Психологический запор у ребенка в 2-3 года — что делать родителям?

Shares

Доброго времени суток! Сегодня мы продолжаем тему «Горшечный вопрос».

  • Психологический запор у ребенка в 2-3 года - что делать родителям?
  • В прошлый раз мы узнали, что делать, если ребенок боится горшка.
  • А сегодня поговорим об очень распространенной проблеме, встречающейся у дошкольников:

С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в  жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.

Почему появляется психологический запор у детей?

В результате проблем с пищеварением и запора ребенку становится больно ходить в туалет. В итоге появляется страх дефекации. Малыш боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это провоцирует опять запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг.

У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей  становится настоящей проблемой на долгое время.

Особенно психологическому запору подвержены дети до лет 4-х. Ведь ребенку 2-х или 3-х лет гораздо сложнее объяснить, как происходит процесс пищеварения, и почему именно больно при запоре.  Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.

Психологический запор у ребенка в 2-3 года - что делать родителям?

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

  1. Нормализовать питание ребенка. Малышу должно хватать жидкости, для профилактики покушать киви, свеклы, чернослива и пр. Главная задача – нормализовать физиологию, это первый шаг.
  2. Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет! У ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он  все равно скажет «нет», ведь он боится это делать.
  3. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует. Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления.
  4. Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все.  Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей.
  5. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра.
  6. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке». Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы. Пример сказки вы можете найти здесь

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного!

Как практикующий детский психолог могу сказать, что ко мне с подобной проблемой обращаются очень часто. И решается чаще всего довольно оперативно.

Если у вас нет возможности быстро обратиться к хорошему детскому психологу, то вы можете воспользоваться моим мастер-классов для родителей и специалистов.Жмите на картинку и переходите к его описанию

Психологический запор у ребенка в 2-3 года - что делать родителям?

Главное не вешать нос, выполнять рекомендации, описанные выше, и психологический запор у ребенка будет побежден!

Недетская проблема: хронический запор у детей — ПокупкиСамара

Невероятно, но хронический запор встречается у 10-25% детей. Это актуальная тема гастроэнтерологии, потому что гнетущий диагноз ухудшает качество жизни как самого ребенка, так и родителей. Когда и к какому врачу надо обращаться? Как помочь любимому чаду? За ответами мы обратились к врачу-гастроэнтерологу Клиники доктора Коваленко Ольге Елистратовой.

— Статистика пугает. Неужели и правда так много детей с хроническим запором?

— К сожалению, да. Более того, можно предположить, что эти цифры занижены, потому что родители часто недооценивают серьезность проблемы и затягивают с обращением к врачу, в результате чего мы имеем дело уже с хроническим запором разной степени компенсации.

— Почему обычно затягивают с обращением? Ведь это серьезная проблема.

— Ситуация с хроническим запором у ребенка давит также и на родителей.

Каждая мама любит своего ребенка, хочет ему помочь, пытается исправить все своими силами: вводит в рацион больше продуктов, обогащенных клетчаткой, начинает обильный питьевой режим с такими стараниями, что малыш уже не может видеть ни кабачок, ни воду.

В итоге время упускается, и у малыша возникают осложнения, которые устранить самостоятельно мама не может, как бы она ни заботилась о нем и ни старалась. В ситуации с хроническим запором необходима помощь специалиста. Врач-гастроэнтеролог должен решать эту проблему.

— Часто пациенты с симптомами запора обращаются к психологу. Как вы это прокомментируете?

— Часто родители ошибочно ищут причину запора в особенностях характера или поведения ребенка и обращаются к психологам. Да, психологический запор возможен, но, как правило, зажатость ребенка является следствием того, что он не может нормально сходить в туалет. На практике психологи нередко отправляют таких пациентов к нам.

— Когда стоит бить тревогу?

— Хроника заболевания проявляется не сразу. Сначала ребенок начинает реже ходить в туалет – раз в два дня, потом раз в три дня, и так далее.

Это первый звоночек, который сигнализирует: в организме произошел сбой, нужна помощь. Ребенок тоже начинает прилагать усилия, поэтому наблюдаются натуживания в процессе дефекации.

У части детей хоть и присутствует ежедневный стул, но малыми порциями, в виде сухих шариков или комков, напоминающих овечий кал.

Некоторые дети отмечают ощущение неполного опорожнения и, как следствие, подолгу сидят на горшке, иногда могут высиживать час, обложившись игрушками, создавая себе комфортные условия. Очевидное проявление – когда ребенку удобнее какать стоя или он требует уединения.

Психологический запор у ребенка в 2-3 года - что делать родителям? Недержание мочи у женщин: проблема, о которой боятся сказать вслух

Деликатная и крайне досадная проблема многих женщин вполне поддается решению. Главное – правильный образ жизни и своевременное обращение к специалисту. О том, как современная медицина справляется с заболеванием и как женщине сохранить здоровье, нам рассказала врач акушер-гинеколог высшей категории Светлана Стулова.

— Могут быть осложнения хронического запора?

— Работа кишечника, его моторная функция зависит, так скажем, от его «памяти», которая формируется три месяца. Соответственно, если со всеми вышеперечисленными проявлениями болезни вовремя не обратиться к врачу, возникают осложнения: острые или хронические трещины, выпадение анального сосочка или прямой кишки, энкопрез.

Нельзя забывать и про психологический дискомфорт, из-за которого нарушается коммуникация, адаптация детей в саду. Примерно 15% детей с хроническим запором обращаются, потому что у них появился энкопрез, или каломазание.

То есть ребенок неспособен удерживать каловые массы в просвете прямой кишки в промежутке между своевременными актами дефекации.

— А если что-то из этого списка родители наблюдают, но у ребенка ничего не болит, надо все равно идти к врачу?

— Обязательно! Часто на приемах слышим фразу: «Но его ничего не беспокоит, у него ничего не болит». Бывают запоры, при которых нет и не будет ни болевого синдрома, ни дискомфорта.

Но есть стандарты, разработанные детскими гастроэнтерологами, о количестве и качестве стула в неделю у детей в соответствии с возрастом.

Задача врача – прежде всего выявить причину хронизации запора и не допустить развитие осложнений.

— Как вы относитесь к клизмам? Мамы часто используют этот способ, чтобы помочь ребенку опорожнить кишечник?

— И этот метод существует, но все должно быть по показаниям врача, тем более что на фармацевтическом рынке появились современные микроклизмы, которые можно применять при отсутствии стула более одних суток. Но нельзя допускать постоянного применения. Если появились ситуация зависимости от препаратов – стоит задуматься о посещении врача. Убрать симптом – не значит решить проблему!

Ребёнок боится какать. Психологический запор у ребёнка

Психологический запор у ребенка в 2-3 года - что делать родителям?

У некоторых деток с горшком возникают разные проблемы.

Кто-то боится унитаза. Кому-то из-за запора было больно, а потом ребёнок боится повторения неприятных ощущений и отказывается какать по несколько дней. Кому-то просто нравится делать «большие дела» в трусики. Кому-то трудно оторваться от игр и добежать до горшка вовремя.

  • Мне, как психологу, много раз приходилось работать с разными «горшечными» проблемами у детей.
  • Решить их всегда помогают игры, сказки и истории про Какашку, которая становится одушевлённым персонажем.
  • С некоторых пор книжки для детей на эту тему начали появляться и на русском языке (и переводные, и свои).

Правда, некоторым мамам и папам это до сих пор кажется странным и стыдным. Но стыдиться тут нечего.

Во-первых, все мы какаем 🙂 ⠀

Во-вторых, малышам эта тема очень нравится и помогает приучению к горшку.

Тем родителям, которые никогда не сталкивались с психологическим запором у детей, всё это кажется какой-то «притянутой за уши» ерундой. Но тем, кто знает об этой проблеме не понаслышке, эта информация помогает.

  1. Сегодня хочу поделиться с вами чудесной книжечкой
  2. «Забавное путешествие какашки»
  3. писателя и иллюстратора Екатерины Макеенко.
  4. Она представлена в виде:

– онлайн-книжки в формате PDF – и «диафильма» – видео, в котором сменяются картинки под голос диктора. Диктор в этом ролике — я, детский и семейный психолог Екатерина Кес.

Вы можете получить ее за символическую стоимость здесь

Приобрести мини-книгу и диафильм

Надеемся, эта книжечка понравится и вам и вашим малышам,а также поможет тем деткам, у кого есть «горшечные» проблемы.

Читайте также:  Можно ли делать мрт беременным на ранних и поздних сроках: томография головного мозга, позвоночника

«… А я рассказывала своему сказку , что какашечка очень любит в бассейне плавать и так скучает без него. Так она любит там плескаться, нырять. Мы вспоминали с ребёнком, с каким удовольствием он ходит в бассейн по вторникам, проживали эту радость. И вот, как грустно какашечке))) И помогло, ведь! …»

«Моему сыну помогли решить этот деликатный вопрос сказка про горшок и мультик «Кто накакал кроту на голову.»

«… По-моему, понять эту тему может только тот, кто с этим столкнулся. Долгим и упорным трудом до 3,5 лет этот вопрос решал и, если честно, то он ещё так до конца и не решён. Пока только подружились с горшком. Спасибо за книжку обязательно почитаем…»

«… Сегодня забрала младшую дочку из садика, едем домой я ей говорю «я сегодня читала книжку про какашку», она отвечает «не может быть ты обманываешь меня, таких нету», я — да точно тебе говорю, сейчас приедем прочитаю тебе. Приезжаем домой я ей показываю картинки и читаю, смеху-то было, радости, дочка рассматривала картинки долго и о чём-то думала!! Благодарю вас за эту книжечку —  столько веселья!»

«… Картинки понравились! Художник смог изобразить какашку настоящей милашкой. А нам в своё время помог способ такой: когда наконец-то первый раз увидели какашку в горшке, то вместе торжественно понесли её выбрасывать в унитаз. И папа в шутку сказал: «Бай бай, какашка».

И дочке так это понравилось! Она толком ещё не говорила, но именно это сказать могла. И она начала сильно стараться каждый день покакать именно в горшок, чтобы потом помахать ручкой и сказать «бай бай, какашка». P.s.

Мы живём не в России, и поэтому ребёнок говорит ещё и на английском»

«… Классная книжка! Мы пережили этот период, но как мама двоих деток хочу сказать, что и иллюстрации хорошие, понятные малышу, и не «пошло», слова правильные.»

«… Я и смеялась над такими книжками,и говорила,что это бред до тех пор,пока с этой проблемой не столкнулась у ребёнка. И это треш. Книжки такой не было,сами придумывали историю про какашку. И даже рисовали… Вроде наладилось всё ттт… А не понять это тем,кто с подобным не сталкивался.»

«…Счастлив тот человек, который не сталкивался с проблемой «психологического» запора у ребёнка!!! А в нашем маленьком городке нет таких специалистов,да и в области тоже… А когда озвучивала проблему врачам,смотрели как на идиотку!!! Даже мой муж,который довольно сдержанный человек, глядя на сына,которому на тот момент было 2,5 года,плакал вместе с ним… Нам очень помогли сказки, песенки,стишки про какашку, которые мы сами сочиняли на ходу!..»

Приобрести мини-книгу и диафильм

P.S. Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями, как вам книга и иллюстрации? И есть ли (были ли) у вашего ребенка проблемы, связанные с хождением в туалет, и как вы с ними справлялись?

Запоры у детей

Слаженная и бесперебойная работа желудочно-кишечного тракта у малюток в наши дни — большая редкость. Малыши и их родители то и дело сталкиваются с трудностями. Спокойному сну и хорошему расположению духа препятствуют колики, вздутие, диарея.

Затрудненная дефекация или ее отсутствие длительное время может иметь различную этиологию. Определить причину запоров может только врач.

Запоры у детей сопровождаются другими симптомами:

  • тревожным и плаксивым поведением;
  • повышенным метеоризмом;
  • неврологическими расстройствами;
  • болями;
  • плохим аппетитом.

Скапливаться и не иметь возможности выхода каловые массы могут как из-за органической патологии, так и функциональных нарушений. В основном запор у ребенка носит функциональный или психологический характер.

Психологический запор у ребенка

У деток, которые начинают привыкать к новым условиям жизни, например, к садику или школе, могут возникнуть трудности с дефекацией неврогенного характера.

Это связано с тем, что вне домашней обстановки дошкольники могут подавлять позывы, терпеть, а тем временем каловые массы накапливаются, уплотняются, делая впоследствии акт дефекации болезненным.

Чтобы знать, как справиться с психологическим запором у ребенка, родителям необходимо выяснить, что стало провоцирующим фактором. Вариантов здесь несколько:

  • неправильное отношение педагогов к просьбам малыша о необходимости выйти в туалет. Такая проблема часто встает в младших классах, учителя считая детей взрослыми, не выпускают в уборную на уроках, а на перемене ребенок может и не успеть сходить «по-большому»;
  • насмешки сверстников. Малыш может бояться и стесняться какать в общественном туалете, особенно это актуально для стеснительных и малообщительных ребятишек;
  • отсутствие необходимых условий (неудобный или плохо вымытый унитаз, кабинка без двери, большая очередь).

Устранить запор неврогенного характера поможет доверительная беседа с ребенком, которая даст взрослым четкое представление о реальной причине происходящего. В запущенных случаях рационально прибегнуть к помощи психолога.

Проблем с дефекацией можно избежать, если в сложный адаптационный период больше общаться с ребенком, подбадривать его, обсуждать насущные проблемы по мере их поступления.

Важно заранее обговорить с педагогом правила хождения в туалет, и убедиться, что никаких запретов на пикантные просьбы малыша не последует.

Функциональный запор у детей

Замедление движения пищеварительных отходов и образование «заторов» у детей разных возрастных категорий может происходить по причинам функционального характера. К ним относятся:

  • неправильное питание с преобладанием сладких и жирных продуктов;
  • недостаточное потребление жидкости, особенно обычной воды;
  • малоподвижный образ жизни;
  • нарушения естественного биоценоза кишечника (чаще после терапии антибиотиками);
  • пищевая аллергия;
  • недостаточность поджелудочной железы и других органов ЖКТ;
  • глистная инвазия;
  • рахит и, как следствие, снижение тонуса мышц;
  • анемия;
  • нарушения в работе щитовидной железы;
  • притупление рефлекса опорожнения, вызванное заболеваниями нервной системы;
  • лечение медикаментами, воздействующими на работу ЖКТ;
  • частое применение слабительных и очистительных клизм.

Уплотнение каловых масс может быть явлением разовым. Такое случается, когда малыш скушал что-то закрепляющее, заболел, у него поднялась высокая температура – нарушился водно-солевой баланс. Нужно в таких случаях наладить режим питания, пить больше жидкости — регулярность и консистенция стула нормализуются в ближайшие сроки. Разовые нарушения не требуют специального лечения.

Хронические запоры у детей

Со всей ответственностью нужно подходить к проблеме, если запор у ребенка — явление постоянное. Здесь не обойтись без обследования, направленного на установление причины задержки и уплотнения каловых масс.

Терапия подбирается индивидуально с учетом возраста ребенка, этиологии нарушения, сопутствующих заболеваний. Обязательно родители должны знать, как помочь ребенку при запоре в домашних условиях.

В качестве разовых мер эффективны:

  • свечи от запора для детей с глицерином, они разрешены к использованию деткам с рождения;
  • очистительные клизмы с кипяченой водичкой комнатной температуры и несколькими каплями глицерина;
  • легкие поглаживающие массажи животика (грудничкам).

Если у ребенка длительный запор, который сопровождается сильными болями, урчанием, слабостью, головной болью, тошнотой, рвотой, потерей аппетита, повышением температуры делать клизму категорически нельзя. В таких случаях необходима срочная консультация доктора. Опасны меры первой помощи, когда у малыша выделяется кровь из ануса или наблюдается каломазание.

Запор у грудного ребенка

До года у крохи стул может быть разнообразным. Кашицеобразный стул после еды — это прерогатива малюток на грудном вскармливании. Детки-искусственники имеют стул реже, а его консистенция тверже. Если грудничок не опорожнял кишечник 1-2 суток, можно предположить, что у него запор.

Подтверждают опасения такие симптомы: боли, вздутие живота, урчание, снижение аппетита. При запоре у ребенка кал твердый, иногда оформлен в горошины, имеет гнилостный запах. Акт дефекации для малыша болезненный: он может плакать, кряхтеть, тужиться, стучать ножками.

Причинами такого состояния могут стать:

  • несоблюдение диеты кормящей мамой;
  • резкая замена грудного молока смесью;
  • нехватка молока;
  • слабый тонус мышц кишечника или его полное отсутствие;
  • недостаточное потребление жидкости (при кормлении смесью);
  • после введения прикорма у ребенка запор становиться частой проблемой в случае неправильного и несвоевременного знакомства со взрослой пищей;
  • лактазная недостаточность;
  • аллергия на коровий белок.

Что делать если у ребенка запор?

Проблемы с опорожнением кишечника у малыша нельзя игнорировать, ведь накопление и задержка каловых масс пагубно воздействуют на общее состояние ребенка и его здоровье.

Малыш становится вялый, малоактивный, снижается аппетит, появляются другие признаки интоксикации. Как лечить запоры у детей, подскажет педиатр.

Терапия подбирается индивидуальная, в зависимости от этиологии нарушения, возраста и других особенностей пациента.

  • Слабительные средства при запорах для детей
  • Медикаменты данной категории врачи стараются назначать лишь при крайней необходимости, поскольку такие лекарства имеют внушительный перечень побочных эффектов: привыкание, аллергия, понос и прочее.
  • Заниматься самолечением в данной ситуации не безопасно для здоровья ребенка!
  • Диета при запорах у детей
  • Регулярное и безболезненное опорожнение кишечника невозможно без корректировки рациона. Питание при запорах у детей подразумевает полный отказ от:
  • выпечки, цельного молока, рисовой каши, макаронных изделий, бананов, и яблок с кожурой;
  • продуктов, провоцирующих газообразование (капуста, бобовые, томаты);
  • обволакивающих супов и каш;
  • кофеинсодержащих продуктов и напитков (кофе, чай, шоколад, какао).

Обязательно в меню нужно включить следующие продукты от запора для детей:

  • йогурты без добавок, сметану;
  • цельнозерновой хлеб;
  • овощи, фрукты, злаки с грубыми волокнами;
  • мясо нежирных сортов, яйца, масло;
  • большое количество жидкости (очищенной воды без газов и красителей).

Каковы причины запора у ребенка 3 лет?

Ставим лайки и подписываемся на канал. Новые материалы публикуются ежедневно!

Если хотите поддержать проект, в конце страницы Вы найдете необходимую форму. Спасибо за внимание!

Очень часто, вследствие тех или иных причин, у маленьких детей возникают проблемы с кишечником.

Почему появляется запор у ребенка 3 лет, что делать в этой ситуации? Необходимо внимательно следить за частотой стула ребенка.

Родители должны внимательно контролировать, чтобы дефекация не вызывала у него дискомфорт или болевые ощущения. Разберемся, какими методами можно решить проблему запора у малыша.

Запор у ребенка

Иногда от молодых родителей можно услышать вопрос: «частые запоры у ребенка 3 года, что делать?». Или – «у нашего малыша частые запоры, ему 2 года, что делать?».

Читайте также:  Димедрол детям: инструкция по применению таблеток и препарата в ампулах, дозировка

Маленький кроха иногда не может сказать, что у него болит живот. Что делать родителям в такое ситуации?

Нарушение режима частоты стула иногда возникает у ребенка любого возраста. Прежде всего, нужно понять действительно ли у ребенка есть проблемы.

Лечение запоров в 1 год у детей начинают в том случае, если он опорожняется меньше 6 раз за неделю. Для годовалых детей нормой считается – 1-3 раза в сутки. Трехлетний ребенок, должен ходить «по-большому», как минимум, один раз в день. Следует заметить, что запор у маленьких детей явление очень распространенное.

Как убедиться есть ли запор у ребенка

В «нежном» возрасте кроха еще не окреп, в работе его организма могут наблюдаться те или иные отклонения от нормы.

Определить, что у ребенка начались проблемы с дефекацией, помогут следующие симптомы:

  • ребенок ходит на горшок «по-большому» менее трех раз за неделю;
  • за один раз происходит частичное освобождение от каловых масс – их слишком мало;
  • у ребенка вздут животик;
  • малыш постоянно хнычет и указывает на боль в области пупка;
  • вид каловых масс отличается от нормы – слишком твердый, комковатый, имеет не ровную поверхность.

Все эти признаки должны служить для родителей «тревожным звоночком» и поводом обратиться за помощью к педиатру, особенно если проблема приобрела хронический характер.

Причины запоров

Иногда родители не могут понять, почему сложно вылечить запоры, если ребенку 5 лет. Причина может крыться еще в более раннем возрасте, если тогда проблема не была решена должным образом.

Запоры у маленьких детей можно разделить на три вида.

Органические

Органические запоры у маленьких детей встречаются довольно редко. Основная причина их возникновения – врожденная, а также приобретенная.

Врожденная патология, например, – удлиненная сигмовидная кишка. Она проявляется с первых дней жизни малыша. К 3 годам ее диагностируют и оказывают соответствующее лечение.

Можно исключить органический вид запора, если режим питания остался прежним, не нарушен распорядок жизни, а симптомы расстройства беспокоят ребенка. К ним относятся – вздутие живота, бурление и боль. Дискомфорт и болезненные ощущения вызывают скопившиеся каловые массы, выход которых затруднен.

Хроническая и острая непроходимость может развиться, если есть полипы, спайки или опухоли. В таком случае прибегают к хирургическому лечению.

Функциональные запоры детей

К этому виду запоров приводят следующие причины:

  • неправильный режим питания ребенка – преобладание в рационе жирных и белковых блюд, не достаточное количество клетчатки, которая содержится в овощах фруктах;
  • если ребенок мало пьет жидкости и она поступает не в виде воды, а виде газированных напитков, соков;
  • дисбаланс кишечника, который развился после приема антибиотиков и стал причиной брожения и плохой перистальтики;
  • пищевая аллергия;
  • заболевания органов пищеварительного тракта;
  • заражения гельминтами;
  • заболевания щитовидной железы или рахита;
  • дефицита железа;
  • проблемы с нервной системой;
  • прием пробиотиков и антацидных препаратов;
  • привыкания кишечника к стимулирующим дефекацию препаратам или клизмам.

Все эти факторы могут привести к снижению перистальтики и замедлению движения отходов пищеварения и образования затора.

Психологические запоры

Психологический запор выделяется отдельную группу, хотя его причина вызвана тоже функциональным характером. Подход к лечению в этой ситуации совсем другой.

Человек ощущает позыв к дефекации тогда, когда каловая масса начинает раздражать нервные рецепторы, расположенные в нижних отделах кишечника.

В отличие от «грудничков», малыши в три года уже способны полностью контролировать процессы дефекации. Если он заигрался, стесняется или прибывает в необычных для него ситуациях (начал ходить в садик), он может продолжительное время сдерживать позывы.

Когда малыш терпит и подавляет рефлексы, каловые массы скапливаются, уплотняются. Если ребенок начнет освобождаться от них, он чувствует боль и запоминает ее.

Длительное сдерживание позывов приводит к нарушению механизма испражнения. Запор становятся хронической проблемой, а ребенок даже дома не может нормально сходить в туалет, так как боится испытать боль.

_____________________________________________________________________________________

Проект НетГастриту создавался с целью предоставления людям точной и актуальной информации медицинской тематики. Статьи пишутся профессионалами и, к сожалению, затраты на развитие тормозят развитие проекта. Если Вы хотите нас поддержать воспользуйтесь формой ниже.

Сделаем мир лучше вместе. Спасибо за внимание.

_____________________________________________________________________________________

Ребенок боится какать | Что делать, если ребенок боится какать

Если маленький человек задерживает стул, плачет от желания и неспособности покакать или энергично сопротивляется болезненному испражнению, проконсультируйтесь с педиатром, гастроэнтерологом, чтобы исключить медицинскую причину. Ведь такое бывает и при болезнях кишечника, и при рахите, и при гипотериозе. Необходимо обратиться за профессиональной помощью, а не заниматься самолечением.

Чем раньше диагностируется запор, тем лечение проще и эффективнее. Обычно диета в сочетании со слабительными средствами прекрасно устраняет проблему работы кишечника. Учтите, появлению запоров благоприятствует нехватка в рационе продуктов с растительной клетчаткой. А переизбыток животных белков и жиров в пище усугубляет ситуацию, способствуя большему затвердению кала.

Итак, первый шаг к преодолению запоров, страхов перед опорожнением — это нормализовать питание:

  • рацион по возрасту
  • полноценное питание по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минералам
  • соблюдение режима питания (не менее 4-5 раз в день в определенные часы)
  • достаточно жидкости (не меньше 2-3 стаканов чистой воды в день!)

Для профилактики запоров и успешной борьбы с ними нужны овощи фрукты в достаточном количестве, сырые или вареные (печеные). Лучше всего зарекомендовали себя киви, абрикосы, апельсины, сливы, яблоки, свекла и морковь, кабачки. Полезны цельнозерновые каши (пшеничная, ячневая, гречневая, овсяная, из бурого риса, киноа) и хлеб из муки грубого помола.

Свежий одноневный кефир (хорошо бы собственного производства) или йогурт на бактериальной закваске, улучшающей микрофлору кишечника — это то, что надо, если нет проблем с перевариванием молочки! Используйте растительное масло, избегайте давать маленькому черный чай, какао, кисель, рис и манку, макароны, фастфуд и другие ненужные закуски.

Еще немного действующих рекомендаций по физиологии:

  1. Хорошая привычка — ежедневное опорожнение по утрам. Отрегулируйте стул естественным образом. С таким ритуалом упрощается быт и ускоряется приучение.

  2. Массаж живота (круговые движения кулачком по часовой стрелке).

  3. Вакуум (втягивание животика на выдохе), выполняется строго натощак.

  4. Достаточно физической активности. Приседания, наклоны, упражнения на брюшной пресс, танец живота и многое другое.

Одна из самых частых ошибок родителей — слишком раннее приучение дитяти к горшку. Ведь только к 1,5 — 2 годам он сможет контролировать процессы своего организма. Бесполезно и опасно настаивать на своем, ругать и злиться на карапуза — так легко нанести вред его психике. Обычный детский страх может перерасти в проблему психологического запора, который придется лечить.

Педиатры и психологи считают, что нельзя акцентировать внимание на туалетном вопросе и заставлять подружиться с пластмассовым другом. “Насильно мил не будешь”, гласит народная мудрость.

Все, чему мы хотим научить малыша должно преподноситься в игровой форме.

Запасаемся хорошим настроением, спокойно и весело знакомим сына (дочь) с процессом опорожнения посредствам книг, рисунков, игрушек.

Со слов одной мамы, они с мужем придумали нарисовать на животике своего сына маркером изображение тонкого и толстого кишечника (как в учебнике анатомии). Маленькому это так понравилось, что какать куда надо он научился почти сразу. Правда, разрисовать животики пришлось и папе с мамой по настоянию сына. Тем не менее, цель достигнута с наименьшими потерями!

Хороший способ убрать страх — это поиграть с ребенком в ролевую игру на тему “зайка боится какать”. Это позволит прокрутить — пережить волнующую его тему несколько раз и усвоить необходимую информацию. Ведь вместе вы помогаете зайчику преодолеть его боязнь, найти выход в трудной ситуации, сделать правильные выводы.

Научитесь спокойно реагировать на неудачные попытки вашего чада опорожниться на горшочек. Кричать, а уж тем более стыдить недопустимо! Дело в том, что к одной боязни, возможно, присоединится другая — расстроить родителей или быть наказанным. Зачем нам двойная психологическая проблема?!

Не паникуйте, если ничего не получается с туалетом долгое время. Проблема довольно распространенная, но деликатная. Обеспечьте своему чаду комфортную атмосферу дома и в садике (школе) насколько это возможно. Оградите его от стрессов (крики, ругань, угрозы), от просмотра злобных и ужасных мультиков, фильмов, передач —  это переутомляет.

Объясните воспитателю, нянечке в детском саду, что заострять внимание на “горшечной” теме нельзя, критиковать тоже.

Если маленький очень стесняется, попросите, чтоб его отпускали в туалет во время общих занятий, прогулки или дневного сна, когда никто не побеспокоит.

И не забывайте о волшебной силе похвалы, поощрения! Дети настолько неуверенны и беззащитны в мире, что хвалить их не менее важно, чем кормить, мыть, одевать. Так легче справиться с любой проблемой. Успехов вам!

Консультация: Сказкотерапия при решении психологического запора | Социальная сеть работников образования

Психологические проблемы запора

Неврогенный запор, как называют его медики, возникает потому, что ребенок хочет справить нужду, но сдерживает себя, старается перетерпеть. В итоге каловые массы становятся твердыми, а нормальное испражнение невозможно. Эта ситуация происходит впервые, когда ребенок начинает осознавать свои потребности – примерно в 2-3 года, часто совпадает со временем приучения к горшку.

Запоры на нервной почве могут продолжаться несколько лет: если проблема не была решена в детстве, ребенок испытывает трудности дефекации и в детском саду, и в начальной школе. Нередко малыш думает, что какать – это плохо, он стесняется ходить в туалет, чувствует себя дискомфортно.

Причины возникновения психологического запора:

Физиологические причины появления неврогенных запоров у детей отсутствуют. То есть, влияние не оказывает пища, недостаточное количество выпитой жидкости, прием медикаментов. Причины кроятся в голове ребенка, он просто боится какать. В большинстве случаев родители могут с легкостью отследить, почему возник психологический запор у ребенка 2-3 лет, так как провоцирующих факторов немного:

  • Негативный опыт в прошлом – ребенок мог пережить болезненные ощущения. Понос, трещинка, непроизвольное опорожнение – привели к тому, что теперь малыш боится какать. Так же если в прошлом мама отругала за «сюрприз» в штанишках, либо во время приучения к горшку постоянно кричит, ребенок получает психологическую травму;
  • Стеснение – часто проявляется при первых визитах в детский сад. Домашний ребенок боится какать при чужих малышах, общественный туалет может вызывать отвращение. Ситуация усугубляется и из-за некомпетентных воспитателей, которые кричат на детей, если те хотят какать во время тихого часа или прогулки;
  • Стресс – причина взаимосвязана с двумя предыдущими. Маленькому ребенку требуется понимание и забота со стороны родителей. Необходимо создать комфортную обстановку для похода в туалет, не подгонять кроху, а в случае, если что-то не получается – действовать спокойно, без криков и ругани.
Читайте также:  Грудное молоко: состав (таблица), калорийность, полезные свойства, виды

В решении данной проблемы очень эффективны – сказки!

Сказки про Какашку

  1. 1. Лучше всего не просто прочитать эту сказку, а проиграть ее, особенно, если ребенку 2-3 года. Проиграть сказку легко: берете горшочек, берете пластилин и делаете из него «каку-буку». Роль Попы исполняет ладошка: кулачек –дверка закрыта, немного расслабленный кулачек — дверка открыта и через нее проскакивает Кака-Бука.       После проигрывания и чтения сказки остается только напоминать ребенку: «Тебе Кака-бука не стучится? Пойдем скорее Каку-Буку в 

    горшочек выпускать!»   

  1. 2. Жила-была на свете Кака-Бука. Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.  И жила она ни где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить. А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся -Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую давно дверцу- обиделась. Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!      Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек. Каку-Буку не надо обижать, Каку-Буку надо уважать! Надо нашей Каке дверцу открывать! Будет наша Кака в горшочек попадать.                                   Будем нашей Попе вместе помогать!

Рекомендации:

  Можете купить новый горшок  (горшок доктор, можно даже его разукрасить под доктора) и вместе с покупкой нового горшка придумать сказку, как жила-была девочка, у которой в животе были злые какашки, и когда она хотела покакать, чтобы они убежали, они ее кусали и ей больно было какать! Но пришел добрый горшок -доктор, который знал волшебные слова (придумайте какое-то заклинание) и когда девочка садилась на горшок, она шептал волшебные слова и какашки становились тоже добрые и убегали из живота девочки! Все это, сопровождайте рисунками. Пусть дочка тоже рисует, а потом рвет, например, рисунки со «злыми какашками». 

И обязательно научите ее волшебным словам, которые превращают злых какашек в добрые!

!!!!!!! Но все сказки будут бесполезны, если стул вызывает боль. Сказки только при психологическом запоре помогают-если все проблемы устранены и ребенок просто боится боли. Поэтому, решай в первую очередь вопрос с питанием!!!!!

 Варианты сказок при запоре

Имя нужно заменить на другое, девочку на мальчика. Любимые игрушки, еду — на любимые вашим сыном, дочкой. Т.е. максимально приблизить описание к вашему ребенку.

«Жила была девочка Маша. Ей было 3 года. У нее были русые волосы, голубые глаза. У нее было любимое синее платье. Маша любила конфеты, играть со своим плюшевым мишкой и очень не любила манную кашу. И была у Маши одна проблема: она очень боялась какать в горшок.

Она даже не знала, что именно ей страшно, но знала точно – страшно. Ее родители очень расстраивались, но Маша все равно боялась горшка. Ей казалось, что он очень страшный и Маше будет больно, если она будет в него какать. И хотя Маша была очень смелой девочкой, но горшок ее все равно пугал.

Вот так она и жила все время, играла, кушала, спала, и все было бы хорошо, если бы не этот горшок.

И вот однажды, когда она уже ложилась спать, она услышала тихий печальный плач, который доносился из угла ее комнаты. Она сначала жутко перепугалась! Она даже хотела заплакать или позвать маму. Но Маша была все-таки смелая девочка и не стала этого делать. Да и плач был такой тихий и жалостливый.

Маша собралась с духом, и пошла, посмотреть, кто же там плачет? Подошла и увидела свой горшок. Он тихо стоял в самом дальнем углу в комнате, был весь в пыли и по его горшочим щекам катились самые настоящие слезы! «Почему ты плачешь?» — спросила Маша. Она все еще побаивалась горшка, но уже меньше.

«Я плачу потому, что я плохой! Я самый худший горшок из всех, что только есть на свете!» Маша уже почти перестала его бояться и спросила еще смелей: «Как тебя зовут, и почему ты думаешь, что ты плохой?» «Меня зовут Зюзюбрик и я плохой, я точно знаю!» Маше стало совсем жалко Зюзюбрика и даже стало как-то удивительно, чего она раньше боялась такого милого горшка.

«Ну, Зюзюбрик, миленький, расскажи, чего ты плачешь так горько?» И горшок рассказал ей такую историю: «Я, Зюзюбрик, обычный детский горшок. Раньше я жил в магазине с моими друзьями, а потом пришли твои родители и купили меня. Я был так рад! Каждому горшку очень важно, чтобы его купили и подарили какого-нибудь мальчику или девочке.

Вот и я очень надеялся, что мы с тобой подружимся, будем вместе играть. Я смогу стать настоящим взрослым горшком, выполняющим свою работу.

Но я тебе не понравился, ты меня даже видеть не хочешь! Это все потому, что я плохой горшок!» «Нет, что ты!» — сказала Маша — «Ты самый замечательный горшок! Просто я раньше думала, что ты страшный! А ты на самом деле очень красивый, зелененький, и глазки у тебя очень милые!» Зюзюбрик еще раз всхлипнул, потом перестал плакать и удивленно посмотрел на Машу: «Так значит ты будешь со мной дружить?» — все еще с определенной опаской спросил он, боясь, что Маша сейчас передумает. «Конечно! Ах, Зюзюбрик, миленький! Конечно! Я больше не буду тебя боятся! И буду писать и какать только в тебя! Тогда ты сможешь стать взрослым горшком и будешь выполнять свою работу». С того дня Маша и Зюзюбрик стали лучшими друзьями, Маша перестала его боятся, а Зюзюбрик перестал себя считать плохим горшком»

***

Сказка о гноме для лечения запоров

Однажды гном нес через лес мешок с песком. Мешок у него был очень тяжелый, и гном только и думал о том, когда же это мучение закончится. Вдруг какая-то ветка проткнула мешок, и песок просыпался на дорогу. Гному стало  очень легко!

***

Жила-была шарик Китти. Она жила в магазине вместе с другими такими же шариками — мамой, папой, братом и бабушкой. Каждый из них был особенным шариком. Кто-то розовым, кто-то зеленым, а кто-то вообще разноцветным. Они любили вместе проводить время: гуляли, играли, смотрели мультики.

И вот, однажды, пришло время и шарик Китти купили. Китти обрадовалась, потому что ей мама и папа рассказывали, как хорошо быть купленным. Можно много всего посмотреть, подружиться с другими такими же шариками, научиться интересному.

Человек принес Китти к себе домой, где все было ново и незнакомо. Там были и другие шарики. Они начали играть с Китти, разговаривать, рисовать. Стало очень весело. Но вдруг подошел человек и захотел надуть шарик Китти. Он поднес ее к губам и стал сильно-сильно дуть.

Китти сразу подумала «А вдруг он слишком сильно меня надует и я лопну?». Она очень испугалась и напряглась. Китти будто окаменела. Она начала дрожать. Человек не смог ее надуть, очень расстроился и отложил в сторону.

Китти посмотрела на остальных своих друзей-шариков, которые уже весело играли под потолком, и ей стало очень грустно, что она не с ними. Но она не знала, что делать.

Но тут подошел другой человек, который сразу понравился Китти. Он аккуратно взял ее и стал надувать очень медленно: сделал глубокий вдох и медленно выпустил его в шарик.

Потом еще раз — вдохнул воздух и медленно выдохнул. И так много раз. Китти понравилась такая игра и она не заметила, как надулась. Теперь Китти смелый шарик.

Она знает, что ей необходимо расслабиться и сделать глубокий вдох и медленный выдох, и тогда все получиться!

P.s. сочинить ребенку сказку о том, что живет у нас попа в которой есть дверца, которая открывается всегда, когда кака в нее стучится. Стучится кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить.

Но если дверь долго не открывается, то она обижается и ложится поперек двери, чтобы не опоздать, если вдруг дверь откроется сама. Правда кака несколько глупа: не видя, что дверь открылась, сразу старается в нее выйти.

А как выйти, если ты поперек двери лежишь, а повернуться догадаться не можешь. Можно даже поиграть с ребенком в то, как легко из двери выйти и как это сложно выходить, когда поперек лежишь. Только найдите для такой игры дверь по уже.

Поняв, что попа и кака совсем запутались, хозяин попы должен помочь им с помощью свечки, которая подскажет каке, что надо перевернуться». 

японский мультик https://www.youtube.com/watch?v=LVvOClYJjoQ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector