Сексуальное и половое воспитание детей дошкольников и подростков в семье, школе

Посмотреть расписание
Посмотреть прайс лист

Тэги: Психология, Дети, Семья

Сексуальное и половое воспитание детей дошкольников и подростков в семье, школе

Даже в наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что касаться «запретной» темы неприлично и стыдно.

Не в этом ли ханжеском отношении к важной стороне человеческой жизни кроется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних женщин, стремительное распространение СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Многие педагоги и родители считают, что начинать половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового созревания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили богатую информацию про ЭТО от таких же невежественных и безграмотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе и на практике.

Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем уважения к важнейшей стороне человеческой жизни — взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Половое воспитание — важная составная часть процесса воспитания ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразумно и преступно по отношению к собственному ребенку.

Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребенка должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола.

Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексуальном развитии с детского возраста.

Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки — женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями. С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются примером взаимоотношений полов.

Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просвещения».

Половое воспитание в семье — процесс сложный, но необходимый, дающий возможность ребенку получить правильное представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни.

Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь правильному и гармоничному развитию подростка, полноценному фомированию детородной функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и будущих детей.

Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриутробной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и начинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не только за анатомические особенности пола, но и за особенности половой дифференциации мозга.

Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие.

Так, девочки больше спят и более чувствительны к прикосновениям, лучше реагируют на сладкое. А мальчики превосходят в физическом развитии, лучше удерживают голову в положении лежа на животе. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики — на зрительные.

Не отсюда ли пошла поговорка «мужчина любит глазами, а женщина — ушами»? В годовалом возрасте поведение еще больше различается: девочки более спокойны, с удовольствием играют в куклы, тогда как мальчики активны и подвижны, а из игрушек предпочитают машины, самолеты, оружие.

С полутора лет ребенок уже точно знает, кто он — мальчик или девочка, и различает людей по половой принадлежности «тетя — дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в основном по одежде и прическе.

В 3—4 года ребенок уже знает об анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее значение придает внешним признакам: платье, косички, бантики — это девочка, брюки, короткая стрижка — это мальчик. Но в этом возрасте понятие пола неустойчиво.

И девочки, и мальчики думают, что, переодевшись, можно изменить половую принадлежность. К 5—6 годам любой ребенок уже понимает постоянство своего пола и осознает, что мальчик станет дядей, мужчиной, а девочка — тетей, женщиной и мамой.

Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как он дотрагивается до носа, уха, коленки.

Если постоянно одергивать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный интерес именно к этим органам. Выросший в условиях запретов и запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной жизни, считая ее постыдной и «грязной». Ребенок должен развиваться как личность, не испытывая препятствий со стороны взрослых, а получая от них ответы на все вопросы, в том числе и связанные с полом.

Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчиваясь или сердясь на ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной стороне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания.

Искоренить у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и будет удовлетворять свою любознательность на стороне. В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваивается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «дочки-матери», «маму-папу», в «больницу».

Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, трогают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема — гнев и наказание.

Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексуальность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли.

Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любопытство ребенка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями — вот правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне естественные и свидетельствуют о нормальном развитии личности: чем мальчики отличаются от девочек, откуда я взялся.

Только не рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить ребенку тайну его происхождения. Так вы убережете его от шокирующих и опошленных уличных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и сопровождаемых неприличными жестами.

Некоторые особенности полового развития ребенка вызывают у родителей тревогу и озабоченность. Речь пойдет о мастурбации (онанизме). Вы будете удивлены, узнав, что почти 10% дошкольников мастурбируют, причем девочки гораздо чаще.

У некоторых девочек уже на первом году жизни отмечаются эпизоды младенческой мастурбации: тесно сведенные и перекрещенные бедра ритмично сжимаются и разжимаются, тельце напрягается и принимает позу «мостика», лицо краснеет, на коже выступает пот.

Такое состояние длится несколько минут, затем ваступает удовлетворенное расслабление, и ребенок засыпает. Это связано с неравномерным развитием отделов головного мозга, обеспечивающих жизненно важные функции, и тех, в которых расположены половые центры. После года младенческая мастурбация проходит бесследно.

Интенсивная и непрерывная мастурбация ребенка свидетельствует об органическом поражении головного мозга и требует консультации психоневролога.

У девочек дошкольного и младшего школьного возраста мастурбация может проявляться в виде трения и сжимания половых органов, прижимания их к краю стула, кроватки, парты, катания на игрушке, велосипеде, трении о тело взрослого человека. Причинами могут быть возбуждающие игры, связанные с раскачиванием, подбрасыванием, ритмичными движениями. Довольно часто мастурбируют дети, лишенные родительской ласки и внимания.

У мальчиков почти всегда причиной мастурбации является ощущение ненужности в семье, недостаток материнской нежности, неуверенность в себе. Случайно обнаружив такой путь самоудовлетворения, несчастный ребенок прибегает к нему всякий раз, когда обижен или расстроен.

Мастурбация помогает ему успокоиться и избежать стресса. У некоторых детей привычка мастурбировать возникает под влиянием старших приятелей или взрослых. Мастурбация детей до 10-летнего возраста не должна оставаться без внимания взрослых.

Не фиксируя внимания ребенка на этом занятии, а тем более не ругая и не наказывая за него, следует выяснить причину, устранить ее и отвлечь другими интересными и увлекательными делами. Уделяйте ему больше внимания и заботы, дайте понять, что любите его и интересуетесь его проблемами.

Создайте ему комфортные условия в семье с теплыми эмоциональными отношениями, и ранняя мастурбация пройдет, не принеся вреда здоровью и развитию.

Если ваши усилия не принесли успеха, обратитесь за помощью к детскому психоневрологу. Возможно, придется пройти обследование и курс лечения у специалиста.

В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные половые признаки и специфические признаки половой зрелости: менструации у девочек и поллюции у мальчиков.

Физиологическое созревание у подростков значительно опережает их психическое и социальное развитие, что делает их неуравновешенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться из-под опеки и контроля родителей.

Эта жажда свободы и стремление приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоянию детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчуждение и агрессию.

Именно в этот сложный период подросток нуждается в понимании и эмоциональной поддержке взрослого человека, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.

В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это платоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет своего обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино.

Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутствуют чувственные элементы — прикосновения, объятия, поцелуи, которые подросток стремится реализовать на практике в общении с любимой. Вскоре наступает черед сексуального влечения, для реализации которого и начала половой жизни не всегда имеются условия и желание партнера.

У девушек сексуальность просыпается гораздо позднее. А юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией.

Как ни клеймили ее врачи и педагоги, какими эпитетами ни награждали, как ни запугивали последствиями этого нравственного падения (вредной привычки, болезни, порока), избавить подростков от мастурбации не удалось.

Почти все здоровые мальчики проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее.

В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нормальному проявлению гиперсексуальности, помогающему снять ощущение напряженности и физиологического дискомфорта в юношеском возрасте.

Родителям не стоит запугивать подростка негативными последствиями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком большое значение и чрезмерно увлекаться.

Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Чем раньше начаты половые отношения, тем меньше поводов говорить о любви.

Побудительными мотивами являются любопытство, желание не отстать от сверстников, опасении потерять друга в случае отказа, совращение более старшим партнером и т. д.

 Чем сильнее подросток привязан к родителям, чем крепче нравственные установки, полученные в семье, чем лучше подросток руководствуется необходимостью контроля и чувством собственного достоинства, тем лучше он способен управлять своими поступками и желаниями.

Подросток должен понимать, что половая близость доставляет радость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков почти преступным является явное нежелание родителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми.

Половое воспитание подростков должно проводиться, несмотря на яростное сопротивление некоторых родителей и педагогов. Слишком тяжела расплата за безграмотность в этой важной составляющей жизни юношества. Не полагайтесь на педагогов и медиков, которым по долгу службы положено заниматься воспитанием подрастающего поколения.

Разговор на интимные темы в присутствии всего класса неизбежно вызывает неадекватную реакцию: смущение, стыд, развязные жесты и пошлые высказывания. А неподготовленные педагоги, не сумевшие взять правильный тон, нередко превращают половое просвещение в половое развращение. Не снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей.

Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть ханжой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни.

Внушите ему, что испытать всю полноту любви можно, будучи зрелой личностью не только в физическом смысле, но и в нравственном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за торопливость чувств.

Девушка, попавшая в беду, должна рассчитывать на помощь и поддержку родителей. Не ругайте и не оскорбляйте ее, исправить ошибку словами не удастся. Вы —  ее единственная надежда и опора в этот сложный жизненный период. Отвечать за это придется вместе.

Не принимайте решения на скорую руку. Пусть улягутся страсти, и тогда жизненный опыт и женская мудрость подскажут вам верное решение.

Инстинкт материнства возьмет верх над боязнью осуждения, и через положенное время, взяв на руки дочкин «грех», вы испытаете истинное счастье.

Тэги: Психология   Дети   Семья  

Возврат к списку

О половом воспитании детей и подростков (часть i)

Сексуальное и половое воспитание детей дошкольников и подростков в семье, школе

Половое воспитание – система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

Родители, желающие, чтобы их ребенок вырос счастливым и успешным, с самого рождения крохи начинают задумываться над правильным воспитанием. Важно научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, открыто выражать свои чувства, активно познавать новое, достигать своих целей и многому другому, без чего невозможно гармоничное развитие личности.

Неотъемлемой составляющей полноценного развития ребенка является его половое воспитание, цель которого – сформировать адекватное отношение к вопросам пола, научить соответствующему полоролевому поведению.

Важно помнить, что половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами.

Читайте также:  Сахар в моче при беременности: причины и последствия, симптомы, особенности лечения

Проще говоря, половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем-роли не только мужчины или женщины, но и мужа и жены, отца и матери в соответствии с общественными морально-этическими принципами.

Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

На протяжении многих десятилетий взгляды на половое воспитание были противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к вопросам пола, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.

Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей.

Адекватное половое воспитание поможет снизить факторы риска ВИЧ-инфицирования, безответственного сексуального поведения среди несовершеннолетних и молодежи, что поможет сохранить их здоровье и благополучие.

Во II — IV частях этой статьи мы поговорим о психологии полового воспитания детей в различные возрастные периоды.

Если у Вас возникнут вопросы в ходе прочтения статьи и не только, Вы можете обратиться к автору статьи – психологу отделения профилактики ВИЧ/СПИД государственного учреждения «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии» Татьяне Владимировне Горельчик. Позвонить и записаться на консультацию можно по телефону 8 (017 )292 37 08.

Половое воспитание детей дошкольного возраста

Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук, г. Москва.

Определение понятий и значение полового воспитания. Для усвоения знаний по изучаемой теме необходимо осмыслить несколько наиболее важных понятий.

Пол – комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган).

Половое воспитание – комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни (см.: Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999. С. 166).

Полоролевое воспитание – составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе.

Родители и педагоги стремятся развить у детей прежде всего положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему, соответствующие полу предпочтения и интересы; начальные качества мужественности и женственности и, конечно же, добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками. Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний (Т.А. Репина, Н.К. Ледовских).

Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии, неоднозначно. (Заметим, что в данной теме вообще очень много спорных вопросов.) Одни из них, в частности В.Е. Каган, О.К. Лосева и др.

, высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А.

Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение – сведения о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека.

Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст – наиболее период в сексуальном развитии.

До сих пор ученые полемизируют: какое понятие шире – полоролевое или половое воспитание. Одни считают полоролевое воспитание составной частью полового, другие убеждены в том, что оно (полоролевое) – более широкая область воспитания по сравнению с сексуальным.

Но те и другие едины во мнении: психосексуальное развитие ребенка начинается с первых месяцев его жизни (а то уже и в утробе матери), данная область воспитания – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания (В.Д. Колесов, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.), хотя сводить ее только к нравственному было бы неверным (В.Е. Каган), и заниматься ею надо с раннего возраста.

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения.

Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

Дело в том, что половое воспитание освобождает от ложного чувства стыда, мешающего любить другого человека, от неверного отношения к одной из важнейших сторон жизни – взаимоотношениям между мужчиной и женщиной, помогает осознать и освоить некоторые обязанности, чрезвычайно важные для предстоящей семейной жизни.

Тогда как распространенное сейчас воспитание ( поведение поощряется, а – порицается) приводит к формированию : фемининного (женственного) мальчика, а потом и мужчины, и мускулинной (мужественной) девочки, а потом и женщины, что служит одной из серьезных причин многочисленных разводов, поскольку представители противоположного пола оказываются неспособными выполнять надлежащие им социальные роли.

Причины отсутствия дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.

 Современная педагогическая наука и практика зачастую относятся к полу как к несущественной характеристике ребенка, хотя, по мысли И.С.

Кона, почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными. К тому же самая первая категория, в которой дети осознают себя, – половая принадлежность.

Тем более удивительно, что недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей, проявляющихся в дошкольные годы. Так, первые анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками замечены уже в эмбриональный период их развития.

Под воздействием половых гормонов, считают физиологи, формируются различия не только в анатомических особенностях пола, но и в некоторых особенностях развития мозга. У новорожденных девочек по сравнению с мальчиками почти всегда меньше масса тела, сердца и легких, удельный вес мускулатуры.

Но уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии, а в дальнейшем – раньше ходить и говорить. Их организм отличается большей сопротивляемостью к заболеваниям. У них лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам. Можно привести и некоторые другие примеры.

Мальчики лучше обучаются с помощью зрения, девочки – с помощью слуха.

Хотя случаи задержки умственного развития (а также гемофилии, заикания, неврозов) чаще встречаются у мальчиков, их мозг, по данным исследований Т.П. Хризман, по сравнению с девочками, – “более прогрессивная, более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая экономней и целенаправленней”.

У мальчиков шести-семи лет уровень вербального мышления значительно выше, чем у девочек. Однако в плане социальных контактов последние более . Дети разного пола по-разному воспринимают и обрабатывают позитивную информацию, включая разные корковые системы.

А это определяет разное эмоциональное отношение к воспринимаемому миру, его осмыслению. Эмоциональной сфере девочек свойственны более яркие и частые проявления сочувствия окружающим. У них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям, они успешней адаптируются к новым условиям.

Мальчики и девочки отличаются также интересами и предпочтениями, что наиболее ярко проявляется в содержании, характере их игр и рисунков.

Половое развитие – результат не столько биологических особенностей пола, хотя нельзя принижать роль физиологии и генетики, сколько социальных требований к мальчикам и девочкам со стороны самых близких людей – членов семьи, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений и сверстников, с которыми они себя идентифицируют, поощрения соответствующих полу детей форм поведения и раннего осознания ими своей половой роли.

Развитие полоролевого самосознания. Уже в шесть-семь месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, то есть пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку.

На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя , знает, кто он: мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек.

Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. Старшие дошкольники ищут объяснение в наличии силы, характере игр.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте. Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – прообраз своей будущей избранницы.

Отношения родителей служат для него моделью взаимоотношения полов. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника – отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка – наличие в семье обоих родителей, т.е. полная семья, живущая по законам любви и взаимоуважения.

В таком случае у детей формируются начальные идеалы семьи и своей социальной роли, нравственные представления о роли противоположного пола. При отсутствии одного из родителей, например отца, важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый – родственник, друг, воспитатель.

В связи со сказанным понятно стремление общественности многих стран, например США, Венгрии, иметь в детском саду мужчин в качестве воспитателей своих детей.

Эмансипация женщин, борьба за равноправие полов, активное участие женщин в трудовой, общественной и политической деятельности наложили отпечаток на социальные роли представителей обоего пола. Произошло их смещение.

Изменился традиционный стандарт мужественности (мужчине предписывались активность, сила, уверенность, властность, сдержанность, предприимчивость) и женственности (от женщины ожидали мягкости, слабости, покладистости, зависимости, пассивности, эмоциональности).

Если раньше распределение ролей и набор и качеств были полярными (властность – подчинение), то сейчас все большую роль играют взаимопонимание, взаимозависимость и взаимопомощь. Поэтому родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее.

Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество , т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств.

Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными (Т.А. Репина).

Для развития у мальчиков начал мужественности следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, великодушия, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать. Если мы хотим, чтобы девочки росли женственными, то особое внимание уделим воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Но все наши педагогические старания, усилия не увенчаются успехом, если родители детей не будут служить образцом, соответствовать своей половой роли. Так, вряд ли у мальчиков в семье, где мама – лидер, обладает властным характером, а папа пассивен, не способен взять на себя трудности, решить семейные проблемы, будут формироваться мужские черты характера.

Формирование начал мужественности и женственности. Половое воспитание детей, как уже отмечалось, направлено на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А. Арутюновой, Н.К. Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А. Репиной, других ученых, а также практическими работниками. Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используются устное народное творчество и художественная литература.

Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой , дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам.

О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака , и другие.

С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других.

Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как , , , воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.

Ведь каждая из названных сказок – воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой силе любви (см.: Комарова Е. Лягушка-царевна // Учительская газета. 1990. N 43. С. 31).

Работа, проводимая в детском саду, поддерживается и продолжается родителями.

Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке ее женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурке, сестренке.

Если сын одевается самостоятельно, то дочери в его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: “Смотри, сын, какая красивая девушка растет в нашей семье”.

Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялся у известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А. Быкова со старшим сыном:

Мужчина

Олегу

Вчера сказал мне папа, Что я уже мужчина. Мужчины не боятся Без мамы оставаться, Мужчины закаляются И сами одеваются. Мужчина – очень гордый – Он не грубит соседу, Он две тарелки каши Съедает за обедом, Он не боится буки, Что может вдруг прийти.

Мужчина знает буквы И счет до десяти. Но если очень-очень По маме я тоскую, Мне папа разрешает Пролить слезу мужскую. Одну и сразу вытереть, А то еще польются, И, чтоб никто не видел, Сейчас же отвернуться.

А так нельзя мне плакать, Есть важная причина – Вчера сказал мне папа,

Что он и я – мужчины.

Советы родителям по половому воспитанию детей

  • Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей.
  • Главная школа воспитания детей — взаимоотношения
  • мужа и жены, отца и матери.
  •                          В.А Сухомлинский
  • Уважаемые родители!

Важно уделять время половому воспитанию детей в семье. Половое  воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе «является неотъемлемой частью нравственного воспитания».

           

Самый нужный и самый главный воспитатель- личный пример нравственности родителей.

 Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать.

Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, а более старшим- понимал, что хорошая семья- основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости- помогут.

Хорошо, когда родители понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового воспитания. Родителям не нужно избегать разговора о половом воспитании с детьми.

 Взаимоотношения между родителями, которые каждый день видит ребёнок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Главнейшая цель полового воспитания- формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

Воспитывая в ребёнке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении»,- так считал А.С. Макаренко. 

           Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам.

Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения.

Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.

Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться — никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.

С 13— 14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми.  В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию.

 Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример.

Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. 

 Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует — можно опоздать.

Чем естественнее будет ваше поведение, тем, менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. 

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной).

   Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

При проведении бесед на эту очень даже щекотливую тему необходимо соблюдать некоторые определённые ПРАВИЛА:

1. Доброжелательно относиться к любым вопросам. Нельзя обрывать ребёнка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.

2. Нельзя уходить от разговора (мол, мал ещё) и отмахиваться от ребенка.

3. Должна быть сохранена тайна разговора, ребёнок должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим детям или взрослым.

4. На все вопросы давать конкретные ответы и идти от простого вопроса к сложному вопросу, но на всех этапах оставаться правдивым.

Помните: половое воспитание детей  неразрывно связано с обычным воспитанием. Проще говоря, не стремитесь воспитывать ребёнка сексуально – просто любите его и ведите обычный воспитательный процесс.

Семья, по мнению В.Н. Худякова, является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребёнке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни».

В Конвенции о правах ребёнка сказано: «Ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В семье закладываются основы личности ребёнка, и к окончанию  школы он уже  формируется как личность.

Буклет «Родителям о половом воспитании детей»

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Вопросы полового воспитания у современных родителей вызывают куда больше любопытства, чем у самих детей. Если не знаете, как поговорить с ребенком на щепетильную тему, не спешите вести его к психологу, а лучше придите на консультацию сами и подберите слова, которыми сможете поговорить с детьми «по-взрослому».

Корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Аленой Корольковой о том, где найти грань между «ему рано» и «мы не рассказали главное».

«С нами не говорили, и мы не будем»

Большинство родителей считают, что раз сами благополучно выросли без разговоров на щепетильные темы, то и детей не нужно обременять неловкими разговорами…

— Хорошо бы, чтобы темой полового воспитания занялись не в школах, а в семьях. Но так как мы росли в стране, где «секса не было», большинству из нас тяжело прорваться через собственный страх, стыд и смущение в этой теме. Редко кому из нас говорили о взрослении и переходном периоде. В лучшем случае давали книгу, из которой можно было почерпнуть нужную информацию.

И раз у нас не было опыта общения с родителями на эту тему, отвечая на детские вопросы, приходится прорваться через стену собственного смущения. Если у ребенка рождается любопытство, это уже хорошо, но на вопросы должны ответить мама или папа, и теми словами, которые ребенок привык слышать в семье. Это куда лучше, чем если это будет взрослая женщина, которая будет оперировать терминами.

Когда клиенты спрашивают, можно ли привести ребенка, чтобы я рассказала ему про половое созревание, я предлагаю прийти на прием самим родителям, чтобы мы вместе смогли подобрать слова, которые будет слышать их ребенок. Если дети имеют возможность задавать такие вопросы, значит, в семье сформировано доверие между родителями и детьми, которое лучше не предавать. Скажите ребенку — мне нужно время подумать, я отвечу на твой вопрос.

При этом важно не отмахнуться, а ответить на вопрос. Во второй раз ребенок, скорее всего, не спросит, решит, что задает неловкие вопросы. При этом ребенок все равно узнает, откуда он взялся — от друзей, из интернета. Задача родителей — создать адекватную базу знаний, на которую сможет опираться ребенок.

— С чего начать? Не подходить ведь к ребенку с вопросами, не хочет ли он поговорить о сексе?

— С юного возраста родитель должен приучать ребенка называть свои интимные части тела правильно.

Мы ведь не говорим детям, что вместо ручек и ножек у тебя веточки, но, когда заходит речь об интимных частях тела, вместо пениса и вагины употребляем другие слова.

И когда ребенок слышит правильное название половых органов, он переживает удивление, не понимает, почему прежде не слышал таких слов. Сексуальное воспитание начинается с того, чтобы с трех лет, с самого детства называть половые органы правильно.

Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

Любопытство ребенка в этой теме лучше удовлетворять. Но отвечать на вопросы нужно в рамках запроса: если ребенок спрашивает, откуда он взялся, лучше всего ответить — ты родился из моего живота.

Если ребенок не задает дальнейших вопросов, не нужно читать ему лекцию о том, как он туда попал. Если же спросил, ответьте: мы с папой полюбили друг друга и из этой любви родился ты.

Не задает других вопросов — не продолжайте.

Падаете в обморок — купите книгу

— А если ребенок продолжает задавать вопросы?

© Sputnik / Виктор Толочко

— Детского любопытства в этой теме меньше, чем родительского страха. Особенно тревожным родителям я советую купить книгу с хорошими иллюстрациями. Если вы чувствуете сильное смущение, предложите ребенку вместе полистать книгу.

Если нам трудно говорить на интимные темы с ребенком, вряд ли мы сможем говорить и с собственным партнером, так что отвечать на вопросы детей — хорошая мотивация, чтобы начать прорываться через свои страхи.

Если дети не начали задавать родителям вопросы о половой жизни, то и подростки не начнут. Если же хотите поговорить с подростком, то лучшее место — это поездка в машине, у вас будет возможность быть услышанным.

Начните так: тебе пятнадцать лет, и я переживаю, знаешь ли ты, как защитить себя.

Он закатит глаза и скажет, что знает, и тогда скажите, что верите ему, но хотите, чтобы ребенок знал — если что-то случится, он может с вами поговорить.

— Как понять, ребенок знает слишком мало для своего возраста или, напротив, слишком много?

— Дети-дошкольники от трех до шести лет должны называть половые органы правильно и понимать, где они находятся. Это нужно хотя бы для того, чтобы ребенок в случае возникновения дискомфортных ощущений смог дать знать, где болит. Хорошо бы, чтобы он знал, что ребенок растет в матке и рождается через влагалище.

Младшие школьники должны знать о физиологических изменениях, которые будут проходить у них в теле в подростковом возрасте. У нас есть впечатление, что о менструации только ленивый не знает. Но учтите, что если раньше половое созревание наступало примерно в 12 лет, то сейчас порой — и в 9 лет.

И дети, которые не знают о грядущих изменениях, могут пугаться — что же такое страшное со мной происходит? Нужно спокойно объяснить, что такое поллюция у мальчиков и менструация у девочек, как это происходит и почему. Объяснить мальчикам, что это не стыдно, что это физиология, предупредить девочек о возможных болевых ощущениях.

В этом возрасте нужно рассказать о разнице между выделительной и репродуктивной функцией организма.

В подростковом возрасте важно, чтобы дети понимали, что такое сексуальная ориентация. Хорошо бы дать информацию о венерических заболеваниях. Еще одна важная тема — преувеличенная сексуальность, которую транслирует индустрия моды. Нужно объяснить ребенку, что картинками людей с идеальной внешностью попросту привлекают внимание аудитории, а не демонстрируют идеального человека.

В старшем подростковом возрасте — 15-18 лет — ребенок должен знать, что такое противозачаточные средства, понимать, что они не обеспечивают стопроцентную защиту. Они должны знать, что секс — это доверие и значимость в жизни друг друга, а не только физиология, что это умение находиться рядом с любимым человеком и приятный бонус, для получения которого нужно сперва выстроить отношения.

Еще одна важная тема — дети должны понимать, что с ними будет происходить на осмотре у гинеколога и уролога, потому что я нередко сталкиваюсь с рассказами уже взрослых женщин, которые долгие годы помнят пугающие манипуляции в кресле врача.

Скажите кодовое слово

— То есть, если ребенок ни о чем не спрашивает, то и говорить с ним не стоит?

— Одна из важнейших тем — сексуальный абьюз, и разговор об этом должен инициироваться родителями. Оптимальный возраст для таких бесед — 8-12 лет. Родителям нужно объяснить ребенку, что интимные части скрываются нижним бельем не только из-за вопросов гигиены, но и потому, что никто кроме него самого, родителей и медперсонала — и только с разрешения родителей — не должен их видеть.

Недопустимо, если к ребенку подходит взрослый и просит разрешения его сфотографировать. Клиентка рассказывала мне об истории, когда незнакомый мужчина попросил измерить обхват талии ее дочери, потому что якобы набирал группу моделей. Также недопустимо, если взрослый человек на улице просит ребенка о помощи: нужно объяснить, что взрослый обратится за помощью к взрослому.

Когда мой ребенок был маленьким, мы применяли прием секретного слова. У нас было кодовое слово «Майнкрафт», название его любимой игры. Я объяснила сыну — если к тебе подходит взрослый и говорит, что мама просила забрать из школы, потому что сама не успевает приехать, нужно потребовать назвать секретное слово. Нет секретного слова — никуда не идем.

Если над ребенком совершили насилие, ему часто говорят — не говори маме, это наша тайна. И тут важно донести, что тайна и секрет — это то, что доставляет удовольствие обоим и никогда не держится на страхе. И главное, нужно сказать ребенку, что бы ни случилось, я точно буду с тобой и буду тебе помогать.

— Многие родители беспокоятся, что дети знают не слишком мало, а напротив — слишком много…

© Pixabay

— Важен не объем знаний, важно, что если ребенок строит свою базу только на основе разговоров со сверстниками и знаний из интернета, представление будет извращено.

У ребенка может возникнуть ложное представление о собственной сексуальности, ведь в сети тиражируются мифы, которые поддерживают и взрослые — например, что половой акт должен длиться как марафон.

Задача родителей не дать полное представление о половой жизни — это он доберет — а создать адекватную базу.

Если у ребенка нет возможности удовлетворять свое любопытство на тему полового созревания в семье, у него сформируется представление об этой теме как о стыдной и неприличной, о которой воспитанные люди не говорят. Это выливается обычно в неспособность слушать себя и свои желания, говорить с партнером.

Американские коллеги выделили четыре типа семей. Первый — репрессивный: в таких семьях тема секса табуирована, любые вопросы о том, откуда я взялся, или демонстрация частей тела строго пресекается.

В итоге у ребенка формируется страх, ему кажется, что все телесное — это постыдное и страшное. Другой тип семей — избегающий, в этом случае родители любой вопрос обращают в лекцию с терминами. А ребенок, поняв, что это скучно, свое любопытство решит удовлетворять со сверстниками.

Навязчивый тип семей предполагает, что родители демонстрируют свою сексуальность и даже позволяют себе ходить обнаженными в присутствии детей. В таком случае любопытство ребенка может трансформироваться в избегание телесного.

И четвертый тип семей — экспрессивный, в таких семьях удовлетворяют любопытство ребенка, но самостоятельно не инициируют разговор, и это самый удачный вариант.

Что такое половое воспитание и почему оно нужно в любом возрасте

Информация на уроках полового воспитания для детей разного возраста должна подаваться соответственно возрасту и в той форме, которая будет понятна и доступна ребёнку. Например, уже начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более «взрослые» вопросы, например сексуальную ориентацию.

Преподавать половое воспитание в начальной школе принято, например, в Нидерландах: голландским детям рассказывают о том, что такое влюблённость, и учат осознавать границы собственного тела.

Вопреки предрассудкам, детям в начальной школе не рассказывают о тонкостях интимных отношений: программы полового воспитания в начальной школе намного чаще включают в себя разговоры о чувствах, а также базовые объяснения половых различий между мальчиками и девочками и ответ на вопрос, откуда берутся дети.

Кроме того, детям рассказывают о «правиле нижнего белья»: им объясняют, что все те части тела, которые прикрывает нижнее бельё, интимные и никто посторонний не может их видеть и трогать.

Такой подход поддерживает Совет Европы, запустивший кампанию «One in Five» против сексуального насилия над детьми. В рамках этой кампании детям предлагают сообщать корректные названия половых органов и учат их не стесняться говорить о них с родителями или врачами.

Кроме того, детей учат отличать «хорошие» секреты (приятные и лёгкие) от «плохих» (внушающих страх или беспокойство) — вторыми обязательно надо делиться с родителями.

Насильники часто создают вокруг своих жертв атмосферу секретности и стыда, и до тех пор, пока ребёнок молчит, родители могут и не догадываться о том, что он подвергся насилию.

Авторы таких программ опираются на данные многочисленных исследований, подтверждающие, что дети, не обладающие базовыми знаниями, чаще страдают от педофилов, чем их более подкованные сверстники.

Похожие меры готовятся и в Малайзии, где в 2014 году разразился скандал, связанный с педофилом, изнасиловавшим десятки детей по всей Юго-Восточной Азии.

Профессиональные объединения педиатров Малайзии высказались за введение подобных мер: несмотря на то что в малайзийском обществе на разговоры о сексе всё ещё наложено табу, врачи выступают за половое просвещение для детей — для их же безопасности.

По мере взросления дети начинают изучать и другие темы. В Нидерландах с маленькими детьми не говорят о сексе напрямую, но их постепенно подводят к этой теме: к семи годам школьники должны знать названия мужских и женских половых органов, а в возрасте одиннадцати лет — быть знакомыми с такими темами, как сексуальные домогательства и эрекция.

В канадской провинции Онтарио второклассники на уроках изучают вопросы согласия и половой неприкосновенности, третьеклассники знакомятся с концептами гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а семиклассники узнают об опасностях секстинга и ЗППП. В Великобритании половое образование обязательно для детей 11 лет и старше. Некоторые элементы программы являются обязательными для изучения, в остальных случаях родители имеют право забрать ребёнка с уроков.

Специалисты считают, что в возрасте 9–11 лет школьники должны получать информацию о половом созревании и о том, как меняется их тело, а также узнать больше о давлении со стороны сверстников и как ему противостоять.

В возрасте тринадцати лет и старше школьникам нужна информация об образе тела, беременности, воздержании, контрацепции, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путём, а также разговор о том, как строить отношения.

Половое воспитание для подростков включает в себя рассказ о половом созревании, сексуальной ориентации и важности контрацепции и визитов к врачу. Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например биологией и обществознанием.

В последние годы мы чаще слышим о необходимости откровенно говорить с подростками о сексе — в первую очередь потому, что современным подросткам доступно намного больше порнографии, чем предыдущим поколениям, и они часто воспринимают порнофильмы как учебное пособие.

Некоторые специалисты говорят, что половое воспитание лучше всего работает, когда с детьми обсуждают важные для них вопросы в комфортной обстановке, а не просто рассказывают о строении половых органов.

Они считают, что лучших результатов помогают добиться доверительная атмосфера и честный разговор об этических и психологических аспектах отношений — уважении личных границ, согласии, удовольствии, сексуальной ориентации и представлениях о собственном теле.

По мере того, как табу на разговоры о сексе снимается, школьники начинают задавать больше вопросов. Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников.

Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики.

По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector