В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок.
Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.
Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.
В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.
При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития.
При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет.
Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.
Плюсы методики:
Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.
Минусы методики:
Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.
Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым.
В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков.
Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.
Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой.
Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста.
Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Плюсы методики:
Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.
Минусы методики:
В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.
Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества.
По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения.
Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.
Плюсы методики:
Дети запоминают большое количество информации.
Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.
Минусы методики:
При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.
Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей.
В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей.
Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.
К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.
Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.
Плюсы методики:
Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.
Минусы методики:
Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.
Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.
Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности.
Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет.
Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.
Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.
Плюсы методики
Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
Система помогает очень рационально организовать время.
Минусы методики:
Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.
Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).
Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям.
Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный.
Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.
Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.
Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей.
А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Топ 8 методик раннего развития детей
В настоящее время стало популярно среди родителей развивать своих детей практически с самого рождения. Методик раннего развития очень много, сложно все перечислить, а тем более рассказать о всех в одном обзоре. Мы выделили 8 самых популярных методик раннего развития. Давайте вкратце их рассмотрим.
1. Методика Марии Монтессори
Возраст детей: методика рассчитана для детей от 3 лет, но на сегодняшний день, в детских садах, где преподают по системе Монтессори, создаются Монтессори-группы для детей и младше 3 лет
Основные принципы: главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания.
Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!». Ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.
Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать.
- Плюсы методики:
- — Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
- — На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
- — Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающие за логику, моторику и аналитические способности.
- Недостатки методики:
— Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
— Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
— Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
— Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.
2. Методика семьи Никитиных
Возраст детей: методика подходит для детей от 2 до 17 лет.
Основные принципы: основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом. Во-первых, свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт со всеми другими видами деятельности.
Во-вторых, легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снаряды входят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для них естественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
В-третьих, родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизни детей.
- Плюсы методики:
- — Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах;
- — Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.
- Недостатки методики:
- — Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы;
- — Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике;
- — Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Методика Николая Зайцева
Возраст детей: методика подходит для детей от 1 до 10 лет
Основные принципы: в основе системы обучения Зайцва — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.
- Плюсы методики:
- — Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету;
— У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию; - — На занятиях у детей развивается творческое мышление.
- Недостатки методики:
- — В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму;
- — Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике, развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.
4. Методика Глена Домана
Возраст детей: по мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам, начиная с рождения.
Основные принципы: во время активного развития мозга ребенок запрограммирован природой поглощать информацию. Он делает это легко, просто и не нуждается в дополнительной мотивации.
Время развития мозга у ребенка: от 0 до 3 лет — наивысшая активность; от 3 до 6 лет — резкое торможение; после шести — почти полное замедление и окончание формирования.
Следовательно, наиболее интенсивной обучающая программа должна быть до 3 лет.
- Плюсы методики:
- — Обучение можно начинать с самого рождения;
- — Заниматься достаточно просто;
- — Материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самим;
- — Заниматься с ребёнком могут сами родители, не нужно привлекать специалистов;
— Получаем всесторонне развитие (карточки можем показывать на разную тематику – природа, еда, транспорт и т.д.).
- Недостатки методики:
- — В процессе обучения ребёнок пассивен – просто должен смотреть;
- — При этом малыш не учится самостоятельно читать или слушать и производить анализ текста;
- — Творчество в процессе обучения проявить невозможно;
- — Процесс обучения формализован – нужно следовать инструкции и показывать карточки несколько раз в день без пропусков;
- — Дети старше 3х лет неохотно воспринимают обучение по методике Домана, если раньше с ними не занимались таким образом.
5. Методика «Вальдорфская педагогика»
Возраст детей: эта система подходит для школьников всех возрастов (от 6 до 17 лет).
Основные принципы: согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями.
В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка.
Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство – полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.
- Плюсы методики:
- — Каждый ребенок – индивидуальная личность со своими способностями. И поэтому обучение происходит согласно потребностям каждого ученика, а не по единой системе, как это принято в большинстве других образовательных систем;
- — С детьми младшего школьного возраста занимается один единственный педагог, который является для них другом и наставником. Педагоги проходят строгий отбор и должны проявлять гибкость и быть всесторонне развитыми;
- — В Вальдорфских школах дается минимум академических знаний, особенно в младших классах, натомись больше познаний окружающего мира;
— В школе нет главных и второстепенных предметов. И творческим направлениям уделяется даже больше времени и внимания чем остальным предметам. Потому что считается, что именно они влияют на развитие личности, а не точные общепринятые предметы;
— Отсутствие учебников. При этом дети имеют свои рабочие тетради, общие на все предметы, которые затем скрепляются в одну единую. Таким образом получается, что ученики сами создают свои учебники и возвращаются к записям в случае необходимости, а не забывают и не забрасывают их;
- — Применяется междисциплинарный подход в обучение, так, чтобы дети не разделяли разные предметы, а имели общее представления о мире, как о едином целом. Поскольку все в мире очень тесно между собой взаимосвязано;
- — Внимание уделяется в равной степени как теории, так и практике, с целью избежать перекосов в какую-либо из сторон. И так, чтобы теоретические знания не терялись;
- — Культивируются семейные ценности. И не только среди учеников, но и среди родителей;
- — Дети учатся креативно мысли и работать в команде, у них хорошо развивается фантазия;
Эксперты разобрали самые популярные методики раннего развития детей — МК
Как вырастить гения с пеленок: плюсы и минусы
Психологи и педагоги отмечают, что современные родители буквально помешались на раннем развитии своих детей. И, к сожалению, очень часто такой фанатизм приносит малышу не пользу, а реальный вред.
Буквально с 2–3-летнего возраста взрослые начинают таскать малышей по различным кружкам или пробовать на них новомодные методики, стремясь охватить все и вся.
При этом родители часто не замечают, в чем истинный талант их малыша, и не дают детям выбирать и гармонично развиваться в нужном им направлении.
— Современные родители очень часто зависят от текущей моды на образование и бесцельно пытаются ей следовать, — считает детский психолог Алена Крутицкая. — Например, учить малыша читать с колыбели или заниматься с ним олимпиадной математикой на горшке.
В результате занятия становятся узконаправленными, что совершенно не полезно ни для какого ребенка. По сути, любая система раннего развития так или иначе предполагает разносторонние занятия с малышом.
В дошкольном возрасте практически невозможно понять, в чем талант того или иного ребенка, поэтому нужно дать ему возможность гармонично развиваться в совершенно разных направлениях. Безусловно, ни одна из существующих педагогических систем раннего развития не является идеальной.
На мой взгляд, имея представление об основных из них, родители могут составить свою собственную программу, подходящую именно для их ребенка.
По мнению педагогов и психологов, современным родителям стоит знать основные методики развития детей, созданные педагогами разных стран.
Из них всегда можно выбрать методику, подходящую семье по духу и потребностям, или вообще использовать в воспитании своего чада элементы и советы разных систем.
Возможно, в конце концов, методом проб и ошибок у кого-то из взрослых получится создать свою собственную систему воспитания гения. Ведь не секрет, что авторами методик раннего развития были люди совершенно разных профессий.
- Методика Монтессори
- Возраст: 0–12 лет
- Девиз: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Марии Монтессори на протяжении долгих лет остается одной из самых популярных систем раннего развития. В России ее чаще всего используют родители для самостоятельных занятий с детьми, а также широко практикуют в частных детских садах и школах.
Суть данного метода в предоставлении ребенку полной свободы в познании и развитии. Система не предполагает никаких поощрений и наказаний, то есть системы оценивания, и не загоняет малыша в определенные рамки. Родители и педагоги вмешиваются в процесс только тогда, когда ребенку действительно требуется помощь.
В центре системы обучения всегда находится ребенок, который полностью свободен в своем развитии.
Система Монтессори предполагает обучение детей в помещениях, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать и в обычной квартире: жизненной практики, сенсорного развития, математического развития, языкового развития и космического развития (естественнонаучных знаний). В каждой тематической зоне должны размещаться специальные пособия, которые помогают детям самостоятельно получать знания. Особое внимание в методике уделено развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребенка, так как именно они больше всего влияют на умственное развитие.
Несмотря на большую популярность, противников у данного метода тоже немало.
В частности, говоря о данной системе, многие вспоминают, что ее автор Мария Монтессори сдала своего собственного сына в интернат сразу после рождения и не занималась его воспитанием. Впервые мать встретилась с сыном, лишь когда он стал взрослым.
Однако это не помешало Монтессори достичь потрясающих успехов в воспитании чужих детей, в том числе умственно отсталых, с которыми она работала в начале своей карьеры.
За: ребенок учится самостоятельности с раннего возраста, раньше сверстников осваивает навыки самообслуживания, свободен в своих действиях, в связи с этим нередко развивается быстрее, осваивая более сложный материал раньше других детей.
Против: после обучения по системе Монтессори детям намного сложнее привыкать к обучению в традиционной школе, кроме того, в методике практически не уделяется внимания творческому развитию ребенка, нет сюжетно-ролевых игр. Система больше подходит для открытых и общительных детей, замкнутым ребятам по ней заниматься сложно.
Мнение родителей:
Валентина, мама девочек-погодков: «До школы мы занимались по этой методике дома самостоятельно, и мне она очень нравилась.
Девочки действительно развивались быстрее основной массы сверстников, при этом интересы у них были весьма разносторонние: и музыка, и рисование, и естественнонаучные опыты. Традиционной подготовкой к школе мы не утруждались, и это стало нашей главной ошибкой.
Дочери привыкли заниматься тем, что им нравится, поэтому, когда в 1-м классе нужно было четко выполнять указания учителя, было очень тяжело. Полностью привыкнуть к традиционной системе девочки смогли только через год.
Так что я считаю, что в целом методика Монтессори хорошая, но имеет смысл использовать в развитии ребенка ее отдельные элементы, не забывая, что потом детям придется учиться в традиционной школе. Реально эффективней всего данная система подходит дошкольникам.
- Вальдорфская методика
- Возраст: 0–16 лет
- Девиз: «Познавай мир без принуждения!»
Вальдорфская педагогическая система основывается на религиозно-мистических (антропософских) представлениях о методах саморазвития с помощью мышления. Чаще всего данная система обучения используется родителями при домашнем обучении ребенка и практикуется в частных школах.
Суть методики в том, что ребенок должен познавать мир свободно и естественно, без принуждения со стороны взрослых.
Согласно вальдорфской методике ребенка до 7 лет вообще нельзя загружать лишней информацией, а в начальной школе результаты обучения школьника не принято оценивать традиционными отметками.
Стержнем обучения по данной методике является любовь к природе и окружающему миру. В качестве игрушек и учебных материалов дети используют изделия из природных материалов — например, лист дерева, шишки или кубик льда.
Основной принцип системы — уважение к личности ребенка и индивидуальный подход к каждому малышу. В рамках системы существует запрет на слово «нет» со стороны взрослых, оно может использоваться лишь тогда, когда ребенок может поранить себя или окружающих, то есть когда его действия опасны.
В остальных случаях ребенку дозволено практически все, а взрослые не должны вмешиваться в процесс его познания мира.
Большое значение в вальдорфских школах играет творчество, все пособия так или иначе должны возбуждать творческий порыв у всех ребят.
При этом идею раннего развития ребенка данная система полностью отрицает; считается, что различные знания нужно давать человеку только в том возрасте, когда он дорос до них. Обучение не делится на отдельные дисциплины, а преподается так называемыми эпохами, длящимися 3–4 недели.
В целом данная система хорошо подходит для домашнего обучения, так как даже в вальдорфских школах детей до 12 лет всему учит только один наставник.
За: основной упор делается на раскрытие личности малыша, это позволяет каждому проявить свою индивидуальность и раскрыть себя; большое внимание уделяется обучению ремеслу: рукоделию, садоводству и др.; вальдорфские дети обладают хорошим воображением и фантазией, увлечены творчеством; методика предполагает запрет на просмотр телевизора.
Против
Методики раннего развития детей
- Даты программы 11 августа 2020 года – 11 ноября 2020 года
- Количество часов 90 часов
- Форма обучения заочная (дистанционная)
- Срок обучения 3 месяца
- Дополнительная информация о программе по тел. 8-985-150-44-30
- (Олеся Вячеславовна)
- Удостоверение о повышении квалификации
- Сертификат участника
Дистанционную регистрацию на программу вы можете пройти на портале Центра занятости населения «Моя работа». При заполнении Заявки Вам необходимо указать название программы: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» программа «Современные технологии в педагогике: методики раннего развития детей»
О программе
“Развитие ребенка, развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям” Л. С. Выготский
Как правильно развивать малыша в возрасте от 0 до 3 лет? Какое раннее развитие не навредит ребенку? Где брать материалы? Какие методики применять? Какую литературу читать?
Вы заметили, что постоянно появляются новые учреждения дополнительного развития детей раннего возраста («развивайки», досуговые центры, клубы)? Что повышается интерес родителей к этой теме? Людям необходимы профильные знания.
А большинство ВУЗов предлагают программы подготовки, рассчитанные на работу с детьми в возрасте от 2 лет и старше. Хотя именно в раннем возрасте у ребенка закладываются основы его будущего развития.
Поэтому мы разработали обучающую программу, в которой объединили обзор всех методик раннего развития: от популярной М. Монтессори до программ современных авторов. Разбили ее на удобные для изучения блоки и дополнили практическими заданиями.
► Для кого эта программа?
- Для психологов и педагогов, которые работают с детьми в возрасте от 0 до 3 лет.
- Для логопедов, нянь и других специалистов, которым интересно получить новые знания и опыт работы с малышами.
- Для мам, пап и бабушек, которым хочется заниматься развитием ребенка самостоятельно.
► Чем удобна программа?
- Занятия проходят дистанционно: вы можете проходить обучение из любой точки мира в любое комфортное для вас время.
- Материал четко структурирован и содержит информацию о психофизиологии ребенка раннего возраста, обзор всех методик раннего развития, а также рекомендации по играм, упражнениям, структуре занятий с малышами.
- Занятия по всем направлениями ведут узкоспециализированные педагоги: поэтому вы получите максимально практичные знания в сфере развития ребенка, формирования мелкой моторики, сенсорики, музыкальных и физических способностей.
- Программа предполагает практические задания: поэтому вы освоите реальные навыки работы с детьми раннего возраста. Отработаете их на практических кейсах. Узнаете, как составить полноценное занятие с ребенком, какие игры включить и где их найти.
- Вы получите более 50 дополнительных источников материала для самостоятельного изучения уже после обучения: книги, пособия, картотеки игр и т.д.
► О чем Вы не узнаете из программы?
- Как вырастить из ребенка гения;
- Как научить малыша читать с рождения;
- Как научить ребенка считать раньше, чем говорить, и многом другом, так как программа не нацелена на сверхраннее обучение детей и опережающее развитие.
Содержание программы это информация о качественном и своевременном развитии ребенка, с учетом потенциала каждого малыша.
► Что вас ждет после обучения?
- Знания и навыки, которые позволяют работать специалистом по раннему развитию: индивидуально с ребенком или в группе.
- По итогу обучения — Удостоверение о повышении квалификации НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа».
- Возможность самостоятельно заниматься развитием своего ребенка.
- Качественная информация, которая позволяет создавать условия для раскрытия потенциала каждого малыша!
► Сомневаетесь?
- Прочитайте отзывы тех, кто уже прошел обучение по нашей программе:
http://inpsycho.ru/edu_all/edu_add/perepodgotovka/po-psyhologii-i-psyhoterapii/programma_professionalnoj_perepodgotovki_speczialistov_po_rannemu_razvitiyu_detej/raspisanie
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону: 8 (499) 650-75-25
После трёх уже поздно: о раннем развитии и не только
Как часто глянцевые журналы для родителей пестрят заголовками «После трех уже поздно», «Читать раньше, чем ходить», «Обучение с пеленок». Что это? Новая мода или головная боль современных родителей? Когда начинать учить ребенка, чему, а главное — как?
Чтобы ответить на эти вопросы, давайте для начала разберёмся с самим термином «раннее развитие». Итак, детьми раннего возраста специалисты называют малышей от года до трех лет. Следовательно, раннее развитие – это развитие ребенка в данный возрастной период.
Однако, не всё так просто! Сегодня существует множество взглядов на проблему раннего развития: одни специалисты считают, что ребенка до 3 лет не надо учить ничему — ему необходима свобода. Другие – что можно и нужно учить, но только ненавязчиво, в игровой форме.
Третьи доказывают, что ребенку до 3 лет нужно дать как можно больше информации по всем отраслям знаний.
Действительно, возраст от 0 до 6 – решающий для развития ребенка, ведь именно в этот период растет и развивается детский мозг. Так, у новорожденного большинство клеток мозга еще не работают, но уже в первые 6 месяцев мозг достигает 50 % своего взрослого потенциала, к 3-м годам рост завершен на 70-80%, а к 8-ми – практически закончен.
С другой стороны, ребенок в своем развитии мышления проходит разные этапы. Годовалый ребенок еще не способен мыслить образами, он воспринимает мир через действия с конкретными знакомыми ему предметами. Например, тарелка – это то, из чего едят суп.
К двум годам появляется наглядно-образное мышление: взяв палочку, малыш уже может представить себе, что это ложка, и совершать ею нужные действия, например, накормить плюшевого мишку. Абстрактные категории становятся доступными только к концу дошкольного возраста.
Поэтому не стоит думать, что, показывая малышу буквы и цифры, мы научим его читать и считать — нам удастся лишь познакомить его с некими новыми для него образами. Вот только применить эти образы он пока никак не сможет.
Самое главное не в том, чтобы ребенок рано освоил чтение, математику и грамоту, а в том, чтобы развитие его было гармоничным. Важно создать условия, которые помогли бы ребенку раскрыться, ведь каждый ребенок талантлив по-своему. Но как же нам создать условия для гармоничного развития ребенка?
5 принципов гармоничного развития
1. Развитие осознанного внимания Учите ребенка с интересом относиться к окружающему миру. Для этого старайтесь, чтобы ни одна прогулка не прошла без пользы, во всем ищите «изюминку». Берите на улицу минимум игрушек. Гуляя по парку, обращайте внимание малыша на птиц, животных и растения.
2. Развитие контактности Постоянно приучайте ребенка к мысли, что он – человек, который живет среди людей, что необходимо видеть, слышать и замечать их. Важно, чтобы ребенок осознал, что только человек, который нужен другим людям, может быть счастлив. Предлагайте ему помочь вам в чём-нибудь, поделиться игрушками или угощением с другим малышом.
3. Развитие восприятия Ребенок с раннего детства учится воспринимать окружающий мир с помощью зрения, слуха, тактильной чувствительности: он ощупывает, рассматривает предметы, пробует их на вкус, слушает звуки вокруг себя. Постепенно малыш начинает понимать, что всё вокруг имеет какую-то форму, цвет, размер. Поэтому так важно создать для ребенка такую среду, которая бы способствовала развитию самых разных видов чувствительности и восприятия малыша.
Так, развитие тактильной сферы тесно связано с развитием мелкой моторики – тонких высокодифференцированных движений пальцев рук.
Как можно чаще позволяйте ребенку прикасаться к различным предметам и поверхностям: тканям разной фактуры, коре деревьев. Выбирая игрушки, обращайте внимание на то, чтобы они были разными на ощупь.
Важны игры с водой, песком. Позвольте малышу играть с крупой, кусочками льда.
Развивая слуховое восприятие ребенка, позаботьтесь о том, чтобы в доме звучала красивая музыка, игрушки были разными по звучанию, мелодичные. Попробуйте извлекать звук из знакомых предметов, используя их не по назначению: стучите друг об друга чашками, ложками, мисками, кастрюлями. Для развития слуховых навыков важен ритуал ежедневного чтения с обсуждением прочитанной книги. Развивая зрительное восприятие, обеспечьте малышу разнообразие впечатлений: обращайте его внимание на закат солнца, облака, радугу, салют. Важно поощрять интерес к рисованию и лепке. Развитию зрительных способностей способствуют также игрушки с вкладышами и пирамидки.
4. Развитие фантазии Способность фантазировать напрямую связана с уровнем интеллекта: чем он выше, тем лучше у ребенка развита фантазия. Чтобы развивать фантазию малыша, можно делать тайники из стекляшек, «одушевлять» неживые предметы, придумывать, на что похожи облака, рисовать пятна краской, лить воск в воду, смотреть в калейдоскоп.
5. Никогда не говори «никогда» Счастливый человек находится в согласии с самим собой.
Чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и уверенным в себе, нужно научиться поддерживать любые его начинания.
С маленьким ребенком можно заниматься практически всем: лепкой, математикой, музыкой и даже японским языком, но настоящие успехи могут появиться лишь тогда, когда родителям самим это интересно!
Конечно, не существует готовых рецептов, как заниматься именно с вашим ребенком: каждый родитель должен сам почувствовать своего малыша. Но как важно иной раз послушать мудрого советчика, которым может стать для вас хорошая книга.
Мальцева И.В. Раннее развитие: лучшие методики и игры / И.В. Мальцева. – СПб.: Азбука-классика, 2008. – 255 с. – (Программа для мамы). И.В. Мальцева, известный методист и педагог, много лет занимается разработкой развивающих пособий и игр, помогая малышам от 0 до 3 лет успешно осваивать навыки чтения, письма и счета.
В своей книге она рассказывает о лучших методиках раннего развития. Опыт трёх педагогов-практиков разных времен – Марии Монтессори, Глена Домана и Николая Зайцева – представлен здесь в виде советов, конкретных способов обучения, легко применимых в домашних условиях.
Используя эти методики и игры, каждая мама сможет самостоятельно организовать процесс обучения, развить интеллект малыша и укрепить здоровье своего ребёнка.
Дмитриева В.Г. Развитие ребенка с рождения до 5 лет / В. Г. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с. : ил. Эта книга – своеобразная энциклопедия по раннему развитию.
В ней вы узнаете о развитии до рождения, об играх и игрушках для малышей, о развитии творческих, физических и интеллектуальных способностей детишек до пяти лет.
Вы также познакомитесь с современными методиками раннего развития и сможете определить для себя, что каждая из них может дать вашему малышу. Упражнения, предложенные в книге, помогут вам развивать речь, память, внимание и общий кругозор ребенка.
Дмитриева В. Г. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне это сделать самому / В. Г. Дмитриева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. — 96 с. : ил. — (Академия раннего развития).
В книге рассказывается об уникальной системе Марии Монтессори.
Вы узнаете о том, какие условия необходимо создать для гармоничного развития ребёнка, чтобы помочь ему познавать и осваивать мир, какие развивающие игры и пособия для этого понадобятся.
Дмитриева В. Г. Методика Глена Домана, или Как вырастить гения / В. Г. Дмитриева. — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2007. — 72 с. : ил. — (Академия раннего развития). Эта книга познакомит вас с уникальной системой Глена Домана. Вы узнаете, как заниматься по этой системе, как научить ребёнка раннего возраста читать и считать.
Дмитриева В. Г. Методика Николая Зайцева, или Учимся всему и сразу! / В. Г. Дмитриева. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. — 72 с. : ил. — (Академия раннего развития).
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал говорить и читать одновременно? Эта книга познакомит родителей с оригинальной системой обучения чтению и математике.
Вы будете поражены, как быстро и естественно в процессе игры ваш малыш научится читать.
Данилова Е. А. Пальчиковые игры / Е.А. Данилова. — М.: РОСМЭН, 2006. – 95 с. Психологи давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.
Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Книга предназначена для рассматривания, чтения и занятий с детьми 2-4 лет.
В игровой форме представлены разнообразные занятия по развитию мелкой моторики, занимательные игры и упражнения.
Жукова О. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет / О. Жукова. — М. : АСТ; СПб.: Сова, 2007. — 174 с. : ил. Ребенок играет всегда, каждую минуту своей жизни. В игре он познаёт окружающий мир, учится общаться со сверстниками.
Игра требует работы мысли и фантазии. В этой книге вы найдете ответы на вопросы: как правильно выбрать игрушки по возрасту, чем отличаются игрушки для мальчиков и девочек, как научить малыша играть и что такое развивающие игрушки.
Герасимова А. С. Программа развития и обучения дошкольника . От 1 до 3 лет / А. С. Герасимова. — СПб. : Нева; М.: ОЛМА—ПРЕСС, 2002. — 96 с. Книга адресована родителям детей в возрасте до трех лет.
Показывая и объясняя ребенку то, что изображено в книге, вы не только познакомите его с предметами, животными и другими интересными объектами окружающего мира, но и укрепите эмоциональную связь друг с другом.
Ведь так приятно, прижавшись к маме, листать интересную книжку!
- Здесь вы также найдете советы и упражнения по развитию речи ребенка, а с помощью забавных потешек поможете овладеть трудно выговариваемыми звуками.
Жукова Н. С. Учимся говорить правильно. Программа занятий с ребёнком от одного года по развитию устной речи / Н. С. Жукова. — М.: ЭКСМО, 2000. — 72 с. Автору этой книги, Н. С. Жуковой, известному логопеду, кандидату педагогических наук, принадлежит оригинальная система занятий по развитию детской речи.
Книга предназначена для просматривания и совместного диалога родителей с ребёнком, ещё только начинающим говорить. К каждой картинке даны вопросы и задания, которые стимулируют становление активной фразовой речи ребенка.