Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Данный материал для творчества оправдает свое название, если будет приготовлен из песка.

И если у вас есть такая возможность, вы можете его где-то раздобыть, то смело выбирайте один из двух нижеприведенных вариантов по созданию цветного песка.

Важно не забывать об обязательном просеивании песочка перед его покраской, ведь данный материал должен быть безопасным для использования ребенком.

С пищевыми красителями

Нам понадобиться:

  • белый просеянный песок;
  • три пищевых красителя;
  • четыре пластиковых мисочки;
  • пластиковая вилка.
  1. Мисочки расставляем на столе. Насыпаем в каждую песок, приблизительно по 150 грамм.Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка
  2. Добавляем несколько капель бардового красителя в первую емкость.Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка
  3. Хорошенько размешиваем при помощи пластиковой вилочки.Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка
  4. Если цвет получается недостаточно насыщенным, добавляем еще пару капель красителя.Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка
  5. Продолжаем размешивать до равномерного распределения цвета.Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка
  6. Добавляем три-четыре капли синего красителя во вторую емкость.
  7. Размешиваем до приобретения однородности.
  8. Добавляем несколько капель зеленого красителя в третью емкость.
  9. Вымешиваем вилочкой до приобретения однородного цвета.

Как красить песок таким способом мы разобрались. Можно прибегнуть к еще одному варианту окраски – при помощи пакета-зиппера.

  1. Пересыпаем песок из четвертой мисочки в пакет.
  2. Добавляем в него 4-5 капель красного красителя.
  3. Застегиваем пакет.
  4. Разминаем руками песок с красителем.
  5. Перекатываем массу с одного конца пакета в другой, вращая его в руках.
  6. Продолжаем данные манипуляции до равномерного распределения красного цвета.

С гуашью

Для создания нам понадобиться:

  • песок;
  • гуашь трех цветов;
  • брызгалка с водой;
  • три пластиковых тарелки;
  • миска;
  • сито;
  • клеенка для стола.
  1. Берем миску с песком. Над застеленной поверхностью пересыпаем его в сито.
  2. Просеиваем песок.

Применение сита нам необходимо для того, чтоб отсеять крупные частицы, в частности ракушки и всевозможный мусор.

  1. Пересыпаем просеянный песок в миску.
  2. Выкладываем на столе три пластиковых тарелки. При помощи подручного средства раскладываем песок из миски по трем тарелкам в равных долях.
  3. Берем гуашь, добавляем ее в каждую емкость, приблизительно по 20 мл.
  4. Размешиваем с песком, периодически сбрызгивая водой.
  5. Вымешиваем до тех пор, пока цвет не распределиться равномерно.
  6. Проделываем это со всеми емкостями.
  7. Оставляем песок на 24 часа, чтоб он успел хорошенько просохнуть.
  8. По истечению времени пересыпаем его в сито. Не забываем предварительно застелить стол.
  9. Разминаем песок вручную.
  10. Затем просеиваем его.
  11. Проделываем те же манипуляции со всеми емкостями. Песок для творчества готов.

Попробуем изготовить оригинальный разноцветный песок из манки

Вторым способом сделать цветной песок будет основан на окраске манки. Этот вариант лучше подойдёт, если у вас дома есть дети. Ведь им тоже хочется рассыпать песочек, так что можно использовать не только лишь для свадебной церемонии.

Им можно спокойно дать играть этим веществом. Множество весёлых занятий можно придумать для детей из цветной манки. Невероятное количество тетрадей для рисования песком можно приобрести в магазине или распечатать самому и взять в руки клей.

Манка станет незаменимой в вашем доме.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Такой песок делается довольно просто при использовании всего 3 ингредиентов: манки, пищевого красителя, спирта.

1)Порцию пищевых красителей, обязательно сухих, необходимо смешать с 1 чайной ложкой спирта. (Если у вас не оказалось под рукой спирта, можно воспользоваться гелем для дезинфекции рук. Он растворит ваши пищевые красители и хорошо высохнет).

2)Распределите манку по разным контейнерам

3)Обильно смешайте манку с красителем до тех пор, пока не получите желаемый цвет. Во время протекания этого процесса спирт должен полностью испариться.

4)Выложите получившуюся смесь на лист бумаги, чтобы избежать возможного слипания этой массы. Просушите.

5)Растолките комочки в случае их появления в процессе сушки.

Важно! Не используйте воду, манка попросту станет кашей и никакого песка не будет.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Польза рисования цветным песком

Рисование песком – это увлекательное занятие, которое способствует пробуждению творческих способностей у ребенка. Кроме того, творчество избавляет детей от стресса, дает возможность расслабиться и не вспоминать неприятные моменты.

Дети в процессе художества предаются фантазиям о замках, принцессах, драконах – они оказываются в воображаемом мире и отвлекаются от неприятностей.

Также занятие способствует развитию художественного и абстрактного мышления, мелкой моторики и задействует одновременно оба полушария мозга.

Данный вид творчества подходит для детей практически любого возраста. Исследования показывают, что школьники, начав рисовать песком, лучше успевают на занятиях, становятся собранными и усидчивыми. Для маленьких детей творчество – способ знакомства с материалами окружающего мира, они охотно возятся и с сухим, и с мокрым песком, а создаваемые рисунки – оригинальны и самобытны.

Психологи рекомендуют превратить рисование цветным песком в коллективное творчество – это доставит удовольствие и детям, и взрослым, а также поспособствует укреплению семьи. Для ребенка доброжелательная атмосфера в семье, осознание помощи и поддержки очень актуальны и важны.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка Очень важно в период “творческого процесса” оставаться рядом с ребенком и помогать ему

Как сделать цветным обычный песок?

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Основанием в данном случае послужит обычный песок. Необходимое количество материала следует тщательно промыть. Воду нужно сливать и промывать снова, пока она не останется чистой.

Затем чистый песок нужно разложить на бумажное полотенце и дать ему высохнуть полностью. После высыхания рекомендуется просеять его через сито. Это позволит избавиться от мелких камушков, мусора и посторонних частиц.

Другой вариант подготовки: просеять песок через сито и прокалить на противне в духовке около 1 часа при температуре 200 градусов.

Теперь все подготовлено к окрашиванию. Нужно распределить песок в отдельные емкости. Их должно быть столько, сколько цветов необходимо получить. В каждую емкость нужно добавить по несколько капель красителя и перемешать песок, чтобы он окрасился равномерно.

После этого песок снова нужно выложить на бумажное полотенце и хорошо просушить. Когда он высохнет, можно снова его просеять, чтобы избавиться от комочков. Если же вы хотите сделать кинетический песок, читайте инструкцию в статье: http://fb.ru/article/163606/kak-sdelat-kineticheskiy-pesok-svoimi-rukami-sostav-i-tehnologiya.

Как сделать цветной песок своими руками из соли: пошаговая инструкция

Изготовить разноцветный песок можно в домашних условиях с минимальным количеством затрат. Данное изделие довольно просто в изготовлении и не потребует каких-либо знаний химии, биологии и прочих предметов. Вам потребуется только лишь эта инструкция.

Ингредиенты у этого продукта производства найдутся наверняка дома, а если нет, то их можно купить, не особо при этом потратившись. Понадобится только соль, подойдёт обычная поваренная соль, имеющаяся под рукой у каждой домохозяйки, и полужидкая гуашь, краски, которые можно приобрести в любой канцелярии или попросить у друзей, в семье которых уже есть маленькие дети.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Описание процесса изготовления будет указан пошагово. Строго придерживайтесь последовательности!

1)Будет лучше, если вы застелите рабочую поверхность листом обыкновенной бумаги. Возьмите гранённый стакан и наполните его на 1/3 всего объёма солью, если соль будет иметь твёрдые комки, тщательно раскрошите их.

2)В стакан с солью добавьте примерно 1/3 чайной ложки гуаши, понравившегося вам цвета. Можете поэкспериментировать с количеством краски, добавленной в соль, чтобы добиться необходимого вам оттенка того или иного цвета.

3)Добавьте одну ложку воды в имеющуюся смесь.

4)Аккуратно перемешивайте массу пока она не приобретёт однородный цвет.

5)Хорошо просушите полученную массу. Одним из самых быстрых способов можно назвать микроволновую печь. Также можно просушить оставив на солнце, или возле системы отопления (батарей или радиаторов) в доме или квартире, всё время перемешивая смесь.

6)Всё готово. Можете находить жениха или невесту (если их у вас ещё нет) и прямиков на собственную свадьбу.

Способы рисования

Для рисования понадобятся:

  • стол;
  • стекло для песка;
  • лампа;
  • просеянный мелкий песок либо манная крупа.

Простейший вариант – приобретение в магазине трафаретов, нередко продающихся в комплекте с песком. Такие наборы содержат изображение на клейкой основе с защитной пленкой.

Сложные рисунки с использованием нескольких цветов разделены на ячейки. Цветной песок насыпают на поверхность изображения после удаления пленки.

Излишки материала удаляются путем поднятия трафарета в вертикальном положении.

Можно воспользоваться нарисованной от руки картинкой, на которую наносится клей ПВА, после чего песок насыпается на изображение так же, как и в предыдущем случае. Фрески отличаются от трафаретов наличием рамок.

Оригинальный вариант рисования – с использованием вместо бумаги и клея разнообразной стеклянной посуды. Для творчества понадобятся: цветной песок, воронка, кувшин, стакан или графин причудливой формы. Песок через воронку слоями засыпается в емкость, и получаются оригинальные композиции.

Помимо перечисленных способов творчества, с использованием цветного песка можно изготавливать флорариумы, заниматься лепкой фигур, создавать поделки. В интернете встречаются видео с пошаговыми руководствами, как творить песочные произведения искусства.

Материалы для рисования цветным песком можно изготовить из подручных средств или купить готовые наборы

Рисование песком полезно любому ребенку, и вот почему — Телеканал «О!»

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Рисование песком — это не только необычный вид изобразительного искусства, но и эффективный и очень популярный метод арт-терапии. Мы уже говорили об играх с песком, а сегодня речь пойдет о том, как превратить рисование этим материалом в увлекательные занятия, помогающие развитию ребенка. Своими любимыми приемами рисования песком делится детский психолог, песочный терапевт Наталия Калиниченко.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисункаНаталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Читайте также:  Ребенок плохо ест: как повысить аппетит и заставить кушать, чем накормить

Почему этот метод так популярен

Песочную терапию как способ работы с эмоциональной сферой ребенка при социальных и семейных проблемах широко используют психологи, психоаналитики, а также педагоги и логопеды. Сегодня игры педагогической и творческой направленности доступны любой маме, в распоряжении которой есть сам песок и емкость, в которой можно создать песочницу.

У песка как материала для развивающих игр есть несколько достоинств. Во-первых, он приятен на ощупь, взаимодействие с ним расслабляет, снимает эмоциональное напряжение. Дети любят играть с сыпучими материалами, поэтому он идеален для занятий с малышами, которые совсем не любят учиться. Через работу с песком можно разобрать массу тем, которые, например, нужно освоить при подготовке к школе.

Во-вторых, этот материал можно использовать для решения самых разных задач. Рисование песком помогает развивать моторику, сенсорику, креативное мышление; когда малыш рисует сразу двумя руками, это способствует развитию межполушарной асимметрии.

В-третьих, песок нивелирует страх неудачи у ребенка: при работе с ним невозможна такая ситуация, когда у малыша совсем ничего не выходит. Это очень важно для детей с повышенной тревожностью. А если что-то не получается, всегда можно встряхнуть песок и начать заново.

Что нужно для рисования песком дома

Sand-art, или метод рисования песком, изначально предполагает занятия на специальных столах со световой подсветкой или световых планшетах. Но для игр, о которых расскажу я, такое оборудование вовсе не обязательно.

Можно использовать полупрозрачный поднос и подсвечивать его снизу настольной лампой. Или же просто наполнить любой глубокий поднос песком, лучше специализированным, из магазина.

Если нет возможности его найти, можете взять обычный уличный песок — просейте его и прокалите его в духовке или микроволновой печи. А можно взять обычную манную крупу, она тоже сыпучая и похожа на песок.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Как начать работать с песком

Первое, что нужно сделать, — познакомить ребенка с возможностями песка и собственных рук. Пусть малыш погрузит обе руки в песок, почувствует его, попересыпает, расслабится. После этого можно показать различные приемы рисования.

Для начала попросите малыша поставить все десять пальчиков на песочек и «потоптать» ими (хаотично двигаться одновременно двумя руками по песку): так получится первый рисунок.

Похвалите ребенка за это: «Как красиво! По-моему, это салют! А ты что здесь видишь?».

Далее мы знакомим ребенка с другими приемами рисования. Можно взять игрушки для визуализации, особенно если вы играете с детьми 3−4 лет. Например, можно слепить колобков из теста: маленького, среднего, большого, и рассказать историю. «Маленький колобок хочет погулять, но вокруг пески, пустыня. Давай сделаем ему дорожку?».

Начните с того, к чему привык ребенок: рисовать одним пальцем. Покажите ему, как нарисовать тропинку: нужно провести волнистую линию, это могут все дети. Потом — дорогу: прямую линию. Возьмите второго колобка: «Он тоже хочет пойти погулять, но первая тропинка для него слишком узкая. Давай сделаем ее пошире».

Крепко соедините указательный и средний палец ребенка и рисуйте такую же извилистую кривую линию, потом прямую дорогу. Здесь дети с недостаточно развитой моторикой, с низким тонусом рук могут столкнуться с трудностями: им будет сложно держать два пальца вместе и работать ими.

Но это все поддается тренировке как раз при помощи игр с песком.

Когда вы берете самого большого колобка, рисовать для него тропинку нужно уже тремя пальцами. А можно взять игрушку размером еще больше и предложить ребенку использовать кулачок, чтобы нарисовать тропинку. Если кулачок прижать и провести по планшету или подносу, то образуется широкая линия.

Продолжаем игру: «Наши герои пошли гулять по пустыне, посмотрели вверх и увидели красивые пышные облака».

Используем ту же часть кулачка, прижимаем к песку и совершаем вращательное движение, и так в трех местах — вот и получилось кучевое облако. Можно еще показать ребенку, что можно рисовать ребром ладони.

Главное, чтобы он попробовал все названные способы рисования: одним пальцем, несколькими и так далее.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Развитие межполушарной асимметрии

Рисование сразу двумя руками развивает межполушарную асимметрию, то есть взаимодействие правого и левого полушарий мозга. Когда наши полушария «дружат», мы становимся быстрее и сообразительнее. Заниматься этим важно с раннего возраста, когда головной мозг в активной стадии развития.

Начните с рисования симметричных предметов, сначала вы, а потом ребенок по вашему примеру. Разделите поднос линией пополам, чтобы ребенок сразу видел право и лево. Со временем ребенок уже будет осознавать, где какая сторона, и черту ставить не нужно.

На этой разделительной линии поставьте точку. Пусть ребенок поставит на нее по пальцу правой и левой руки и начнет совершать обеими руками одновременные и зеркальные движения.

Самое простое, что можно нарисовать, — солнышко: ставим указательные пальцы в одну точку, правая рука совершает полукруг вправо, левая влево. Следим, чтобы пальцы двигались одновременно и пришли в одну точку. Получается круг.

А потом можно всеми остальными пальчиками пририсовать к кругу лучики — получится солнышко. Усложняйте: рисуйте домик, яблоко, грушу, бабочку с узорчатыми крыльями.

Чтобы упражнение было эффективным, следите, чтобы обе руки двигались одновременно. Если у малыша не получается эта синхронность, то мягко его направляйте. Но если долгое время все равно не получается, возможно, это сигнал о том, что стоит показаться нейропсихологу. Специалист подскажет, как еще можно развивать зоны мозга малыша.

Предлагайте ребенку дополнить рисунок, готовый наполовину: дорисовать левую часть, если малыш правша, и левую, если наоборот.

Развитие пространственной ориентации

Попросите ребенка: «Нарисуй в середине нашего подноса яркое солнышко». Ребенок находит середину, если затрудняется, нужно ему подсказать, и рисует солнце.

Дальше, в зависимости от знаний малыша, рисуем картину в пространстве: просим изобразить облако над солнышком, под ним домик, справа от домика дерево. Можно добавить фигурки: «Положи бабочку под солнышко, птичку над домиком», и так далее.

Если мы готовим ребенка к школе, можно усложнить это задание: дать буквы и попросить малыша: «Подпиши свою картину. Положи на солнышко ту букву, со звука которой оно начинается».

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Познание окружающего мира

Игры с песком помогут познакомить малыша с различными явлениями природы. Вам понадобятся разноцветные листы бумаги. Изучая времена года, возьмите листочки зеленого, желтого, красного, голубого цветов. Кладите их на поднос в том порядке, в котором меняются сезоны, засыпайте песком.

Ребенок может почистить ладошкой песок и увидеть голубой цвет. Мы спрашиваем: «Какое это время года?» и предлагаем ребенку вспомнить, что бывает зимой и нарисовать, например, дерево без листьев. Расчищаем дно дальше и видим зеленый цвет: это весна.

Пусть малыш снова рисует ствол, но уже с листочками, которые вырастут на дереве, если «потопать» пальчиками.

Можно перед игрой с разноцветной бумагой показать ребенку различные листочки: березы, дуба, клена. Ребенок рисует симметрично, двумя пальчиками эти листочки, под которыми проступает зеленый лист. Мы спрашиваем: «Когда листочек бывает зеленым?». Это упражнение формирует у ребенка понимание симметрии, и знания о мире.

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Запоминание цифр и букв

Для маленьких детей, которые пока не владеют счетом и грамотой, буквы и цифры — это просто бессмысленные значки. Как легче всего их понять и запомнить? При помощи активизации ассоциативной, зрительной и сенсорной памяти.

Сначала мы показываем правильное написание буквы или цифры. Затем мы берем пальчик ребенка, и он в точности повторяет все сделанное нами. Можно завязать ему глаза, и тогда он будет рисовать символ, представляя себе его образ.

Следующий уровень — «стереть» свой рисунок, встряхнув песочницу, и попросить ребенка нарисовать букву или цифру самостоятельно. Пусть ребенок постепенно уменьшает размер символов. Тренируйтесь, пока не получится аккуратно. Затем встряхните планшет и скажите, что буквы, как люди, любят жить семьями.

У буквы О есть большой высокий папа, мама чуть пониже, дети, тетушки и другие родственники. Рисуем слева направо, приучая так к автоматическому направлению чтения. Слева рисуем большую букву О, затем постепенно уменьшаем. Так ребенок будет не только развивать моторику, но еще и повторять соотнесение размеров.

Если ребенок маленький, пусть строит семьи фигур, например квадратов и кругов.

Потом переходим на уровень ассоциирования. Рисуем букву в центре подноса: «За буквой О гонится Буквоедик, давай спасем ее? Для этого придется спрятать ее в какой-нибудь предмет».

Мы подключаем фантазию и стараемся создать среду, в которой ребенок раскроет свои творческие способности и особенности восприятия: до чего можно дорисовать букву О? До солнышка, до лица, до части очков, до колеса.

Можно обратить внимание, что ребенок использует как ассоциацию — это слово-символ можно потом использовать для запоминания буквы. Как правило, дети, сначала запоминают, на что буква похожа, затем саму букву.

А для лучшего запоминания цифр можно придумать сказку-путешествие, в которой цифры будут превращаться в различные предметы окружающего мира, чтобы кому-нибудь помочь.

Например, единичка может стать столбом для линий электропередач, если в городе порвутся провода, а восьмерка порадует детей в жарких странах, превратившись в снеговика.

Увлеките ребенка сказкой на песке, поиграйте сами — так вы вместе не только отдохнете, но и с пользой проведете время.

  • 8 игр на развитие мелкой моторики
  • 3 важных принципа развития творческого потенциала дошкольников
  • 3 важных вопроса о раннем развитии
  • Sychov Serhii/Shutterstock.com; личный архив эксперта

детивоспитаниеразвитиесоветы психолога

Татьяна Викторовна Тарасюк | МАДОУ №53 "Рябинушка"

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Апрель 16, 2020 Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

“Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь“ Уважаемые родители, рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной. Какие нетрадиционные […]

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Март 7, 2020 Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

В светлый день 8 Марта Мы хотим поздравить вас! Пусть сияет солнце ярко, Дарит свет счастливых глаз! Будьте же всегда здоровы, Не ходите к докторам, Радость, праздник и веселье Мы подарим нынче вам. Все дети в детском садике Трудились — не ленились, Поздравить мам и бабушек Ужасно торопились. Они делали сюрпризы, Учили танцы, песни. Родные […]

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Март 1, 2020

В мыльной воде родился В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел – лопнул. В изобразительной деятельности существует много разнообразных нетрадиционных способов и приемов рисования. А мы очень любим рисовать. Как Вы думаете, чем? Мы ответим Вам- МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ!   Мы будем очень рады, если наши работы Вам понравятся. Фантазируйте и ВЫ! Удачи в творчестве!

Читайте также:  Киста желтого тела при беременности: когда можно забеременеть после овуляции?

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Март 1, 2020 Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Рисование песком – это арт – терапевтическая технология, которая в настоящее время становится все более и более популярной, она включает в себя: рисование песком на световых столах, рисование цветным песком, работу с живым песком. Преимущества рисования песком перед другими методами арт-терапии: – простота процесса арт-терапии; – приятность материала для детей и взрослых, близость природным потребностям […]

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Февраль 22, 2020 Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

С 23 Февраля Поздравляю папу я! Как за каменной стеной, За тобой мы всей семьей! Папа, будь всегда здоровым, Самым сильным и веселым, Мы гордимся все тобой, Богатырь наш дорогой! Отличным подарком станет для папы портрет, нарисованный ребенком к празднику 23 февраля.

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Февраль 22, 2020 Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Нетрадиционная техника рисования “Кляксография” (выдувание трубочкой) – это очередное волшебство. На первый взгляд – она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам! Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание […]

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Февраль 22, 2020

Жил да был пушистый кот. Жил, как всякий кот живёт, У хозяина в избе, И гулял сам по себе. Он мышей ловить ходил, Дружбу со щенком водил. Мягкой лапкой морду мыл, В общем, кот нескучно жил. Мы с ребята рисовали пушистых котов, и для этого решили использовать уголь, так как им легко и быстро можно […]

Опубликовал Татьяна Викторовна Тарасюк — Январь 26, 2020

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести учащихся за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционной техники при обучении детей рисованию способствует развитию: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; изобразительных навыков и умений; наблюдательности, внимания и усидчивости; […]

Опубликовал

Рисование песком для детей. техника рисования цветным песком

Сложно встретить ребенка, который не любил бы рисовать. Дошкольники увлеченно создают картины на любую тему, а дети старшего возраста с удовольствием пробуют необычные техники рисования.

Рисовать можно чем угодно – красками, карандашами, фломастерами, мелками. Особое место в этом ряду занимает рисование песком. Песок издавна считается отличным материалом для релаксации.

Его используют для создания знаменитого японского сада камней, а наблюдение за песочными часами или картинами успокаивает и помогает расслабиться.

Существует даже особая техника терапии с использованием песка.

Дети обожают играть с песком, пересыпая его, строя из него замки или прокладывая тоннели. Для детей рисование песком – это необычный и очень интересный способ создавать оригинальные картины.

Техники рисования песком

Есть две основные техники использования песка в детском творчестве:

Песочная анимация

Песочная анимация (sand art) – это процесс создания изображений в специальной форме. Песок насыпается тонким слоем в ящик с прозрачным дном. Снизу расположена подсветка. Ребенок рисует на песке пальцем, создавая постоянно меняющиеся картины.

Сохранить такой рисунок невозможно, да это и не является целью песочной анимации. При этом виде творчества главное – процесс, во время которого ребенок получает максимум пользы и удовольствия.

А чтобы оставить память об особо удачных результатах детского рисования песком, можно сделать фото.

Эта техника рисования имеет множество плюсов, но и один существенный минус. Форму для песочной анимации сложно купить, и не так просто сделать своими руками.

Тем не менее, в интернете сегодня можно найти инструкцию для изготовления рамки с подсветкой, воспользовавшись которой папа или дедушка без проблем создадут удивительное приспособление для творческого развития ребенка.

Песок для анимации необходим мелкий и, конечно, чистый. Если происхождение песка вызывает сомнения, его просеивают и прогревают в духовке на протяжении 1,5-2 часов.

Обычно у детей далеко не сразу получается создать изображение, хотя бы немного похожее на оригинал. Можно, конечно, пойти на уроки рисования песком, которые проводятся специально для детей. Но не стоит забывать, что песочная анимация – это, прежде всего, арт-терапия, с помощью которой ребенок может расслабиться.

Темой детского творчества может стать изображение домов и замков, силуэтов людей и животных. Дети любят рисовать пальцем солнце, облака и цветы, делать надписи и проводить линии.

Рисование цветным песком

Рисование цветным песком для детей: польза, правила и способы составления рисунка

Использование цветного песка позволяет создавать оригинальные картины. Как правило, такие рисунки дети выполняют на готовых шаблонах. Набор для рисования цветным песком для детей содержит материал нескольких оттенков, а также изображение, нанесенное на клейкую бумагу. Задача ребенка – постепенно открывать части изображения и посыпать их цветным песком, который приклеивается к основе. Картины, которые создаются в этой технике, обладают интересной фактурой и могут храниться на протяжении длительного времени.

Цветным песком дети обычно рисуют изображения цветов и животных, а также пейзажи или натюрморты.

Что такое цветной песок?

В настоящее время цветной песок, как материал для детского художественного творчества переживает настоящий бум своего развития. И не удивительно, ведь с помощью него дети могут создавать яркие и веселые картинки словно по мановению волшебной палочки. Получается своего рода волшебство, картинка начинает «оживать» как только ребенок берет в руки песок и начинает им рисовать.

Для того, что бы освоить технику рисования цветным песком не нужно никаких особенных навыков, с помощью специального липкого трафарета песок сам собой прилипает на поверхность в нужном месте.

Детям безумно нравится создавать необычные и яркие песочные картинки, ведь это так увлекательно и интересно.

Песок приятен на ощупь, а его текучие свойства позволяют расслабиться и получать удовольствие от процесса.

Кроме этого, цветной песок обладает еще и массой полезных развивающих факторов.

Играя в эту увлекательную игру ребенок развивает мелкую моторику пальчиков рук, воображение и творческие способности, улучшает память и пространственное мышление, а также внимание и усидчивость.

Развитие этих качеств особенно важно в самом начале жизненного пути малыша. А задача родителей и педагогов вовремя обратить на это внимание.

Рисование цветным песком также оказывает благоприятный эффект на нервную систему, помогает избавиться от стрессов, переживаний, снимает тревожность и страхи. Специалисты утверждают, что такое действие обусловлено релаксирующим эффектом самого материала.

В связи с этим, польза рисования цветным песком очевидна не только для детей, но и для взрослых. Очень полезно практиковать творчество цветным песком людям пожилого возраста, оно благотворно сказывается на сенсорную функцию, т.к.

с возрастом чувствительность пальцев рук, как правило, снижается.

Рисование цветным песком

Для рисования цветным песком нужны две вещи: самоклеящаяся бумага и песок разных цветов. Клейкий трафарет поставляется с уже вырезанным рисунком, достаточно отделить от бумажного защитного слоя нужную деталь рисунка и насыпать туда песок.

Лишние песчинки (которые не приклеились на самоклеящуюся основу) просто стряхиваются обратно в чашу с песком.

Такой простой принцип позволяет рисовать цветным песком даже самым маленьким детям, а сам процесс превращается в простое, но увлекательное раскрашивание трафарета.

Детская арт-терапия и её использование



В современном мире детям предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие детские забавы, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным педагогом и психологом для выявления проблем у ребёнка.

Одним из самых любимых и популярных видов развлечения среди детей, независимо от возраста и уровня развития, остаётся творческая деятельность.

Аппликация, лепка из пластилина и специально подготовленного теста, работа с цветным песком, поделки из подручных и подаренных природой материалов, рисование объёмными красками — этот список может быть бесконечным. С появлением новых способов создания творческой работы появился и такой новый термин — «арт-терапия».

Это уникальная методика проведения реабилитации и лечения с помощью творческого процесса. В последнее время этот метод психологической терапии очень деятельно применяется в лечении психологических и соматических проблем у детей и подростков.

Изначально в качестве исцеляющего метода применялось только изобразительное творчество, но сегодня к этой методике добавились такие виды творчества, как литературно и музыкальное творчество, танцы, скульптура, лепка из пластилина, фотография и другое доступное искусство.

В основе детской творческой терапии заложена игра, чтобы ребенок при участии игровых моментов мог поведать о своих страхах, чувствах, переживаниях. Вследствие этого творчества ребенок раскрывает себя, развивается творчески, темпераментно разряжается, а, вдобавок ко всему, приходит в восторг от этих уроков.

Арт-терапию благополучно применяют для всестороннего развития детей различных возрастов, а также детей-инвалидов. Доступность занятий различными видами творческой деятельности популярна среди всех возрастных категорий и с различным состоянием здоровья. По желанию и доступности различных методик творческой реабилитации арт-терапией могут заниматься все без исключения.

Исходя из физического и психологического состояния ребёнка, подобрать творческую терапию можно для каждого индивидуально. Творческая терапия помогает успешно диагностировать психологические проблемы, вывести в соответствующей форме враждебность и другие отрицательные проявления, а также то, что чувствует и ощущает ребенок.

Эта методика позволяет детям сосредотачиваться на своих чувствах и впечатлениях, а также развивать самоконтроль [1].

Читайте также:  Эстрадиол при беременности: норма по неделям, таблица значений, причины повышения и понижения уровня

В арт-терапии есть несколько основных методик для детей различной возрастной категории. Эти упражнения подходят для любого ребенка, они для него безопасны и доступны.

Например:

‒ Каракули. Для этого требуется: бумага, карандаши (ручки/фломастеры). На бумаге дети рисуют всевозможные «каляки-маляки» (черточки, полоски, кружочки, линии, точки, волны и т. д.), а затем педагог пытается понять, что изобразил ребенок. Вместе с ребенком рисунок можно, добавив какие-то детали, выделить их цветом или штриховкой.

‒ Рисование песком. Для этого необходимы: коробка с песком или песочница. Такие песочницы есть на улице, но в последнее время они появились и в кабинетах педагогов-психологов, а также в специальных студиях развития. Можно использовать так называемый «умный» песок.

Из мокрого песка возводят различные постройки, домики, например, а сухим песком рисуют. При этом у детей развиваются тактильные ощущения, с их помощью дети становятся более раскованными и учатся самовыражаться. Всё занятие проходит в форме игры.

Также во время работы с мокрым «умным» песком возможно использование различных готовых пластиковых форм.

‒ Монотипия. При помощи различных красок — туши, акварели, жидко разведенной гуаши или чернил на какой-нибудь поверхности, которая не впитывает краску, наносится изображение в виде разводов, пятен, черточек или линий.

Затем на разрисованную поверхность сверху накладывается чистый лист бумаги и прижимается по всей поверхности. Получившийся на приложенном листке рисунок рассматривается и анализируется. Юный художник вместе с педагогом рассматривают и описывают его творение.

При необходимости можно дорисовать нужные детали и добавить цвета.

‒ Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами (рис, гречка, пшено, манная крупа и т. д.) и материалами (шишки, желуди, веточки). Осенью вместе с детьми на прогулках вы собираете самые красивые и доступные природные материалы — листья, цветы, кору, шишки и прочее. Особенно много удовольствия детям приносит сбор сухих листьев.

Они красивые, натуральны, шуршат, легкие, гладкие или шершавые. С помощью коры, сухих листьев, шишек, веточек, травинок и клея ПВА можно создавать аппликации. Клей выдавливается на листок бумаги, нанося при этом рисунок. Сухие листья можно растереть между ладонями и рассыпать получившиеся частички над рисунком, нанесенным клеем.

Частички, которые не приклеились, можно стряхнуть.

‒ Рисование пальцами. Для изображения рисунков необычным способом краску нужно наносить ладонями и пальцами. Для этого от ребенка не требуется развитой мелкой моторики. Рисовать руками и ладонями можно по-разному: размашистыми или круговыми движениями, выразительными или наоборот, точечными, прерывистыми.

Изображение тонких линий и мазков от толщины пальцев не зависит. Для рисования пальцами и ладонями нет каких-либо стандартов. Такой способ создания рисунка всесторонне показывает индивидуальность ребенка. Такое рисование пальцами и ладонями — это разрешенная игра с так называемой «грязью».

В процессе такой игры губительные всплески и действия выражаются в общественнодоступной форме. Незаметно для себя ребенок может совершить поступок, который он никогда бы не сделал, так как боится нарушать правила. Каждый творческий процесс у одного ребенка и результат его творчества не похожи на сделанные им раннее.

Также, в некоторых индивидуальных случаях, можно усложнять задачу, предлагая незаконченные рисунки, детали на которые можно добавлять только пальцами, ребром ладони, целой ладонью, кулаком (листья на деревья, пятнышки мухомору, щупальца осьминогу и т. д.

) Здесь внимание должно быть сконцентрировано на цвете и выбранных ребёнком способах «дорисовки».

‒ Рисование предметами окружающего пространства.

Для этого можно использовать: губки для мытья посуды, смятую бумагу, различные геометрические фигурки, резиновые игрушки, палочки, трубочки, зубные щетки, коктейльные соломинки, зубочистки, колпачки от шариковых ручек, ватные палочки и так далее. Всегда приветствуется инициатива ребенка использовать оригинальные предметы для рисования. Можно предложить детям самим выбирать из набора предметов именно тот, которым хочется рисовать.

‒ Рисование на мокрой бумаге. На заранее смоченной водой бумаге может получиться необычное изображение. Ребенку это доставит не только удовольствие, но и много положительных эмоций, когда он будет наблюдать, как растекаются и смешиваются краски [4].

Цель всех этих необычных и необычных занятий — помочь средствами творческой терапии справиться с проблемами, которые вызывают у ребенка негативные эмоции, которые он чаще всего не может выразить словами, и дать выход этому негативу посредством творчества. Одна из задач арт-терапии — помочь ребенку научиться распознавать ивыражать собственные чувства через созидание, а результаты этого творческого процесса имеют лишь практическое значение — служат материалом для анализа.

Одним из основополагающих методов в этом процессе является игра. В процессе игры развивается воображение и мышление, а участник находится перед выбором вариантов действий, где он вынужден просчитывать свои и чужие ходы. В этих игровых ситуациях мы ставим своей задачей высвободить переживания и прочие эмоции [3].

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи.

Всегда в процессе использования арт-терапии, особенно изобразительной, следует обращать особое внимание на выбор цвета. Для этого существует множество коротких рисуночных тестов, но и кроме этого можно толковать цвета любых выполняемых ребенком рисунков.

  • При толковании изобразительных тестов и рисунков все цвета условно можно поделить на:
  • ‒ позитивные (зеленый, желтый, оранжевый, синий);
  • ‒ негативные (серый, черный, коричневый);
  • ‒ условные (они трактуются по-разному в зависимости от возраста и пола рисующего).

В первую очередь нужно обратить внимание на детали, закрашенные негативными цветами: черным, коричневым, серым, так как именно в этих деталях скрываются тревоги и беспокойства.

Но при использовании такой трактовки цвета нужно быть особо осторожным с маленькими детьми.

Часто малыши выбирают чёрный или фиолетовый цвет, потому что он хорошо закрашивает, сам по себе является ярким и по-своему завораживает.

Во-вторую очередь обращается внимание на предметы, раскрашенные «не своими», необычными для предмета цветами (желтое море, красное небо, синяя трава).

В последнюю очередь можно проанализировать позитивные цвета: зеленый, желтый, оранжевый, синий. Они указывают на положительные эмоции.

По цвету в рисунке всегда можно определить передаваемые чувства и эмоции. При токовании цвета в рисунке, в первую очередь нужно обращать внимание на цвета, присутствие которых неоправданно или преувеличенно.

Например, когда весь рисунок нарисован черными контурами, а ребенок отказывается его раскрашивать; или не своим цветом нарисованы предметы, которые на самом деле не такие, какие изображены на рисунке (красная река, синие листья, желтое небо и так далее).

Большое значение имеет цвет фона, которым закрашен весь рисунок. Например, в рисунке коллектива он может обозначать общую психологическую атмосферу.

  1. ‒ Синий — уверенность и спокойствие.
  2. ‒ Зеленый передаёт ощущение надежности, принятия, но преобладание зелёного в рисунке говорит о тоске.
  3. ‒ Красный — эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт.
  4. ‒ Желтый — активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
  5. ‒ Розовый — передает ощущение нежности и чувствительности.
  6. ‒ Серый — передает состояние смутной тревоги.
  7. ‒ Черный цвет указывает на подавленность и переживания, особенно если его слишком много в детских рисунках.

Полное закрашивание, замазывание, заштриховывание (независимо от цвета) «говорит» о сильных отрицательных переживаниях. Закрашенное вызывает у ребенка большую тревогу.

Также можно обратить внимание на размер рисунка, нажим и расположение элементов. Например, рисунок, который пытается выйти за границы листа, говорит о склонности к необдуманным поступкам, о низком самоконтроле. То, что для ребенка является главным и важным, он рисует большим, а то, что не очень важно ‐ рисует маленьким. Этот метод универсален [5].

Чтобы оценить степень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим означает высокое напряжение. Оно может быть высоким постоянно, на протяжении всего процесса рисования или только в отдельных участках рисунка.

А вот слабый нажим, когда линии едва заметные или прерывистые, указывает на упадок настроения и безразличие [2].

Метод детской арт-терапии активно применяется мной на занятиях по творческому развитию личности, как универсальный и разносторонне направленный. Арт-терапия — это наиболее щадящий метод работы с трудными проблемами.

Литература:

  1. Арт-терапия / ред.-сост. А. И. Копытин. — СПб, 2001.
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб: Речь, 2008.
  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.
  4. http://kurszdorovia.ru/lechenie/psihologia/detskaya-art-terapiya
  5. http://art-psychology.ru/about.html
  6. http://www.moi-detsad.ru/ispolzovanie-metodov-art-terapii-v/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рисунок, творческая терапия, цвет, рисование пальцами, творческий процесс, последнее время, творческая деятельность, внимание, деталь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector