Стили воспитания в семье и их влияние на развитие личности ребенка (таблица)

  • РЕФЕРАТ
  • «Типы семейного воспитания.                                         Виды нарушений семейного воспитания                                  и их влияние на формирование личности ребенка»
  •                                                     Подготовила: воспитатель МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»                п. Ханымей, ЯНАО
  •         Петренко Татьяна Викторовна
  • Содержание
  • Введение______________________________________________________________ 3
  • § 1. Внутрисемейные взаимоотношения_____________________________________5
  •     1.Система межличностных отношений__________________________________5
  •     2. Система внутрисемейного взаимодействия_____________________________5
  • §2. Критерии оценки  воспитания в семье___________________________________6
  1. Уровень протекции в процессе воспитания____________________________6
  2. Степень удовлетворения  потребностей ребенка_______________________6
  3. Количество и качество требований к ребенку в семье,
  1. санкции: поощрение или наказание__________________________________6                  
  2.  §3. Типы семейного воспитания__________________________________________7
  3.  §4. Типы семейного воспитания и нарушения поведения детей – взаимосвязь___10
  4.  §5.Сопутствующие факторы семейного воспитания и нарушения  поведения___11
  5. Заключение ___________________________________________________________14
  6. Список использованной литературы ______________________________________16
  7. Введение. 

Семейное воспитание – в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношение родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание.

    Следовательно, каждому родителю нужно учиться быт педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми.

Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в поведении детей, являющихся результатом неправильного воспитания в семье.

Эмоциональные отношения между двумя членами семьи развиваются самостоятельно.

Разнообразие существующих эмоциональных отношений определяет семейную атмосферу и структуру эмоциональных связей в семье, а последние, в свою очередь, определяют тип воспитания и характер ребенка, которые затем являются факторами принятия или отвержения ребенком семейной системы, а также определяют характер отклонений в развитии семейной системы. Любая семейная структура очень подвижна и особо зависима от  внешних и внутренних изменений, касающихся членов семьи.

    Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут в определенных границах даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям», — писал А.И.Захаров.Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов.

В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.

  То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

    Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок  находится в течении значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке.

И находясь в детском саду или сидя за школьной партой, ребенок мысленно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.    Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.

И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.    Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо точно определить уровень протекции в системе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, а также количество и качество требований к ребенку в семье, санкции поощрения и наказания, имеющие воспитательное значение, сказать о традиционных ошибках семейного воспитания и их последствиях.

§1. Внутрисемейные взаимоотношения.

Семья как один из важнейших факторов социализации оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка, которая зависит от особенностей и уровней внутрисемейных взаимоотношений.

I уровень. Система межличностных отношений.

 Основу этого уровня составляют в основном разнообразные диадные и триадные отношения.

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка

  • Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
  • Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.
  • Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.
  • Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания.

И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

  1. Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.
  2. Она проста и понятна.
  3. Автор взяла за основу два критерия.
  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей
Читайте также:  У ребенка чешется голова, но вшей нет - почему это происходит и что делать?

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни.

Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.
  • Рекомендации
  • Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!
  • АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ 
  • Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
  • Не подслушивать телефонные разговоры.
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания.

Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности.

Это случаи, скорее всего, случайного или  нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки.

Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми.

Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

  • Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
  • Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
  • Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
  • Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
  • Любите его и не бойтесь ему про это сказать.
Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка.

Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

  1. Последствия
  2. При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:
  3. 1 вариант – свободный, но безучастный:
  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания.

Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка.

В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка,  тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье (Приложение 2).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

18.05.2016

Стили воспитания — Психологическая служба

Стили воспитания В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.Авторитарный стиль:ОсобенностиРодители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав». При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.ПоследствияВ подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:- потеря чувства собственного достоинства;- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;- потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);2 вариант – развитие деспотической личности:- ненависть к родителям;- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;- повышенная агрессивность и конфликтность.Рекомендации— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!- Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.- Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.- Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).- Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду». — Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было. — Не подслушивать телефонные разговоры. — Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.- Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.- Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.Попустительский стиль:ОсобенностиПри этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

  • Последствия
  • Рекомендации
  • Гиперопека:

При попустительском стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:1 вариант – свободный, но безучастный:- самостоятельность — неспособность к близости и привязанности;- безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)- отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;- мало «душевного тепла».2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:- хамство и вседозволенность;- воровство, враньё, распущенность;- безответственность, не умение «держать слова».- Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.- Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. — Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.- Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.- Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением. — Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!ОсобенностиВ ситуации гиперопеки родители стараются полностью оградить ребенка от всех трудностей, выполнять все его желания. Они очень берегут силы ребенка, так чтобы он не перенапрягался, поэтому делают все домашние дела за него, а иногда и не только. В отличие от авторитарного и попустительского стилей воспитания здесь присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности.В кризисном, подростковом, возрасте негативные последствия данного стиля воспитания проявляются наиболее ярко. В этот период ребенку необходимо эмоционально отделиться от родителей. В гиперопекающей семье такое отделение невозможно или проходит крайне болезненно. В подростковом возрасте именно такие дети наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной — от холодной вежливости до активного отпора.

  1. Последствия
  2. Рекомендации
  3. Демократический стиль:

При гиперопеке возможны следующие варианты развития личности:1 вариант – «домашний деспот»: — требовательность и нетерпимость к желаниям других;- избалованность и капризность, эгоизм;- манипулирование окружающими;- высокомерие и надменность;- своенравность.2 вариант – зависимая личность:- безынициативность, беспомощность;- пасует перед трудностями;- зависит от мнения родителей, не в состоянии принять собственное решение;- с трудом контактируют со сверстниками.- Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. — Не требуйте от ребенка только правильных, с вашей точки зрения, поступков, примите его таким, какой он есть.- Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы; — Стимулируйте общение со сверстниками.- Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание — это один из выходов в данной ситуации.- Предоставляйте вашему ребенку самостоятельность и свободу выбора. Он имеет право совершать ошибки и учиться на них.ОсобенностиПри таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей.Основные характеристики этого стиля:- взаимоприятие; — взаимоориентация. Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:- активно-положительное отношение к ребенку; — адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач; — им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения; — умение прогнозировать развитие личности ребенка.

  • Последствия
  • Рекомендации
  • И главное помните, что для Вашего ребенка самое главное – это Ваша любовь и Ваше уважение!

При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:- Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.- Инициативность и целеустремленность.- Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.- Способность договариваться, находить компромиссные решения.- Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности. Уважаемые родители!Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них возникнет, в свое время, та же проблема со своими детьми, которая стоит сейчас у них со своими родителями, то есть с Вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.
Список литературы:1. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2000.2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М.: Школьная пресса, 2000.4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 5. www.pk19.ru/userfiles/files/konf_types.doc6. http://www.camp.ru/journal/view.htm?id=29Статью подготовили  педагоги-психологи подростковой школы Гончарова С.А., Щедловская М.П. Методическое сопровождение: Воробьева Е.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector