и всячески показывать, что ребенок сильный, что он справится, что родители в него верят.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Автор, детский и семейный психотерапевт, рассказывает родителям о том, как страхи возникают, чего больше всего боятся дети и как им помочь.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

То, каким вырастет ребенок — счастливым, уверенным в себе и окружающих, или тревожным, с опаской ожидающим предстоящего дня, во многом зависит от родителей. Шэри Стайнес «подсказывает», как сделать все возможное, чтобы ребенок беспокоился по любому поводу и не ждал от жизни ничего хорошего.

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Постоянная самокритика, чувство неполноценности… Часто так проявляется ненависть к себе. Она может не осознаваться, однако несет разрушительные последствия. Не получается строить счастливые отношения, достигать желаемых целей и просто наслаждаться жизнью. Ненависть к себе затягивает все, что жизнь способна нам предложить.

Как родители пугают детей и зачем им это надо

Физиологи и бихевиористы убеждены, что страх у ребенка формируют родители, чтобы помочь ему выжить и избежать опасностей. Однако между тем, чего боятся родители сегодня и чего боялись 20–40 лет назад, — пропасть. Катерина Мурашова предлагает читателям поучаствовать в большом исследовании по систематизации страхов

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать? Иллюстрация: Вероника Кириенко

Недавно прочла, как ученые исследовали страшные сны и в результате пришли к выводу, что ночные кошмары имеют адаптационную и даже полезную природу — дескать, человек во сне «тренируется» бояться и потом наяву боится меньше.

У исследователей получилось, что те испытуемые, кому чаще снились кошмары, потом меньше пугались каких-то страшных картинок и символов.

Зачем человеку нужно таким странным способом учиться бояться меньше, если сам по себе испытываемый нами страх является важной адаптационной реакцией, я, если честно, из описания не совсем поняла, но сама тема, безусловно, интересная. 

Мы боимся, чтобы вовремя избежать опасности и выжить. Бесстрашные особи тоже нужны — для какого-то рывка и выживания популяции в экстремальных обстоятельствах, но по понятным причинам они же первыми и гибнут.

Правда, надо признать, что половой отбор тут работает в противоположную сторону, так как бесстрашная особь часто выглядит очень яркой и потому успевает оставить потомство (воспитывать которое будут уже другие).

К чему это я?

Тема страхов представляется мне очень важной. И личностно важной, и общественно важной тоже. Чего боится конкретный человек, конкретное поколение, конкретное общество — это, на мой взгляд, многое определяет и сейчас, в нашей текущей жизни, и в перспективе. А закладывается все в детстве.

За прошедшие годы я не раз писала о детских и подростковых страхах. Но в последнее время здесь собрались новые, очень интересные собеседники, мнение которых мне хотелось бы спросить по давно интересующему меня вопросу.

Вопрос вот какой.

Ребенок рождается всего с несколькими базовыми, идущими от нашей биологии страхами: он боится темноты, одиночества, громких звуков, иногда высоты — вот, пожалуй, и все. Всему остальному он обучается.

Понимаете? Искусство бояться — это у нас, млекопитающих, обучающая программа. Как читать и писать, или там выковыривать палочкой личинок из пня. Кто учит? В первую очередь, разумеется, родители, семья, потом — референтная группа.

Чему научат, того персонаж и будет бояться.

Детеныши млекопитающих любопытны и бесстрашны, с сильным исследовательским инстинктом.

Как только детеныш вылезает из гнезда и начинается обучение, мать ярко и недвусмысленно показывает ему, чего боится она сама, а у детеныша есть встроенная программка: то, чего боится самка, великая и могучая, для меня, маленького и убогого, тем более страшно и опасно. Надо этого избегать. Умение бояться того же, чего боится самка, шансы детеныша на выживание существенно увеличивает.

Но мы, конечно, не только животные, но и люди. У нас есть вторая сигнальная система — слова. Мы можем пугать детенышей словами. И делали это издавна — сильно и многообразно.

И вот мне интересна новейшая эволюция этого «обучения бояться». И есть ли она вообще, эта эволюция? От этого ведь многое в нашем мире зависит.

Итак, уважаемые читатели, вы помните, чем вас пугали родители в детстве? Это первая часть вопроса. И вторая: вспомните и напишите, чем вы сейчас пугаете своих детей.

Мне самой кажется, что разница даже между двумя ближайшими поколениями есть, и она существенна.

Помимо прочего, я отчетливо помню, как вместе с западной психологией лет так тридцать назад в нашу страну пришла идея, что маленьких детей вообще пугать не надо — это наносит им психологическую травму.

Приходящие ко мне тогда родители прямо так и заявляли: я вот пугал своего ребенка Бабой-ягой, а теперь знаю, что это вредно, и не пугаю. Причем на подростков эта защитная идея явно не распространялась.

Что из этого вышло? Кого и чем в нашей стране пугали в реальности в последнюю четверть века? Как с этим обстоят дела в других странах (мне лично особенно интересны страны не слишком европейские — чем там пугают детей и пугают ли вообще)?

Начинать, вероятно, нужно с себя. Бабок-ежек и милиционеров из своего совсем раннего детства я просто не помню, но, отчетливо помня свою бабушку, практически уверена, что они были. По моим сохранившимся воспоминаниям, в семье меня пугали следующим образом (фактически воспитывали меня дедушка и бабушка — геолог пролетарского происхождения и дворянка, не получившая высшего образования):

  • — выпрями спину, спина должна быть прямая, будешь сидеть крючком — вырастет горб 
  • — не морщи лоб, будут морщины, это некрасиво
  • — не ешь косточки от арбуза, заболеешь аппендицитом
  • — я — последняя буква алфавита. Будешь слишком «якать», никто с тобой водиться не станет
  • — не торопись за едой, подавишься — умрешь
  • — надень шапку — менингита тебе только не хватало
  • — не читай в темноте — ослепнешь
  • — гуляй осторожно — если поранишься и в ранку попадет земля, будет столбняк, умрешь.
  • — не задавайся, даже если у тебя что-то получается, задавак не любят
  • — не болтай попусту, от этого бывают неприятности (редкая пугалка, так как я в принципе была молчаливым ребенком)
  • На даче:
  • — не плавай далеко, там могут быть ямы и водовороты — утонешь
  • — прекрати дружиться и возиться со всеми встреченными зверями и птицами. Они могут быть больными и даже бешеными, а бешенство не лечится, от него умирают
  • — не ходи в лес, заблудишься и потеряешься навсегда
  • — не трогай в лесу ничего железного, оно взрывается
  • В школе меня лично пугали только директором (пару раз я действительно оказывалась у нее в кабинете и отчетливо понимала, что она не знает, что со мной делать и что мне говорить).

Всех троечников-двоечников пугали одинаково: «В ПТУ пойдешь!», и конечно хрестоматийное: «Дворником будешь!»

Всех нас вместе пугали взрослой жизнью: «Это у вас сейчас детство, когда вы ни за что не отвечаете, но вот подождите — жизнь все расставит по своим местам!»

Скажу сразу: мы жизни не боялись. И большинство из нас, особенно в последних классах, хотели поскорее вырасти и выйти в эту самую взрослую жизнь.

Сегодня в нашем прекрасно удобном и всесторонне избыточном мире я едва ли не каждый день вижу детей и родителей, у которых базовый уровень тревожности намного больше, чем мне запомнился из моего полунищего и всесторонне дефицитарного детства. Тема заложенных (или не заложенных вовремя?) страхов явно имеет к этой тревожности прямое отношение.

  1. Надеюсь на вашу помощь в сборе материала.
  2. Понимаю, что родительские пугалки — это не такая животрепещущая тема, как лежащие на диване многообещавшие подростки, но что-то мне подсказывает, что эти две темы связаны.
  3. Продолжение читайте здесь.

Что делать, если ребенок с аутизмом боится других детей? | Фонд Выход, аутизм в России

23.08.17

Рекомендации психолога родителям маленького ребенка с аутизмом

Ребенок боится других детей и чужих людей в 2-3 года и раньше: что делать?

Моему сыну почти 3 года, и недавно у него диагностировали расстройство аутистического спектра.

Нам сложно ходить в такие места как открытый спортзал или даже библиотеку, потому что ему не нравится, когда поблизости есть другие дети. Он нормально реагирует на взрослых, но другие дети очень его пугают.

Как мне помочь ему почувствовать себя комфортнее рядом с другими детьми и играть там же, где и они, или с теми же игрушками?

На вопрос отвечает психолог Джон Дэниал. Доктор Дэниал занимается разработкой и оценкой поведенческих методов для снижения тревожности у детей, подростков и взрослых с аутизмом и низкими речевыми навыками.

В первую очередь, я должен сказать, что это прекрасно, что вы ищете помощь для ребенка уже в таком раннем возрасте. Получение этого диагноза может вызвать тяжелые чувства и растерянность. Однако исследования показывают, что ранняя помощь может значительно улучшить познавательное, языковое и социальное развитие ребенка.

Мы с моими коллегами очень часто наблюдаем самые разные формы тревожности у детей и подростков с аутизмом. Как и ваш сын, многие из них испытывают тревожность рядом с ровесниками, особенно в группе детей. Для того, чтобы выбрать подход для помощи, важно понять возможные причины этой тревожности.

Например, вы упоминаете, что ваш сын «нормально реагирует» на взрослых, но не на других детей. Это типичная ситуация.

Взрослые, как правило, последовательны, дружелюбны и готовы подстраиваться под маленького ребенка, в то время как другие дети могут быть совершенно непредсказуемы.

Например, для трехлетних детей нормально выхватывать друг у друга игрушки, плакать, натыкаться друг на друга и вести себя очень шумно! Все это может вызвать очень сильную тревожность у ребенка с аутизмом.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Кроме того, многие люди с аутизмом очень чувствительны к сенсорной информации из окружающего мира. В результате, такие места как открытые спортивные залы или даже детская библиотека могут вызвать у них чрезмерную стимуляцию.

Освещение, звуки и запахи могут восприниматься ими как слишком сильные, неприятные и вызывающие перегрузку.

По понятным причинам это может привести к тому, что ребенок начнет избегать таких мест и будет сильно расстраиваться, если его туда приведут.

По счастью, существует много программ, которые могут помочь маленьким детям справиться с подобной социальной тревожностью, которую вы описываете.

Это включает игровые методы на основе прикладного анализа поведения, эрготерапию с сенсорной интеграцией, вмешательства по развитию коммуникации, игровые группы по развитию социальных навыков и другие варианты.

Многим детям лучше всего подходит междисциплинарный подход, который комбинирует два или более таких метода и предусматривает тесное сотрудничество разных специалистов.

Хотя потребности каждого ребенка уникальны, вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать сами или, в идеале, вместе с поведенческим терапевтом сына.

Практика дома. Есть ли специфические социальные ситуации, которые могут вызвать тревожность вашего сына? Например, он расстраивается, когда другой ребенок пытается взять его за руку или включить в свою игру? Подумайте о том, чтобы научить его простым фразам для таких ситуаций. Например, говорить «нет».

Вы также можете учить его и практиковать с ним то, как делиться игрушками или делать что-то по очереди, дома. Например, если ребенку нравится пластилин, то поместите несколько кусочков пластилина на стол и лепите из него по очереди, передавая друг другу.

Это поможет ему научиться делиться и даже ждать все более и более продолжительные отрезки времени, прежде чем получить то, что он хочет. Научиться этим навыкам может быть сложно. Так что начинайте с коротких периодов ожидания и не забывайте как можно чаще хвалить ребенка.

Когда вы предоставляете подобные структурированные возможности для практики социальных навыков дома, это поможет вашему сыну использовать эти навыки в социальных ситуациях.

Начинайте с малого. Комната, в которой полно детей, может вызвать слишком большую перегрузку у ребенка, и он не сможет повторить тот навык, который он отработал дома.

Подумайте о том, чтобы устроить для него встречу для игры с каким-то одним дружелюбным и относительно спокойным ребенком.

Иногда для таких встреч подходит ребенок постарше, которому проще подстроиться под малыша.

При выборе места для встречи подумайте об уровне комфорта для сына. Вы можете начать с какого-нибудь относительно тихого места, например, на окраине парка.

Заранее подготовьте какие-нибудь относительно структурированные занятия, игры или игрушки, которыми можно делиться, и которые ваш ребенок знает и любит. Пусть встреча с ровесником будет относительно короткой — это повысит шансы на успех.

Пусть у ребенка будет что-нибудь знакомое. Когда вы входите в шумную среду, вызывающую тревожность, ребенку может помочь предмет для утешения, который обеспечит чувство безопасности.

Подумайте о том, чтобы ваш сын держал в руках знакомую и любимую игрушку, плюшевого зверя или книгу.

Другой вариант — игрушка или игра, которые могут полностью поглотить его внимание, чтобы он отвлекся от сумятицы вокруг.

Будьте терпеливы. Я призываю родителей не забывать, что текущая стадия развития их ребенка может совпадать или не совпадать с тем, что типично для других детей его возраста. В первую очередь, это относится к социальному развитию детей в спектре аутизма. Если вы сосредоточитесь на маленьких шагах, вы сможете повысить уверенность ребенка в себе и снизите риск откатов.

Помните, что ваш ребенок, как и все остальные дети, постоянно развивается. Вы можете помогать ему в социальном развитии и одновременно уменьшать его страх перед другими детьми, предоставляя ему как можно больше возможностей для успеха.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

АВА-терапия и поведение, Воспитание детей с аутизмом

Как избавить ребенка от страха

Разумное спокойствие родителей — лучшее средство от детского страха.

Люди, став взрослыми, уже не способны понять, как это мучительно — всего бояться.

Привидение под шкафом

В сумерках, во мраке неуемная фантазия наших детей и внуков превращает занавески в двигающиеся призраки, дверца шкафа незаметно для глаза открывается, выпуская оттуда что-то черное и непонятное, из угла комнаты на ребенка что-то неотрывно глядит…

Страхи развиваются вместе с нашими детьми, каждому возрасту нередко присущ свой страх.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний, боли, врачей, одиночества, в 3-4 появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, тот самый страх темноты, неведомых чудовищ и привидений, живущих под шкафом.

Позже появляется страх смерти, когда рядовые природные ситуации — например, гроза — могут вызывать панику, как угрожающие жизни ребенка и его близких.

Страхи очень мешают маленькому человеку жить и развиваться. Они мучают его, разъедают его душу и вызывают невротические расстройства: энурез, тики, заикание, плохой сон, раздражительность, беспричинную агрессивность, неумение находить контакт с окружающими — и это еще неполный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный в свое время детский страх.

Страх воспитывает страх

Все дети чего-то боятся. Еще бы, ведь их окружает еще совершенно не изведанный мир, в котором чуть ли не на все, что их окружает, они смотрят снизу вверх. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется глупостью.

Поэтому нередко и сами взрослые совершают глупости, не думая о том, как отзовется в детском сознании неосторожно брошенное слово или непродуманное действие.

Так что психическое здоровье наших детей во многом зависит от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение.

Начнем с того, что воспитанию в ребенке опасливого отношения к окружающему миру очень способствует чрезмерная родительская опека. Оберегая маленького человека от малейших неприятностей, мы учим его всего бояться.

А чего стоят наши многочисленные окрики на попытки малыша прикоснуться к тому, что его окружает! Его тут, скорее, пугает не ситуация, а наша на нее реакция.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи — упадешь», «Не бери — испачкаешься», «Не гладь — укусит».

Мы очень хотим, чтобы дети нас слушались. Но у них это получается не всегда.

Тогда мы, в стремлении усилить воспитательный момент, начинаем пугать: «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек!», «Не будешь слушаться — волк тебя в лес унесет!» и все в таком роде.

Так вот: детей никогда не следует пугать ради послушания! Они испугаются того, чего нужно и не нужно и без нас, а так мы их страх только многократно усиливаем. Последствия воспитания страхом — тревожная мнительность, пассивность и подавление всякой инициативы.

Не способствуют формированию спокойного отношения к действительности постоянно звучащие в доме разговоры о болезнях и несчастьях, этакий во всем сквозящий пессимизм.

Если взрослые в семье видят в жизни прежде всего неприятности и трудности, то, естественно, они не научат своего ребенка жизнерадостному взгляду на окружающее.

А ведь маленькие дети воспринимают большой мир через отношение к нему своих родителей.

Можно нагнать на человека лишнего страха и неумелым воспитанием в нем бесстрашия. Некоторые родители, полагая, что именно так делают мужественным, укладывают трехлетнего ребенка одного в темной комнате, желают ему спокойной ночи и до утра покидают детскую.

Ребенок, конечно, рано или поздно заснет, но — вконец измученный страхом. И вырастет не мужественным, а невротиком». Детские невропатологи в принципе не рекомендуют оставлять ребенка до 5 лет на ночь одного.

Если уж вам так хочется, чтобы ребенок побыстрее отвыкал от младенческого баюкания, не ложитесь с ним, а сядьте рядом в кресле и почитайте при свете настольной лампы, пока он не заснет.

Постоянное поддерживающее присутствие родителей — вот что более всего помогает детям преодолевать страхи. Ребенок постоянно задает нам вопросы «где?», «куда?», «откуда?» и «когда?» во многом потому, что опасается того, о чем ничего не знает.

Будьте же терпеливы: чем полноценнее будут ваши ответы на эти «вечные» вопросы, чем больше ребенок будет знать — тем увереннее он будет себя чувствовать и тем меньше бояться. Дети, уверенные в себе и своих силах, почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов.

Родители могут их критиковать и наказывать, но при этом постоянно поддерживать, подчеркивать их большие и малые достижения, будь то первые шаги или решенная задача.

И здесь все решает любовь: дети, которых родители принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами, всегда спокойнее, чем их сверстники, вызывающие вечное недовольство отца или матери.

Порвать и сжечь

Спокойствие — вот главное, чем могут ответить родители на замеченный ими испуг ребенка.

Только не путайте спокойствие с равнодушием, которое, как и чрезмерная встревоженность, может привести к усугублению проблемы.

Посадите маленького человека рядом или на колени, поговорите с ним, пусть расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребенок будет говорить о том, чего боится, тем быстрее он это преодолеет.

Есть и инструментальные способы борьбы со страхом. Один из них — сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему его страха. Пусть детская фантазия, родившая этот страх, поработает — с вашим направляющим участием — на то, чтобы его одолеть. Конец сказки должен быть обязательно о том, как герой побеждает всех своих врагов.

На очереди — рисование. Попросите ребенка нарисовать на листочке бумаги то, чего он боится, то самое темное чудовище или Бабу Ягу. Сядьте рядом и следите, как малыш это делает. Внимательно наблюдайте, что в этот момент отражается у него на лице, какие чувства его наполняют.

Рисунок готов? Пусть теперь ребенок разделается с тем, что его пугает, и для начала — пририсует своему «страху» какие-нибудь смешные ушки, рожки, усики, потом погуще зачеркнет свой рисунок и в конце концов — порвет бумажку с изображением страшилища на мелкие-мелкие кусочки.

То, что от бумажки останется, хорошо бы — с вашей помощью, конечно, — сжечь.

Организуйте игру, в которой ребенок мог бы побороться со своими фобиями (несколько игр мы публикуем ниже). Игра — лучшая психотерапия от страха, особенно если это игра веселая, ведь когда нам смешно — нам не страшно.

Играми можно научить не бояться боли, побороться со страхом одиночества, с боязнью темноты, со страхом ошибиться и т.д. Допустим, ребенок боится звука лопающегося воздушного шарика и потому даже не берет его в руки.

А вы лопните шарик специально в его присутствии — и тут же весело засмейтесь над случившимся и, усиливая свою реакцию, еще и зааплодируйте! Ребенок в испугавшей его ситуации сразу обращается к родителям — а тут папа или мама не плачут, а веселятся! Повторите это несколько раз и увидите — малыш скоро перестанет бояться этих резких звуков, а может, и сам попросит вас показать этот фокус.

игротека «РГ»

В борьбе со страхами неоценимую помощь вам окажут самые простейшие и всем известные игры. Их можно лишь слегка усовершенствовать, приспособив к решению ваших проблем.

Пятнашки

Расставьте по комнате в беспорядке стулья и столы. Водящий должен «запятнать» играющего, хлопнув его по спине или чуть ниже. При этом он не имеет права дотягиваться до игрока через стул или другую мебель.

Старайтесь «пятнать» ребенка не просто символически, а ощутимо хлопнув.

Читайте также:  Можно ли рожать после лазерной коррекции зрения или операции по удалению глаза?

В процессе погони пусть ведущий выкрикивает фразы типа: «Ну, погоди!», «Ты у меня получишь!», «Догоню и съем!» — и тому подобные шуточные угрозы, которые помогут ребенку избавиться от страха неожиданной угрозы или наказания в реальной жизни.

Прятки

Играйте в эту игру при выключенном или, для начала, притушенном свете, объяснив ребенку, что найти человека без света гораздо труднее и играть так интереснее. Если водящий вы сами, то постарайтесь сделать так, чтобы ребенку захотелось спрятаться в неосвещенной комнате.

Направляясь на поиски, загляните в темную часть квартиры, рассуждайте вслух, что вам страшно и вы ни за что туда не пойдете, да и ваш ребенок, конечно же, никогда не осмелится там спрятаться. Через какое-то время малышу, спрятавшемуся в темной комнате, непременно захочется «помучить» своего трусливого родителя.

Ведь дети обожают бороться с чужими недостатками, а уж тем более — с родительскими.

Ребенок боится новых мест. Как быть?

Бывает, любознательный и общительный прежде малыш вдруг начинает бояться чужих людей или новых мест. А некоторые дети с рождения боязливы и осторожны, тяжело переносят новые впечатления и не хотят общаться ни с кем, кроме родных. Это очень неудобно родителям.

Особенно, когда в семье есть старшие дети и дела, требующие походов в разные места, а няни, с которой можно оставить малыша, нет. Почему так бывает, когда пройдет и как с этим жить? То, что ребенок начинает опасаться нового и незнакомого – вполне закономерный и нормальный этап развития.

Научившись ходить, малыш обретает самостоятельность и больше подвержен различным опасностям. Вместе с растущими физическими возможностями возникают сдерживающие психические факторы, помогающие использовать умения безопасно.

Умение быстро бегать в норме уравновешивается осторожностью, а стремление к общению сдерживается пониманием, что в мире есть чужие люди и не все они могут быть настроены доброжелательно. Именно в этом возрасте дети часто болезненно переживают разлуку с мамой и не хотят ее отпускать даже ненадолго. Часто именно тревогой и боязнью разлуки обусловлена боязнь новых людей и мест.

Есть и другие причины неудобного поведения и нежелания посещать определенные места: различные страхи (например, ребенок чего-то сильно испугался когда-то и теперь его страх распространяется на все похожие места), протест, желание пойти в другое место. Прежде всего, стоит узнать причину – тогда будет понятнее, что делать.

Но даже если причины не ясна, есть несколько общих рекомендаций. Самое главное — уважительно относиться к потребностям ребенка. В нашей культуре есть мнение, что нужно вышибать клин клином и заставлять делать то, что страшно или не хочется. Но если ребенок плачет или сопротивляется – значит, у него есть реальная потребность, и наша задача – понять ее и удовлетворить.

1. Наблюдайте за ребенком

Внимательно следите, что именно его пугает, что не нравится, доставляет неудобства. Часто бывает, что мы сами усугубляем или игнорируем проблему, которая решается минимальными усилиями. У меня в практике был случай, когда у ребенка начиналась истерика на прогулке при попытке войти в парк. Это стало для мамы большой сложностью, потому что больше гулять было негде. Мама стала наблюдать, и вскоре выяснила, что ребенок боялся одной конкретной афиши, которая висела рядом со входом. Почему боялся – это уже другой вопрос. Но проблема была решена легко и быстро – всего-то заходить через другой вход.

  • 2. Знайте, что это не навсегда

Постепенно страхи и тревожность сгладятся. Конечно, останутся особенности темперамента, но такую патологическую боязливость дети обычно перерастают, набравшись жизненного опыта и сил. Родители могут помочь им, оставаясь спокойными, надежными и устойчивыми.

  1. 3. Старайтесь учитывать особенности ребенка

И беречь его, когда есть возможность. Если получается остаться дома, когда он не хочет куда-то идти – пусть останется. Довольно часто это вопрос грамотного планирования и распределения задач. Не стоит тащить ребенка туда, где ему плохо, из воспитательных соображений, «чтобы привыкал». Обычно это имеет как раз обратный эффект. Надо понимать, что лишний стресс развивает не характер, а беспокойство. Развитие лучше всего происходит в спокойной и комфортной обстановке – когда ребенку не нужно защищаться и тратить силы на сопротивление, их можно пустить на рост. Нужно дать ему время и возможность мягко адаптироваться к некомфортным условиям.

Но иногда бывают ситуации, когда ребенку приходится столкнуться со стрессовой ситуацией. Например, оставить его не с кем, а пойти в страшное место обязательно нужно. Вот несколько рекомендация для такого случая:

— Постарайтесь не нервничать и не прогнозировать ужасов. Чем спокойнее вы – тем спокойнее ребенок, он чувствует и перенимает ваше состояние.

— Сообщайте ребенку заранее, куда вы пойдете и зачем. Подробно рассказывайте, что там будет происходить. Даже те дети, которые еще не говорят, способны понять основную мысль. Неопределенность тревожит больше всего, а когда ребенок знает, чего ждать, он чувствует себя увереннее.

— В процессе комментируйте то, что видите, спокойно рассказывайте, что к чему. Это поможет и вам самим не нервничать, и для ребенка будет показателем вашего спокойствия, возбудит его интерес.

— Если есть возможность – дайте ребенку постепенно привыкнуть к месту. Не кидайтесь в гущу толпы сразу, сначала посмотрите издали и подходите медленно. Не тащите его сразу в кабинет стоматолога, а дайте время поиграть в фойе и рассмотреть картинки на стенах.

— Нужно понимать, что ребенку требуется гораздо больше времени, чтобы освоиться в новой ситуации. Попробуйте посмотреть на все глазами ребенка, как будто в первый раз. Возможно, вы увидите что-то, чего раньше не замечали и сумеете лучше его понять.

— Ищите вокруг что-то интересное для ребенка. Обращайте внимание на забавные детали.

— Подготовьтесь к выходу – возьмите с собой необходимый набор на все случаи жизни, чтобы не испытывать дискомфорта, если вдруг что-то понадобится. Небольшой перекус, вода, влажные салфетки, подгузники или немного сменной одежды сохранят нервы в случае неожиданностей.

— Обязательно возьмите с собой несколько любимых игрушек и книг. Если ему станет страшно, будет на что переключить внимание.

— Хорошо работают всякие интересные мелочи – мыльные пузыри, маленькие воздушные шарики, наклейки и пр. Наблюдая за пузырями (и занимаясь любым другим веселым и интересным делом), ребенку проще будет адаптироваться к месту.

В освоении новых территорий для ребенка самое главное – ваша поддержка, любовь и спокойствие. Помните об этом и будьте, пожалуйста, терпимы и терпеливы.

Ребенок боится других детей

В рубрику Задать вопрос психологу приходит много писем с разными проблемами. На днях было получено сразу два похожих вопроса. Поэтому публикуем их с общими ми:

Наташа

Здравствуйте. Моему ребенку 1год 10 месяцев. Она боится чужих детей. Думаю все началось с того, что ее укусил один мальчик на детской площадке.

Добавилось, что мы стали ходить на занятия, где дети были старше моей дочери, они более активные, где то могут толкнуть,закричать что-то отнять.

Она теперь предпочитает оставаться в стороне от других детей, в песочницу идем только когда там нет детей. Как мне помочь ребенку перестать бояться?

И как вести себя в такой ситуации: моя дочка взяла какую-то игрушку(это может быть и ее, и ничья игрушка) подбегает другой ребенок и пытается у нее отобрать, она сразу отдаст сама лишь бы ее не трогали, хотя она этого не хочет и смотрит на меня вопросительно — что делать? Как поступить мне и как правильно научить ребенка поступать в подобных ситуациях? Не учить же мне ее толкаться и драться.

Екатерина

Здравствуйте! Моему сыну 1,11 месяцев. Его в песочнице ударила девочка, он испугался и сразу стал проситься домой. Драться мой ребенок не умеет. Скажите, пожалуйста, что надо в таком случае сказать ребенку, который обидел твоего ребенка. И что надо сказать своему ребенку, чтобы не осталось испуга и плохих эмоций? Спасибо.

Татьяна Егорова

Наташа, здравствуйте!

Малыши в этом возрасте еще только осваивают систему ценностей и правила взаимоотношений со сверстниками. Обычно в таком возрасте детки еще не воспринимают сверстников и постарше как личностей со своим характером, поведением. Они открыты к ним и думают, что и те будут тепло к ним относиться, как мама с папой.

Но увы, мир наш несовершенен. И если случаются инциденты, типа обидели вашего ребенка и тот стал бояться — это говорит о том, что ребенок напуган действительностью и не знает как поступить.

А страх неизвестности, в свою очередь,мешает решать конструктивным образом проблемы во взаимодействии и общении, блокирует нормальное психическое развитие.

Что можно сделать в этом случае:

Сначала принять факт, что в этом возрасте, как у вас, дети крайне чувствительны к тому, как к ним относятся. Но эта чувствительность со временем сменится на уверенность в себе при правильном вашем отношении к конфликту, т.е. пройдет с возрастом.

Представьте себе: холимый и лелеемый ребенок в семье, сталкиваясь с вопиющей несправедливостью (его толкнули, укусили, отобрали игрушки) просто-напросто в шоке.

Поэтому ваша задача — быть рядом с ребенком, предупреждать подобные конфликты, чтобы он чувствовал вашу поддержку и ощущал себя в безопасности.

Далее, нужно показывать своим примером, как можно урегулировать конфликт — демонстрируем ребенку оптимальные схемы поведения (обменяться игрушками, предложить совместную интересную игру).

Если подбегает другой ребенок и просто отбирает у вашей игрушку, остановите его вопросом: «А ты спросил у Даши разрешения?». Скорее всего, тот ребенок не осмелится при вас разбойничать и убежит без игрушки. А если включился в диалог — очень хорошо.

Объясняете дочке: «Саша хочет поиграть с твоей игрушкой. Можно?» Далее побуждаете мальчика совершить обмен, если у того есть игрушки (если нет, предложите играть вместе и т.п).

Ваша девочка может разрешить или не разрешить — это ее право и вам, и мальчику нужно уважать это право.

Таким образом, вы научите дочку отстаивать игрушки сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно.

Дома проигрываете аналогичные ситуации с игрушками и предлагайте оптимальные схемы выхода из конфликта. Придумывайте сказки с похожей проблемой и ее решение. Это ей очень поможет.

Если вы видите, что вашего ребенка элементарно обижают — вы можете сказать обидчику строгим тоном: «Нельзя так делать!» Если не понимает — отведите своего ребенка в сторону.

До 3 лет не допускайте, чтобы ситуация дошла до причинения боли (для этого просто будьте рядом и вряд ли обидчик повторит свои действия при вас).

Когда дочка станет постарше, она усвоит, что ее обижать нельзя и мама на ее стороне — т.е. станет смелее и уверенней.

Что касается сдачи, учить или не учить ребенка ее давать — этот вопрос чисто нравственный.

В отдельных случаях сдача позволяет поставить зарвавшегося «негодяйчика» на место, но тут нельзя исключить возможность начала драки, и нет гарантии, что сдача будет равноценной нанесенной обиде (детки могут и перестараться, особенно мальчики). Поэтому лучше научить дочку конструктивно выходить из конфликта.

Всего доброго вам и дочке!

Екатерина, к выше написанному я добавлю пару слов: все, что было рекомендовано ранее, вполне применимо и к вам.

И поверьте, если вы будете на стороне сына, научите его правильно сотрудничать с детьми и дадите уверенность, что вы рядом — он вырастет спокойным и без комплексов.

В пять-семь лет активно подключайте папу в воспитании — мужское общение благотворно повлияет на развитие мальчика. И активные занятия спортом в это время будут замечательным способом воспитать мужественного и хорошо владеющего собой парня. Удачи вам!

Вас что-то беспокоит в ребенке? Вы можете задать вопрос психологу.

Подпишитесь на RSS, чтобы своевременно получать все обновления блога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector