У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Природой человеку определено дышать носом. Вдыхаемый через нос воздух, проходя по носовым ходам и протокам увлажняется, подсушивается, согревается и очищается от пыли, остающейся на маленьких волосках носовых пазух.

Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции кровотока и активности головного мозга. Именно из-за нарушений в состоянии этих рецепторов у детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна.

Кроме того, свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема.

Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии.

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Поскольку защитные факторы, обеспечиваемые организму при дыхании носом, в полости рта не срабатывают, у таких детей гораздо чаще возникают простудные и респираторные заболевания, а при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос. Аденоиды не являются первопричиной нарушения носового дыхания — они появляются лишь после того, как воздух перестаёт проходить по носовым ходам. Вот почему так важно своевременно и правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму.

Привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами, которые начинаются у ребенка, поступающего в ясли или детский сад. Поэтому очень важно своевременно научить малыша пользоваться носовым платком, сморкаясь поочередно каждой ноздрей.

Родителям также следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает. Этот тревожный сигнал.

Если ребенок часто дышит ртом, ротовой тип дыхания с большой вероятностью может закрепиться у него в качестве вредной привычки, избавиться от которой крайне сложно.

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ).

Если не заниматься восстановлением носового дыхания у ребенка постепенно формируется аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком.

Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.

Привычное отражается не только на общем состоянии ребенка, но и значительно влияет на формировании зубочелюстной системы и речевых навыков.

При ротовом дыхании миодинамическое равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды.

В результате у ребенка возникает сужение зубных рядов в боковых отделах, и недостаток места для всех постоянных зубов при их прорезывании.

При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. В результате возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе.

Чем более сужена верхняя челюсть, тем выше у ребёнка купол неба, а это, в свою очередь влияет на конфигурацию носовой мембраны, которая в результате постоянного ротового дыхания у ребёнка нередко нарушается, вплоть до закрытия. Это ведет и к нарушениям звукопроизношения – звук чистый, а фонем неправильный.

Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.

Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти.

В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.

Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится.

В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта.

При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка, которые ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь.

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков — достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы.

Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков.

Трейнер обеспечивает более комплексное воздействие — специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти.

Регулярные занятия не менее часа днём плюс ночное применение обеспечивают значительное улучшение тонуса круговой мышцы рта уже через 2-3 недели, носовое дыхание у ребенка постепенно восстанавливается, и свободная вентиляция носовых ходов способствует прекращению аденоидных разрастаний.

Исследования показали, что при регулярной дыхательной гимнастике с использованием вестибулярной пластинки или трейнера носовое дыхание восстанавливается в среднем за 3,2 месяца у 87% детей в возрасте 3-6 лет и за 3 месяца у 83% детей 6-12 лет. При этом, у детей со второй степенью разрастания аденоидов дыхание при лечении по этой методике восстанавливается даже без операционного вмешательства.

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления. При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.

Применение миофункционального трейнера или вестибулярной пластинки гораздо эффективней обычных дыхательных упражнений – в контрольной группе, где дети занимались исключительно лишь дыхательными упражнениями без применения каких-либо аппаратов, дыхание через 6 месяцев восстановилось всего у 32% детей в возрасте 3-6 лет, и лишь у 12% детей в 6-12 лет.

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Во второй половине сменного прикуса такого эффекта уже не наблюдается.

Это происходит в результате правильного позиционирования языка, давление которого на свод верхней челюсти изнутри позволяет устранить мышечный дисбаланс – располагаясь нёбно, язык поддерживает свод верхней челюсти, нормализуя его форму и ширину.

Поэтому корректировать тип дыхания необходимо как можно раньше, поэтому на сегодняшний день разработана модель трейнеров и для молочного прикуса. Его использование не занимает времени — ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть.

Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: (495) 933-73-73

Запись на консультацию к ортодонту: (495) 784-71-35

Читайте также:  Коричневые выделения при беременности на ранних и поздних сроках, небольшие и обильные, без боли

Неправильный прикус у ребенка: вовремя выявить и исправить!

Если зубы в боковом отделе смыкаются так, что каждый верхний зуб попадает между двумя нижними (такое положение зубов еще сравнивают с гусеничным трактором), а передние верхние зубы при этом перекрывают нижние на одну треть, то такой прикус можно назвать нормальным, даже эталонным. А врачи называют его ортогнатическим.

Также к вариантам нормы относится правильное смыкание боковых поверхностей, но при этом незначительный поворот или разворот одного из зубов, а также небольшие щели (диастемы) между зубами. Также в пределах нормы может быть незначительная скученность зубов на нижней челюсти.

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Теперь поговорим о патологиях прикуса… К ним относится дистальный прикус, когда верхняя челюсть сильно выдвинута вперед относительно нижней. Такой прикус может быть связан с недоразвитием нижней челюсти при нормально развитой верхней либо же, наоборот, чрезмерно развитой верхней челюстью на фоне нормального развития нижней.

Подобная патология прикуса может возникнуть вследствие врожденного (наследственного) недоразвития челюстей, а также по причине нарушения носового дыхания или из-за ряда патологий других систем организма.

Например, из-за затрудненного носового дыхания ребенку приходится дышать ртом, вследствие чего мышцы щек находятся в напряженном состоянии, что и не дает развиваться нижней челюсти. Также формированию патологического дистального прикуса способствует запрокидывание головы ребенка во время сна.

Западение нижней челюсти при таком положении головы приводит к ее недоразвитию. Проблема дистального прикуса возникает и выявляется в детском возрасте, когда идет формирование и рост организма в целом.

Мезиальный прикус – чаще всего, результат скелетной аномалии, то есть проблемы в строении нижней челюсти. В основном это наследственная форма патологии прикуса. Так как нижняя челюсть чрезмерно развита, то она выдвинута вперед по отношению к верхней.

Для обладателей такого прикуса характерен большой, так называемый архаичный, подбородок. Лечится такая патология прикуса чаще всего хирургическим путем: делается резекция (удаление части) челюсти, а уже потом с помощью брекетов исправляется положение зубов.

Еще один вид патологии прикуса – открытый прикус, когда в боковых отделах зубы смыкаются, а спереди – нет. Развивается такой прикус вследствие вредных привычек – длительного сосания сосок (до 4–5, а иногда и 6 лет), сосания пальца, а также у детей, которые грызут карандаши.

Вы спросите, а откуда же берутся вредные привычки у малышей? Давайте разберемся. Как мы знаем, грудное вскармливание имеет большое значение при формировании прикуса. Ребенок рождается с дистальным прикусом, когда нижняя челюсть находится немного сзади, и для новорожденного – это норма.

Именно такое положение челюстей позволяет младенцу одновременно глотать молоко и дышать. Когда малыш сосет грудь, он вынужден прилагать определенные мышечные усилия и выдвигать челюсть вперед. Этим стимулируется рост и развитие нижней челюсти. Если же грудное вскармливание отсутствует, ребенка кормят из бутылочки.

Зачастую мамы делают слишком большие отверстия в соске, дабы «облегчить» малышу процесс сосания, и молоко фактически само заливается в рот – ребенку уже не нужно прилагать усилий в процессе сосания. Результат – нижняя челюсть не развивается. Когда же малыш переходит на обычную еду, он восполняет стадию сосания сосанием пальцев, сосок и т.

п. Второй немаловажный фактор в формировании вредных привычек – это затрудненное носовое дыхание, при котором ребенок вынужден постоянно держать открытым рот. Попробуйте сами в течение длительного времени посидеть с открытым ртом. Даже взрослому, у которого мускулатура лица хорошо развита, это довольно тяжело.

Пытаясь облегчить ситуацию, ребенок засовывает в рот палец, карандаш, чтобы мышцы расслаблялись. Ведь «опираясь» на карандаш, он может спокойно дышать ртом длительное время.

Поэтому родители должны понимать, насколько важно избежать формирования вредных привычек: нужно выбирать ортодонтические соски с необходимым количеством и диаметром отверстий (их можно купить практически в любой крупной аптеке) и «заставлять» малыша сосать правильно, а также разрешить проблемы, препятствующие свободному носовому дыханию ребенка в зависимости от причин, создающих эти проблемы. Поверьте, во многом формирование правильного прикуса у ребенка зависит именно от мамы.

Однако если малыш уже стал обладателем одной или нескольких вредных привычек, то это довольно успешно лечится: в возрасте 5–6 лет соски заменяются специальными пластинками с заслонками и решетками для языка, которые позволяют довольно быстро исправить открытый прикус.

При глубоком прикусе верхняя челюсть слишком перекрывает нижнюю челюсть.

Причинами развития глубокого прикуса становятся в основном недоразвитие нижней челюсти, скелетные формы аномалии, либо такой прикус может быть спровоцирован определенным положением зубов.

Этот прикус считается травматическим, так как при жевании нижние резцы бьют о верхнее небо. В результате чего развиваются травматические гингивиты.

Перекрестный прикус – еще один вид патологического прикуса, который возникает в основном в боковых отделах челюсти. Внешне это выглядит как смещение подбородка в одну или другую сторону.

Перекрестный прикус может развиваться вследствие травмы челюсти, недоразвития боковых отделов нижней челюсти, а также вредной привычки – когда ребенок спит или сидит, подперев щеку кулаком (в возрасте 5–6 лет).

При этом у взрослого человека такая вредная привычка на уже сформировавшийся прикус никак не влияет.

Знакомство с врачом-ортодонтом

Впервые посетить детского ортодонта необходимо в возрасте 3,5–4 лет, когда идет подготовка к формированию постоянного прикуса. В этом возрасте можно диагностировать дистальный и медиальный прикусы. В случае необходимости будет назначено лечение: ношение пластинок или кап. При этом глубокий прикус еще не определишь, так как он в этот период является нормой.

Зачатки постоянных зубов начинают формироваться, еще когда малыш находится в утробе матери, и этот процесс продолжается в первые годы жизни. Молочные зубы стоят плотно друг к другу, но в возрасте 3,5 лет по мере роста челюстей начинают появляться щели между зубами (диастемы), и к 6 годам они могут достигать расстояния в один молочный зуб. Это связано с тем, что зачатки постоянных зубов и сами постоянные зубы крупнее молочных. Поэтому это нормальный процесс, который не должен вызывать никаких опасений у родителей.

Кроме того, родителей часто пугают «несоразмерно» крупные прорезавшиеся постоянные резцы. Однако это нормально, ведь челюсть будет расти, и со временем когда-то «слишком большие» зубы станут абсолютно нормальными, то есть пропорциональными размеру челюстей.

Если врач не выявил никаких нарушений, то следующее посещение должно состояться в 6–7 лет – в период смены молочных зубов на постоянные. Сначала прорезываются «шестерки» (кстати, молочных 6-х зубов не бывают) и меняются резцы.

В этом возрасте будет понятно, хватит ли места всем остальным зубам. Если нет, то на этом этапе следует начинать ортодонтическое лечение – ношение кап или пластинок. Задача пластинок в данном случае – простимулировать рост челюсти и выровнять зубы.

Капы же призваны исправить прикус, расширить челюсти, а также устранить вредные привычки.

Если же в возрасте 6–7 лет никаких нарушений прикуса выявлено не было, то следующее посещение ортодонта необходимо в 10 лет. В этом возрасте начинают меняться дальние – 4-е и 5-е – жевательные зубы, а также клыки. И именно клыкам может не хватить места в ряду. Эта проблема решается с помощью пластинок или частичных брекет-систем на передних четырех зубах.

Также необходимо наблюдаться у ортодонта в период прорезывания «восьмерок» (так называемых зубов мудрости) – примерно в 16–17 лет, однако сейчас появилась тенденция к более раннему прорезыванию 8-х зубов (в 15 лет). Они могут сильно повлиять на прикус.

Если места для прорезывания коварных «восьмерок» недостаточно, то это может привести к скученности зубов, причем зачастую в еще большей степени, чем было до этого. И тогда ношения брекетов не избежать.

В случаях, когда зубы мудрости не прорезались, необходимо сделать рентген, который поможет определить, насколько их зачатки будут влиять на прикус.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Если в челюсти недостаточно места и «восьмерки» начинают давить на 7-е зубы, то все четыре зачатка 8-х зубов с большой вероятностью придется удалять. И таких удалений довольно высокий процент – примерно в 80 случаях из 100, особенно если зубы крупные.

Коррекция прикуса

У ребенка постоянно открыт рот: почему это происходит и по какой причине малыш не закрывает его?

Для коррекции прикуса в детском возрасте в основном используются пластинки и капы – то есть съемные конструкции. В возрасте с 6 до 12 лет при необходимости дети носят пластинки, которые, оказывая давление на зоны роста, стимулируют челюсти и позволяют им правильно развиваться. Разумеется, носить пластинки постоянно не требуется: например, через 1–1,5 года коррекции делается перерыв (а на момент смены зубов они снимаются в обязательном порядке). По мере роста челюстей пластинки меняются. И чем раньше мы начинаем корректировать прикус, тем короче периоды ношения пластинок и тем быстрее достигается нужный результат.

Так как пластинки – съемные конструкции, то очень важно, чтобы ребенок не забывал их надевать. И если малыш не хочет или забывает носить пластинки, то ответственность за выполнение врачебных рекомендаций ложится на родителей.

Носить пластинки нужно минимум 12 часов в сутки, максимум – 16, в основном в ночное время и несколько часов днем, и снимать во время еды и занятий спортом.

Собственно, чем дольше в течение суток ребенок носит пластинку, тем быстрее идет процесс коррекции.

Как показывает практика, если ребенок хорошо «относил» пластинки, то в более позднем возрасте он уже не возвращается к ортодонту и избегает более длительной коррекции прикуса с помощью брекет-систем и последующего продолжительного (а иногда и пожизненного) ношения ретейнеров (удерживающих дуг, кап, пластинок).

Если речь идет о коррекции прикуса в 12–14 лет, то тогда применяются брекет-системы. В этом возрасте срок ношения брекетов зависит от патологии прикуса и ее выраженности. Однако у подростков коррекция обычно происходит быстрее: брекет-системы достаточно носить год (у взрослых – 1,5–2 года).

В ретенционный (или удерживающий) период в этом возрасте ставится не дуга, как у взрослых, а используются съемные конструкции – пластинки или капы (с ними легче соблюдать гигиену), которые надо носить в ночное время.

В среднем через 2 года ретенционный период завершается (у взрослых он занимает от 2 лет и более).

Противопоказания к проведению ортодонтического лечения

Ортодонтическое лечение у детей с психическими заболеваниями, органическими заболеваниями центральной нервной системы (например, при ДЦП), онкологией и с любыми другими тяжелыми заболеваниями любых органов и систем организма не проводится.

Относительными противопоказаниями могут стать парадонтит и подвижность зубов 2–3 степени. И, конечно, в детской ортодонтии нам часто приходится сталкиваться с проблемой плохой гигиены полости рта.

Причем если с детьми, скажем, до 12–13 лет родители справляются и способны контролировать своевременную чистку зубов, то с подростками эта ситуация чаще всего выходит из-под контроля. Если подросток сам не следит за гигиеной, то ношение, например, брекет-систем приводит к быстрому развитию кариеса.

В этих случаях мы советуем «перерасти» сложный возраст – ведь начать исправлять прикус можно в любой момент, когда у человека появится мотивация и ответственность.

Нарушения дыхания у детей

«Предупрежден, значит, вооружен». Эти мудрые слова подсказывают тактику поведения будущей и уже состоявшейся матери в тех случаях, когда от ее знаний зависит жизнь ребенка. Чем больше вы будете знать о физиологических особенностях детского организма, тем скорее сможете предупредить развитие угрожающих состояний.

Первый вдох запускает работу одной из важнейших функций человеческого организма – дыхания. У детей первого года жизни именно эта функция чаще всего подвергается различным нарушениям: от банальной заложенности носа до остановки дыхания во сне, способной привести к внезапной смерти.

Какие механизмы участвуют в обеспечении нормального дыхания ребенка? В кратком изложении схема регуляции дыхания выглядит так: внутри кровеносных сосудов расположены многочисленные рецепторы, которые реагируют на изменение состава крови.

Как только они зафиксировали снижение уровня кислорода и возрастание содержания углекислого газа, они посылают сигнал, ведущий к возбуждению дыхательного центра, расположенного в продолговатом мозге. Дыхательный центр отдает приказ дыхательной мускулатуре (диафрагме, межреберным мышцам), заставляя их сократиться и произвести вдох. В это время грудная клетка расширяется.

А выдох при спокойном дыхании осуществляется пассивно, и грудная клетка возвращается в исходное состояние. Сбой в любом звене этой цепи влечет за собой нарушение дыхания.

Теперь становится понятно, что дыханием руководит центральная (головной мозг) и периферическая (рецепторы и нервные стволы, по которым импульсы идут из центра к дыхательной мускулатуре) нервная система.

У детей младшего возраста регуляция дыхания осуществляется автоматически. Взрослые и дети старшего возраста способны сознательно задерживать вдох или выдох, осуществлять глубокое или поверхностное, частое или редкое дыхание.

Тогда руководство переходит к коре головного мозга, а дыхательный центр занимает подчиненное положение.

У детей первого года жизни, особенно у недоношенных, функция дыхания во время сна весьма нестабильна. Объясняется это печальное обстоятельство физиологической незрелостью центральных и периферических механизмов регуляции дыхания. Нестабильность дыхания создает предпосылки для его частых нарушений во время сна и развития состояний, называемых апноэ недоношенных и апноэ младенцев.

«Апноэ» — отсутствие, остановка дыхания.

Почти у половины недоношенных во время сна наблюдаются остановки дыхания длительностью до 20 секунд, что связано, в первую очередь, с незрелостью дыхательного центра, хотя нельзя сбросит со счетов и недоразвитие периферических рецепторов, а также легочных рефлексов. Чем слабее недоношенный, чем больше патологических состояний сопровождает его с рождения (анемия, сепсис, гипоксия, пороки сердца, судороги и т.д.), тем чаще возникают у него остановки дыхания во сне.

Но и родившийся в срок ребенок не застрахован от остановок дыхания во сне, которые называются апноэ младенца. Длительность респираторных пауз достигает 20 и более секунд и сопровождается внезапно появившейся бледностью или цианозом, редким сердцебиением, снижением мышечного тонуса. Наблюдательная мама с тревогой скажет врачу: «Он перестал дышать, побледнел, посинел и весь обмяк».

Развитию апноэ младенца способствуют сопутствующие заболевания (перинатальная энцефалопатия, судорожный синдром, сепсис), анатомические дефекты лицевого скелета (расщепление верхней губы и твердого неба, недоразвитие нижней челюсти), прием кормящей матерью некоторых лекарственных препаратов (наркотических, снотворных, успокаивающих).

Учеными достоверно доказана прямая связь между курением матери во время беременности и возникновением у ребенка апноэ во сне. Чем больше сигарет за день выкуривала мать, тем более частые и продолжительные респираторные паузы отмечаются у ребенка.

Если длительная остановка дыхания сопровождается бледностью иили цианозом, снижением мышечного тонуса («обмяк»), отсутствием движений, то необходимо встряхнуть, потормошить ребенка, дунуть ему на лицо, чтобы возбудить дыхательный центр.

В большинстве случаев эти действия помогают восстановить дыхание.

При их неэффективности немедленно приступайте к реанимационным мероприятиям: приоткройте рот младенцу, своим губами плотно обхватите его нос и рот и вдувайте воздух в его дыхательные пути, одновременно проводя непрямой массаж сердца.

Частые и продолжительные апноэ диктуют необходимость постоянного контроля за дыханием ребенка. В таких случаях приветствуется сон мамы и малыша в одной постели, облегчающий наблюдение за состоянием его дыхания и оказание немедленной помощи.

Многие родители знают о существовании такого трагического явления как синдром внезапной детской смерти (СВДС), само определение которого говорит о неясной его причине. Ученые предполагают, что наиболее вероятной причиной развития этого синдрома является апноэ во сне. Более подробно о СВДС будет рассказано чуть ниже.

У некоторых новорожденных, опять-таки чаще у недоношенных, на фоне выраженного беспокойства и длительного крика, могут отмечаться остановки дыхания, которые в народе называют «закатываниями»: «он так кричит, что даже закатывается».

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Такие приступы носят кратковременный характер и прекращаются самостоятельно, но их повторяемость диктует необходимость обращения к невропатологу. Синдром внезапной детской смерти. Нет большего горя для матери, чем потерять своего ребенка.

Если смерть от тяжелой болезни или от несчастного случая можно хотя бы понять, то внезапная смерть младенца, наступившая среди полного здоровья, не поддается пониманию и объяснению.

Тем не менее, в медицине существует специальный термин – синдром внезапной детской смерти (СВДС), когда самое тщательное исследование не выявляет никаких причин трагедии.

Частота СВДС в разных странах мира колеблется от 0,5 до 3,5 случаев на 1000 родившихся живыми детей. В среднем 1 случай на 500.

Более всего ему подвержены малыши в возрасте от 2 до 4 месяцев. После 1,5 лет практически не наблюдается. Чаще встречается в холодное время года, через 4-7 дней после похолодания.

Несмотря на то, что причина этого трагического синдрома до сих пор не выяснена, ученые установили факторы риска раз-вития СВДС и разделили их на социальные и биологические.

К первой группе относятся вредные привычки родителей (наркомания, алкоголизм, курение), плохие жилищные условия, низкий образовательный уровень родителей, тугое пеленание, мягкая пуховая подушка.

Среди биологических факторов выделяются: • отягощенное течение беременности (гипотония и анемия у матери, стремительные роды), • многочисленные аборты и выкидыши у матери, многократные роды с короткими промежутками между ними, • рождение близнецов, • неблагополучие в раннем послеродовом периоде: родился с низкой или крупной массой, перенес асфиксию в родах, поздно приложен к груди, получал питание через зонд и т.д.,

• частые инфекционные заболевания у ребенка.

Каждой матери свойственна тревога за хрупкую жизнь младенца. Неудивительно, что по ночам мамочки вслушиваются в тишину: дышит ли.

Не только у младенцев с перинатальной энцефалопатией бывают кратковременные остановки дыхания, но и у здорового ребенка отмечается дыхательная аритмия, когда пауза между вдохами затягивается. Возможно, эти несколько секунд и играют решительную роль в развитии СВДС.

Так же неритмично ведет себя и сердечная деятельность, склонная к развитию сердечных аритмий на фоне вегетативной дисфункции или энцефалопатии. Возможно, именно остановка сердца повлекла за собой внезапную смерть.

А может быть, развился анафилактический шок на коровье молоко? Ученые не исключают и такого варианта развития СВДС.

В настоящее время большинство ученых отводят ведущую роль в развитии СВДС ночным апноэ.

Как бы то ни было, но выделение факторов риска и предположительных причин синдрома внезапной смерти позволяет проводить профилактику этого грозного заболевания. И главным направлением в профилактике СВДС считается создание условий для здорового сна.

Ребенок должен спать на плотном матрасике, без подушки. Одеяло должно быть легким. Ватное одеяло, так любимое нашими бабушками, уберите из кроватки.

Оно способно своим весом придавить кроху или стать причиной удушья. Мягкие и легкие пуховые перинки тоже не нужны малышу, так как способствуют перегреванию.

А в таких условиях мозг плохо контролирует дыхательный центр, который может «забыть» вдохнуть в очередной раз.

По этой же причине соблюдайте температурный режим в детской комнате. Оптимальная температура воздуха + 20 – 22 С.

Тугое пеленание сковывает движения ребенка, ограничивает подвижность грудной клетки и дыхательных движений, поэтому давно признано вредным и опасным в свете развития СВДС.

Во время сна ребенок должен лежать на спине. В положении на животе грудная клетка прижата к твердому матрасу, который ограничивает дыхательные движения и способствует сужению дыхательных путей. В такой ситуации снижается снабжение крови кислородом, от которого в первую очередь страдает головной мозг, следовательно, нарушается регуляция дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Когда малыш спит на животике, он может уткнуться носиком в матрас или подушку и перекрыть дыхательные пути. Многие фирмы по производству детских кроваток выпускают матрасы с вентиляционными отверстиями, чтобы предупредить развитие трагического исхода из-за неправильного положения во сне.

Лучшая профилактика СВДС – грудное вскармливание ребенка. Мамино молоко защищает от всех болезней, а физические усилия, которые малыш затрачивает на добывание пищи, укрепляют и развивают его дыхательную систему.

Проводимые регулярно занятия массажем и гимнастикой способствуют физическому и психическому развитию ребенка, обогащают кровь кислородом, улучшают обменные процессы, стимулируют развитие коры головного мозга, сводя к нулю опасность развития СВДС.

Не курите в квартире, где проживает маленький ребенок. Ведь он курит вместе с вами, а пассивное курение ничем не отличается от активного, разве что вредных веществ поступает меньше. Но ему и надо меньше. Неумолимая статистика отмечает, что дети курящих матерей в 5 раз чаще подвержены риску внезапной смерти.

  • Дети с перинатальной энцефалопатией должны наблюдаться невропатологом и периодически получать препараты, улучшающие обменные процессы в мозговой ткани, витамины, растительные адаптагены.
  • Каждая мать должна владеть способами реанимации: закрытого массажа сердца и дыхания «рот в рот», чтобы вернуть жизнь младенцу, внезапно переставшему дышать.
  • Рассмотренные выше нарушения дыхания у малышей имеют центральное происхождение, то есть, связаны с недостаточной зрелостью центральной нервной системы.
  • Нарушения дыхания, связанные с непроходимостью верхних дыхательных путей
  • Но как бы велика ни была роль нервной системы в осуществлении регуляции дыхания, не менее важное значение имеет состояние дыхательных путей, а именно проходимость их верхних отделов.
  • Заложенность носа у младенца, аденоиды и хронический тонзиллит, недоразвитие нижней челюсти, отек гортани, инородные тела дыхательных путей – эти состояния так же часто ведут к нарушению дыхания у детей, и мамы обязаны знать об этом и своевременно принимать меры.
  • К счастью, природа награждает своих детей и защитными механизмами, способными уберечь их от многих неприятностей и трагедий.

Так, глотка по своему местоположению напоминает перекресток трех дорог: одна ведет в нос, другая – в гортань, третья – в пищевод. Но недаром центральной нервной системе принадлежит главенствующая роль в управлении всеми процессами в организме.

Как регулировщик на оживленном перекрестке распределяет потоки машин по направлениям, так и нервная система строго следит за тем, чтобы глотка выполняла свою главную функцию – разделительную: во время глотания надгортанник закрывает вход в дыхательные пути, и пища попадает в пищевод, а не в гортань.

При вдохе спадается вход в пищевод, преграждая воздуху путь в желудок. Во время срыгивания или рвоты носоглотка и гортань надежно закрываются, и рвотные массы устремляются в ротовую полость.

  1. Если координация этих движений нарушена каким-то патологическим процессом, например, при инсульте, миастении, ботулизме, расщеплении твердого неба у новорожденного, то происходит забрасывание пищи в полость носа, больной поперхивается, кашляет, жидкая пища выливается через нос.
  2. При попадании пищи в гортань может наступить мгновенная смерть от удушья или развиться аспирационная пневмония, если мелкие пищевые частицы залетели в бронхиальное дерево.
  3. Но и в этих случаях природа предусмотрела благоприятное развитие событий, наградив человека и ребенка, в частности, способностью освобождать дыхательные пути от инородного тела с помощью кашля, чихания и рвоты.

На «детский пульт» скорой помощи часто поступают вызовы к грудничкам с поводами «захлебнулся», «подавился», «поперхнулся», «перестал дышать». Все эти вызовы объединяет одна и та же причина: во время кормления (особенно в тех случаях, когда молоко «льется рекой»), или срыгивания (рвоты) молочко попало «не в то горло».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector