Что такое дислексия и можно ли ее вылечить?

Что такое дислексия и можно ли ее вылечить?
Что такое дислексия и можно ли ее вылечить?
Что такое дислексия и можно ли ее вылечить?
Что такое дислексия и можно ли ее вылечить?

По статистике, дислексия диагностирована приблизительно у семи процентов людей в мире. Включая людей с симптомами, но без клинического диагноза, распространенность патологии составляет около 20%.
Что такое дислексия?
Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое проявляется в виде расстройства чтения. Человек не может правильно распознавать буквы и звуки, поэтому не способен понять сути прочитанного. Нарушение имеет неврологическую природу и не связано с низким интеллектом, недостаточной мотивацией к учебе или плохим зрением. Примеры проявления дислексии:

вместо слова «книга» человек может читать «книта», а вместо «щель» — «цель»;
«молоко» может быть прочитано как «моколо», а «люди» — как «лдюи»;
слово «слон» может читаться как «лон» или «сон».
Клиническое описание расстройства чтения сделал в 1881 году немецкий врач Освальд Берхан. Термин «дислексия» впервые использовал в 1887 году немецкий офтальмолог Рудольф Берлин, описывая случай пациента, у которого были трудности с чтением при нормальном уровне интеллекта и физических способностей. В числе известных людей-дислексиков — шестикратный лауреат премии «Эмми» журналист Андерсон Купер, голливудская актриса и ведущая Вупи Голдберг, британский предприниматель и основатель корпорации «Virgin Group» Ричард Брэнсон.

Причина дислексии — нарушения в структуре и работе левого полушария головного мозга, отвечающего за логику, анализ и понимание слов. В норме лобная (обеспечивает умение писать и разговаривать), теменная (помогает в восприятии и декодировании слов) и затылочная (отвечает за восприятие зрительной информации) доли левого полушария функционируют равномерно. У дислексиков активность в теменной и затылочной долях снижена.

Благодаря современным методам визуализации у пациентов с нарушениями чтения удалось обнаружить меньший объем серого и белого вещества в теменной и затылочной долях левого полушария головного мозга. Факторы риска, которые могут спровоцировать дисфункцию мозга и привести к развитию дислексии:

генетическая предрасположенность (наличие расстройства чтения у близких родственников);
осложнения после вирусных заболеваний (краснухи, кори, герпеса);
отравление головного мозга химикатами, тяжелыми металлами, никотином;
черепно-мозговые травмы;
нейроинфекции (менингит, энцефалит, нейросифилис);
психоэмоциональные состояния и заболевания (депрессия, тревожное расстройство, деменция);
патологии сосудов головного мозга (аневризма, инсульт, хроническая ишемия мозга);
стремительные или затяжные роды с осложнениями (длительным кислородным голоданием плода, сдавливанием его головы при прохождении родовых путей);
дефицит речевого общения;
слишком раннее или позднее начало обучения ребенка грамоте;
многоязычие в семье;
чрезмерные умственные нагрузки.
Среди факторов, способствующих развитию дислексии, наука психосоматика выделяет хронический стресс и частое эмоциональное напряжение. Излишняя строгость родителей и отсутствие поддержки также могут замедлить темпы развития когнитивных навыков у ребенка.

Виды дислексии
Дислексию классифицируют в зависимости от анализатора, на уровне которого нарушено восприятие. Разновидности расстройства чтения представлены в таблице.