- Календарь развития ребенка от 1 до 2 месяцев
- Календарь развития ребенка от 2 до 3 месяцев
- Календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев
- Календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев
- Календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев
- Календарь развития ребенка от 6 до 7 месяцев
- Календарь развития ребенка от 7 до 8 месяцев
- Календарь развития ребенка от 8 до 9 месяцев
Много важных испытаний уже преодолел растущий человечек. Что же принесет ему десятый месяц жизни?
В возрасте девяти месяцев малыш хорошенечко закрепит ранее полученные навыки, будет совершенствовать недавно освоенное, и конечно же, пополнять багаж накопленных знаний.
Теперь, большинство попыток увенчаются успехом, так как психомоторное, физическое развитие уже позволяют получить долгожданный практический опыт.
У некоторых деток только начинается подготовка к самостоятельному хождению, а некоторые, уже совершат первые шажочки в интервале 9-10 месячного возраста.
Девятимесячный ребенок начинает усиленно запасаться арсеналом наиболее важных умений, перед открывающейся дверью в мир самостоятельности. Он менее раздражителен, так как у него все чаще получается осуществить задуманное, получить желаемое.
Что умеет малыш девяти месяцев?
Необходимо помнить о том, что успехи ребенка определяются не только возможностями организма (его тела), но и настоящим, взрослым стремлением «победить», титаническими усилиями и силой воли.
Так, как папа с мамой видят ребенка каждый день (час, минуту), им достаточно сложно уловить условные переходы от одного возраста к другому (помесячно), и соответственно, оценить существующие «нормативы» — показатели, свидетельствующие о хорошем развитии малыша. Остановимся на последних подробнее.
Девятимесячный младенец: |
· самостоятельно садится, находится в положении сидя около 10-15 минут; |
· в положении сидя может тянуться, брать рукой игрушку; |
· встает держась за опору, делает несколько мелких шагов; |
· держась за спинку стульчика передвигает его и совершает шаги; |
· уверенно ползает по-пластунски, не всегда или недолго – на четвереньках; |
· совершает много прицельных движений: двумя пальцами берет мелкие предметы, старается детально изучить, ощупать их; |
· крепко держит все, что попало в его сильные пальцы, с трудом разжимает их (нервничает, если пытаются изъять из ладони предмет). |
У девятимесячного малыша продолжают резаться зубки.
Иногда, этот процесс сопровождается умеренным дискомфортом (малыш капризен, чешет десну, тянет игрушки в рот), а порой, вызывает выраженное беспокойство. Незрелый организм еще не в силах реагировать на болевой синдром, как временное явление, которое надо перетерпеть: иммунная система дает сбой, и в тот период присоединяются инфекционные заболевания.
То есть, повышение температуры и послабление стула – не всегда общая реакция на беспокойство. Это может быть параллельно текущая вирусная инфекция.
В любом случае, не стоит допускать высоких цифр температуры (использовать жаропонижающие), а также, не пренебрегать обезболивающими (местного действия, при необходимости – общего).
Если педиатр говорит о наличии ОРВИ, необходимо параллельно начать рекомендованное лечение, не забывая об интенсивном отпаивании (наводнении) ребенка, проветривании комнаты, увлажнении воздуха в комнате крохи.
Некоторые особенности развития малыша 9 месяцев
Предоставленный ранее перечень, указывающий на уровень развития ребенка, не отображает в полной мере масштабы изменений в психоэмоциональном и физическом состоянии младенца. Все они важны, и не должны остаться незамеченными, недооцененными мамой и папой. О чем же идет речь?
Моторика |
Лежа на спине ребенок легко запрокидывает ноги к голове, захватывая их ручками, тянет стопы в рот. Легко переворачивается во всех направлениях, самостоятельно переходит в положение сидя. Сидит без поддержки, держит спину ровно, уверенно сохраняет равновесие. Может поворачиваться вокруг своей оси, немного продвигаться вперед. |
Теперь кроха начинает ползать «на карачках». Хватаясь за кроватку или другую мебель, становится на ножки, один за одним совершает мелкие шаги. На несколько секунд задерживается в положении стоя без поддержки. Пытается сделать шаг, но попытка завершается мягким приземлением на попу. |
В истории эволюции, возможность противопоставлять большой палец указательному, являлся одним из примеров величайшего прогресса в развитии. Теперь первобытный человек смог осваивать использование более удобных орудий труда, начать обучаться примитивному письму. |
Для развития ребенка 9 месяцев этот навык также, несомненно, играет важнейшую роль. Он более уверенно держится за опору, тем самым открывая для себя новые возможности познания, обеспечивая безопасность при выполнении непростых движений. Крепко держит в ручке игрушку, чашку, пустышку. Это означает, что малыш способен адаптироваться к боле самостоятельному существованию, перестав привлекать маму по малейшему поводу. |
Одним словом, уже с 9 месяцев начинается новый этап, на котором ребенок учится многое делать без помощи папы и мамы, а родители, в свою очередь, воздерживаться от лишнего вмешательства и опеки, но в то же время, не теряют бдительности, активно страхуют малыша. |
Развитие речи и социальный контакт |
Из уст девятимесячного ребенка можно услышать много новых звукосочетаний. Прежние дада, мама, папа, тата украшаются яркими интонациями, порой, слова звучат осознанно, применяются по отношению к определенному объекту. |
Услышав свое имя ребенок оживляется, поворачивает голову, улыбается, может восторженно вскрикнуть. Эмоции крохи открыты и непосредственны: он не скрывает ни радости, ни злости, ни обиды. Если смеется, то искренне и громко, если плачет – от души, на всю мощь. |
Умеет привлечь внимание к себе, затем указать пальчиком на то, что конкретно интересует. Внимательность, присущая жаждущему новых впечатлений малышу, позволяет запомнить, что красивый апельсин спрятали в холодильник, а пупырчатую расческу – в шкаф. Кроха настойчиво будет показывать на дверцу, требуя достать предмет, которым игрался ранее. |
Некоторые дети понимают и отвечают на просьбы: «дай», «на», пытаются качать головой: «нет», «да». Начинают понимать значение фраз: «Иди сюда», «Туда нельзя», «Смотри сюда» и т.п. Одним словом, развитие ребенка 9 месяцев позволяет ему активно взаимодействовать со взрослыми. |
Оптимальные условия для развития ребенка 9 месяцев
Не зря во всем мире столько внимания уделяется понятию режима.
Что дает ребенку режим: «дозированное» чередование бодрствования и отдыха? Организму тяжело контролировать неведанные ранее нагрузки: физические, психоэмоциональные, потоки шума и поступающей информации.
Понимание того, что сейчас будет прием пищи, сейчас сон, а сейчас активная прогулка, дает ему возможность как бы настроиться на правильную волну.
Так, пищеварительная система начинает вырабатывать ферменты во время и перед едой; перед сном, центральная нервная система постепенно подавляет импульсы возбуждения, а во время прогулки – у малыша максимально концентрируется внимание и сосредоточенность. Если все привычные занятия делать в разное время – организм не будет готов к ним, и все необходимые процессы будут требовать больших усилий и затрат энергии.
Также, помимо режима, важны собственно условия, в которых пребывает ребенок. От них зависит его комфорт, и соответственно, возможности организма. Как бы не старались заботливые папа и мама, некоторые аспекты порой остаются упущенными. Еще раз поставим ударение на важном.
Кормление |
К привычным кормлением грудью, в режим входят 2-3 «взрослых» кормления. Если ребенку еще тяжело принимать такие изменения, спешить не стоит. Любые новшества в пищевом рационе необходимо вводить постепенно, «закрепляя» их несколькими днями повторений. |
Для интенсивного развития ребенка в 9 месяцев уже недостаточно одного молока, потому, введение пищевых продуктов соответствующих возрастным потребностям является обязательным. Кормления грудью/смесью остаются на вторую половину дня. |
Отдых |
Девятимесячный ребенок днем спит два раза по полтора-два часа. Ночной сон составляет примерно 10 часов. Согласно прежнему режиму, просыпается на кормление ночью, хотя больше не из чувства голода а из-за потребности в тактильном контакте. |
Организм должен полностью восстановиться после насыщенного событиями дня. Для этого должны создаваться определенные условия: |
o тишина; |
o приглушенный свет; |
o температура в пределах 20-22°С; |
o комфортная одежда; |
o оптимальная влажность воздуха (не ниже 50%). |
Перед сном необходимо проветрить комнату в течении получаса-часа. Важно следить за тем, чтобы в помещении не было сквозняков. |
Если не обеспечить малышу качественный сон, он проснется расстроенным и капризным. Грядущий день не будет для него интересным и познавательным, как в случае с продуктивным отдыхом. |
Прогулки и профилактика инфекционных заболеваний |
Ежедневно на прогулки должно уходить от полутора до четырех часов в день. Если позволяют условия гулять можно дольше. Единственное, не стоит радикально менять режим дня малыша из-за внеплановых прогулок. Всего парочка отхождений от привычных режимных моментов и малыш полноценно переключится на более свободные, непривязанные ко времени условия. |
Те самые внеплановые прогулки уместны в случае, если страдает самочувствие малыша, тогда свежий воздух служит неким переключением внимания, успокоительной пилюлей. |
Парковая зона, или двор частного дома – идеальная местность для прогулок с ребенком. Тень деревьев задерживает прямые солнечные лучи, что в этом возрасте как нельзя кстати. Если таких условий нет – прячем ребенка от прямых солнечных лучей навескиком коляски, избегаем места скопления народа. |
Условная изоляция во время прогулок является профилактикой инфекционных заболеваний. Дополнительным мероприятием, предотвращающим активность патогенной флоры является ежедневное протирание/увлажнение носовых ходов специальным солевым раствором (особенно в холодное время года), и контроль влажности воздуха в детской комнате. Оптимальный уровень – 50-70%. Если нет возможности приобрести увлажнитель воздуха, можно на ночь положить на батарею мокрое полотенце – маленькая полезная хитрость. |
Развивающие игры и массаж |
Развивающийся малыш 9 месяцев продолжает активно познавать мир. Путем игры информация осваивается быстрее, проще и в удовольствие. |
Кроха часто использует нестандартные подходы, пытаясь получить желаемое. К примеру, бросает игрушку в дверной проем, чтобы позвать маму. Или пытается встать на крупную игрушку, чтобы дотянуться желанному объекту. То, что шар не будет лежать на другом шаре, а кубик – котиться, познает опытным путем. Ударяя игрушку о другие игрушки, понимает, что звучание будет разным. Именно эти, на первый взгляд незначительные особенности, помогают понять какие игры и новые игрушки уместны для дальнейшего рационального развития ребенка. |
Малыш по-прежнему все пробует «на зуб», потому предметы, которые даются крохе, должны быть чистыми и безопасными (исключить наличие токсичных красителей, травмоопасных элементов). Если игрушки нельзя обдать кипятком, необходимо их тщательно вымыть под проточной водой. |
Ребенок начинает подолгу играть без участия взрослых. Небольшая пирамидка, кубики, неваляшки и погремушки разных размеров, форм и звучания – лучший ассортимент для этого возраста. Развивающий коврик также остается актуальным: теперь младенец более сознательно рассматривает, трогает составляющие коврика, изучает картинки на нем. |
Несложная гимнастика для глаз и слуха будет отличным помощникам для развивающихся анализаторов. Если это не выполнение конкретных рекомендаций специалистов, достаточно просто тренировать умение младенца реагировать на разные звуки, следить за движущимся предметом. |
Для того, чтобы появился стимул ползти – достаточно положить яркую игрушку на расстоянии метра-полутора. Следуя цели, кроха сможет проползти гораздо дальше (родители могут незаметно отодвигать предмет). |
Легкий массаж стимулирует кровообращение и расслабление мышц. Поглаживание, растирание, пощипывание верхних, нижних конечностей и спинки – самое то. Для животика применяем мягкие круговые движения ребром ладони. Направление – по часовой стрелке. |
Что должно насторожить родителей ребенка 9 месяцев?
Конечно же, все дети имеют свои особенности, и нет универсальной таблички для каждого малыша такого-то возраста. Но, существуют отхождения от привычных показателей, которые должны насторожить родителей. Возможно, беспокойство окажется ложным, но пусть это озвучит детский врач.
Родителям стоит обратиться к педиатру, если ребенок девяти месяцев: |
· не садится самостоятельно; |
· в положении сидя плохо держит равновесие; |
· не может ползти вперед; |
· не пытается самостоятельно держать чашку; |
· не стягивает шапочку с головы; |
· не заинтересовывается игрой; |
· проявляет очень скудные эмоции; |
· одинаково реагирует на близких и чужих людей. |
Вполне вероятно, что что каждый из указанных показателей через несколько недель придет в норму. Помочь ребенку могут несложные упражнения и занятия, о которых просто надо узнать своевременно. Нехитрые манипуляции способны предупредить серьезные отклонения в развитии в ближайшем и отдаленном будущем.
https://www.youtube.com/watch?v=uUxrTfzVZyg
Наверняка каждая мама хоть раз задумалась о том, почему львиную дол внимания, на всяческих обучающих курсах «для мам» уделяют именно первому году жизни ребенка. Все просто – это самый важный период.
Это старт, первая «стометровка», от результатов которой зависят дальнейшие успехи на грядущей, непроторенной дороге.
Конечно же, с каждым годом малыш будет «идти» все медленнее, ведь теперь он понимает, что от спешки его успехи никак не зависят!
Какова роль родителей? Быть надежными помощниками, партнерами своего чада, быть поддержкой и страховкой, безвозмездно дарить любовь и заботу. Ни в этом ли смысл материнства и отцовства?
- Материал подготовила
- Врач-неонатолог
- Скавинская В.
Нормы нервно-психического развития
ГКУЗ Дом ребенка № 1.
Оценка НПР проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз — зрительный анализаторАс — слуховой анализатор Э — эмоции Др — движения руки и действия с предметамиДо — движения общиеРп — речевое понимание Ра — речевая активностьН — навыкиС — сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. |
Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | |
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. |
Ас | Успокаивается при сильном звуке. | |
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. |
Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | |
Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | |
До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | |
Ра | Произносит отдельные звуки. | |
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. |
Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | |
Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | |
До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | |
Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | |
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. |
Э | Комплекс «оживления» в ответ на игрушки. | |
До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | |
Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | |
4 месяца | Аз | Узнаёт мать, радуется. |
Ас | Находит глазами невидимый источник звука. | |
Э | Громко смеётся в ответ на общение. | |
ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. | |
Ра | Гулит. | |
Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. | |
5 месяцев | Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). |
Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. | |
Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. | |
Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | |
До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | |
Ра | Подолгу певуче гулит. | |
Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. | |
6 месяцев | Ас | По — разному реагирует на своё и чужое имя. |
ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. | |
До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. | |
Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. | |
Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. | |
7 месяцев | Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. |
До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). | |
Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. | |
Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. | |
Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | |
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | |
До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | |
Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | |
Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | |
Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | |
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. |
Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | |
ДР | С предметами действует по — разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | |
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | |
Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя — оборачивается на зов. | |
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | |
Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | |
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | |
До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | |
Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | |
Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | |
Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | |
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. |
ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | |
До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | |
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | |
Ра | Произносит первые слова — обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | |
Н | Умение и навыки закрепляются. | |
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме — кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. |
Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | |
Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | |
До | Ходит самостоятельно. | |
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | |
Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | |
Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | |
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. |
Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | |
До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | |
Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | |
Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | |
Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | |
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику — кубик/. |
Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | |
До | Движения более координированные — перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | |
Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | |
Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | |
Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | |
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). |
До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | |
Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | |
Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | |
Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | |
Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | |
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. |
До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | |
Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | |
Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | |
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | |
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | |
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | |
Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | |
Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | |
Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | |
3 года | С | Называет 4 основных цвета. |
До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | |
Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | |
Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | |
Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | |
4 года | Мышление, речь. | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. |
Моторика. | Умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперёд. Всегда или иногда сам застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | |
Внимание и память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | |
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | |
Психика | Без отклонений. | |
5 лет | Мышление | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. |
Моторика | Умеет прыгать на месте на одной ноге и подвигаться вперёд. Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда. | |
Внимание память | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно. | |
Социальные контакты. | Умеет играть с другими детьми и, соблюдая правила игры. | |
Психика | Без отклонений. |
- Оценка НПР детей раннего возраста.
- Группы риска детей по нервно — психическому развитию:
- Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
- Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
- Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
- Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
- а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
- б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
- в) дети с дисгармоничным развитием — с опережением на разные эпикризные
- сроки по одному или нескольким показателям.
- П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
- 1-я степень — по 1-2 показателям.
- 2-я степень — по 3-4 показателям.
- 3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
- 1-я степень — по 1-2 показателям.
- 2-я степень — по 3-4 показателям.
- 3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
- IV группа:
- 1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
- 1-я степень — по 1-2 показателям.
- 2-я степень — по 3-4 показателям.
- 3-я степень — по 5-7 показателям,
- 2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
- V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
- 1-я степень — по 1-2 показателям.
- 2-я степень — по 3-4 показателям.
- 3-я степень — по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
- Категория: Будущим родителям.
- Печать E-mail
Развитие ребенка в 9 месяцев
В этот период важно найти баланс между тем, что малышу хочется, и тем, что можно.
В 9 месяцев ребенок начинает использовать игры в общении со взрослыми. Это способствует развитию речи.
Как настоящий ученый, малыш изучает свойства вещей и получает представление о форме (одни предметы катятся, другие нет), текстуре (одни предметы шершавые, другие гладкие) и размере (одни предметы можно вкладывать в другие).
Твой ребенок начинает также понимать, что одни предметы съедобные, а другие нет. Чтобы убедиться в этом, он по-прежнему тащит в рот все подряд, так что будь внимательна! Убери из пределов его досягаемости острые, хрупкие и мелкие предметы.
Овладение речью находится в тесной взаимосвязи с общим развитием ребёнка. Дети, физически ослабленные, часто страдающие инфекционными заболеваниями, отстают в речевом развитии.
Как это ни парадоксально, сильно влияют на речевое развитие желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание коры головного мозга ребенка.
Таким образом, полноценное питание детей 9 месяцев является основой гармоничного развития малышей.
Что должен уметь делать 9-месячный малыш
Поразительно, с каким упорством и настойчивостью малыш тянется ко всему новому. Если он чего-то захочет, то непременно даст тебе знать!
Согласно календарю развития, в 9 месяцев малыш уже должен уметь:
- Держать маленькие предметы большим и указательным пальчиками.
Чтобы помочь ребенку расширить кругозор, постарайся привносить что-нибудь новое в знакомые предметы. Если малышу надоело возиться с коробкой из-под овсянки, привлеки его интерес, привязав к ней веревку, чтобы коробку можно было тянуть как игрушку.
Подобные мелочи помогут твоему малышу обращать внимание на изменения предметов. На этом этапе ребенок без устали роняет, катает, бросает предметы, размахивает ими, чтобы посмотреть, что произойдет.
Со стороны это может показаться случайными движениями, но на самом деле таким способом ребенок познает мир.
- Усвоить так называемый «щипковый захват».
Он уже умеет хватать предметы с помощью большого и указательного пальцев. Это очень важный навык, ведь именно эти пальчики будут потом держать ручку и учиться писать.
Так что обязательно похвали кроху, когда ему удастся взять таким образом мелкий предмет. Схватив мелкий мусор с пола, он наверняка попытается засунуть его в рот и будет сопротивляться, если ты не позволишь ему это сделать.
Поиграй с ним, посмейся, но твой запрет должен быть твердым.
- Видеть разницу между «можно» и «нельзя»
Ребенок снова экспериментирует с причиной и следствием, осваивает правила «можно» и «нельзя».
Как развивать детей в 9 месяцев
Игры с ребенком в 9 месяцев – отличный способ развивать малыша и физически, и интеллектуально. Веселая забава — позволить крохе поползать по тебе. Оба вы получите удовольствие от взаимного контакта, а ребенок научится координировать движения своего тела.
Сейчас малыш становится все более самостоятельным. Когда ты готовишь обед или заполняешь счета, твой маленький «ползун» может сидеть на полу рядом с тобой, исследуя окружающую действительность. В девять месяцев твоему карапузу по плечу уже достаточно сложные задачи, например — просовывать стержень в отверстие или класть предметы в коробку и выбрасывать их оттуда.
Что мы любим
Во время купания кроха с удовольствием бьёт ладошкой по воде и брызгается — держи полотенце наготове. Он сталкивает игрушки и шумит так, что слышно соседям. Малыш готов часами слушать детские стишки в нежном исполнении мамы.
Всеобщий любимец
Малыш просто зачаровывает окружающих, и не только близких родственников. Если у вас гости, кроха будет «работать на публику» и ждать восторженных аплодисментов.
Если кто-нибудь встанет на пути малыша или будет мешать ему осуществить задуманное, недовольству его не будет предела. Но ни в коем случае не иди у него на поводу во всём. Ребёнок должен научиться вести себя. Баловать малыша можно, но в меру.
Игры с братьями и сестрами
Теперь твой ребенок действительно наслаждается общением, особенно со старшими братьями и сестрами. Старшие дети могут рассказывать малышу про животных, объяснять, где они живут, что едят и какие издают звуки. Предложи старшему взять игрушечных животных и говорить за них. Обычно эти игры очень нравятся и большим, и маленьким.
Твои дети могут вместе играть в мяч. Сядь на пол и посади кроху на колени, а твой старший ребенок пусть сядет на некотором расстоянии от вас. Катай мяч от одного ребенка к другому.
Держи ручки малыша в своих, чтобы он мог «поймать» мяч и «покатить» его обратно к сестре или брату. Задачу можно усложнить, взяв второй мяч и катая оба мяча одновременно.
Если мяч укатится в сторону, кроха с удовольствием поползет за ним и прикатит обратно.
Питание ребенка
Сколько должен весить ребенок в девять месяцев? Это зависит от пола малыша. Согласно календарю развития, девочки весят 7,5-9,7 килограммов при росте 67,5-74,1 сантиметра, мальчики – 7,9-10,5 при росте 68,2-75,1 сантиметра.
Совсем скоро твой малыш сможет попробовать кусочки нежной пищи, научится кушать с ложечки самостоятельно и брать кусочки руками. Он активнее выражает эмоции: если ему не нравится еда, он отворачивается и закрывает ротик. Постепенно в рацион ребенка, вместо пюреобразной (гомогенной) пищи приходит мелкоизмельченная.
Питаемся правильно и без ошибок
Когда у ребенка прорезываются зубки
Пожалуй, самым «вещественным» доказательством взросления служит прорезывание зубов у детей. В 9 месяцев у большинства детей уже есть два нижних зубика, а некоторые малыши могут продемонстрировать окружающим великолепную голливудскую улыбку в целых три, а иногда даже четыре зуба. К 10-ти месяцам в распоряжении ребенка уже «арсенал» из нескольких молочных зубов.
Не волнуйся, если дёсны твоего малыша всё ещё остаются гладкими. Это не помешает ему научиться кушать кусочки нежной пищи. Разница в сроках прорезывания зубов зависит от многих факторов: большую роль здесь играет наследственность (поинтересуйся у своей мамы, в каком возрасте у тебя прорезались первые зубы).
Но немаловажным фактором является правильно подобранное детское питание. Во-первых, именно сейчас в деснах закладывается основа постоянных зубов, поэтому рацион ребенка должен быть богат кальцием.
Во-вторых, поскольку зубы малыш ещё не чистит, пища, которую он получает, должна содержать в достаточном количестве клетчатку (клетчатка овощей и фруктов действует на зубы как зубная щетка).
В-третьих, зубкам нужна нагрузка, а значит, еда должна содержать мелкие кусочки овощей, мяса, рыбы или фруктов, чтобы малыш их пережёвывал. После того как твёрдая пища попала в рот, малыш инстинктивно начинает сдвигать её языком к дёснам и жевать ими.
Если не получается дёснами, то он языком сдвигает пищу к имеющимся зубам и пытается жевать ими. Подробнее о том, как происходит развитие ребенка по месяцам, можете узнать на нашем сайте.
«Что должна уметь девочка в 8 месяцев по Комаровскому?» – Яндекс.Кью
Мама с 4-летним стажем. Испытываю неподдельный интерес к спорту, хорошей…
Должна сидеть, ползать хотя бы по-пластунски, вставать у опоры. Также должна уметь переворачиваться на животик и спинку. Если называть знакомые предметы, девочка должна показать на них хотя бы взглядом. Появляется пинцетный захват — берет мелкие предметы двумя пальцами, а не пятерней.
Может начать, но для 8 месяцев это еще необязательно, показывать «пока-пока» и хлопать в ладоши.
Человек широкого круга интересов. Сосиске в тарелке предпочитаю алмазы в небе.
Примерно в полгода. Кто-то раньше, кто-то позже. Родителям важно понимать, что сидение, а потом и стояние — это серьезная нагрузка на позвоночник. И родители не должны форсировать ни сидение, ни стояние, вопреки моде на ускоренное развитие.
Если ребенок сам садится после четырех-пяти месяцев, ему уже можно не препятствовать, но ограничивать время сидения. В шесть месяцев вы уже можете безопасно сами присаживать малыша, начиная с 10 минут и постепенно увеличивая время. Этот период как раз совпадает с рекомендованным началом введения прикорма — вот и убьете одним выстрелом двух зайцев. 🙂
Прочитать ещё 4 ответа
В 9 месяцев ребенок должен уметь уверенно сидеть. При этом он самостоятельно садится, может из этого положения наклоняться и дотягиваться до игрушек. Может стоять возле опоры. Если опора подвижная, например стул, может двигать ее. Некоторые дети могут ползать в этом возрасте, некоторые передвигаются на животе.
Ребенок может осуществлять щипковый захват мелких предметов. Начинает развиваться речь. Ребенок говорит простые слоги, ма-, па-. Может складывать простые слова, знает как его зовут. Понимает простые просьбы: «Дай, иди ко мне». Может выражать свое желание и нежелание что-то делать. Держит чашку, ложку, но кушать ложкой сам в основном не умеет.
Крепко держит предметы в руках, забрать которые бывает достаточно сложно.
Прочитать ещё 3 ответаС огромным удовольствием узнаю новое сама, с еще большим — хочу делиться…
Кто-то считает именно так, но подумайте о том, что малышу на руках родителей очень комфортно.
И, скорее всего, если ребенок не на руках беспокоен, возможно, есть какая-то проблема (незначительная — например, неудобно одета распашонка, или что-то более существенное, например ребенок голоден, у него что-то болит). Ищите причину.
И помните: дети так быстро растут и так милы, пока совсем маленькие, что лишний раз прижать малютку к себе — это большое удовольствие для родителей. И это очень быстро изменится, успевайте все в свое время!
Прочитать ещё 2 ответаЛюблю халву, варенье, сыр. Увлекаюсь компьютерами и всякими новыми и инновационн…
Купание в теплой воде перед сном и кормление — это 95% успеха. Также помогает легкий массаж мышц ребенка, укачивание и легкий, неспешный разговор (песенка).
Родилась в Нижнем Новгороде, волей судьбы оказалась в Москве. Мама двоих детей…
В 10 месяцев уже можно пробовать читать книжки для малышей. Хорошо идут простые стишки, Барто, Маршак и тп.
Книжки должны быть с красивыми четкими картинками — ребенку интересно разглядывать. Показывайте ему героев, называйте четко.
И увидите, скоро он будет Вам их показывать, когда Вы будете просить показать того или иного животного или персонажа.
- Так же можно играть в подвижные игры: зарядка, гимнастика, догонялки.
- Можно ему петь.
- Посмотрите развивающие игрушки на его возраст.
Ребенок в 6 месяцев: основные этапы развития
Полгода — это важная дата для малыша и родителей. Родные уже адаптировались к новой жизни и стали дольше спать по ночам, а малыш заметно подрос. Что умеет ребенок? 6 месяцев — это возраст, когда кроха осваивает новые навыки. Подробнее о физическом и эмоциональном развитии малыша — в статье.
pixabay.com
Внимание! Материал носит лишь ознакомительный характер. Не следует прибегать к описанным в нем методам лечения без предварительной консультации с врачом.
Ребенок 6 месяцев: физическое развитие
Развитие ребенка в 6 месяцев настолько стремительное, что родители не перестают удивляться его новым успехам. Также с крохой стало интереснее проводить время.
Однако многие родители паникуют, что их ребенок отстает в развитии. Предлагаем сравнить физические навыки вашего малыша с общепринятыми критериями. Расскажем, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.
Главные показатели нормального развития такие:
Физические параметры малыша — вот на что в первую очередь обращают внимание педиатры. Очень важно ежемесячно измерять ребенка и отмечать положительную динамику.
Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев? ВООЗ утверждает, что в полгода показатели должны колебаться в таких пределах:
- вес ребенка в 6 месяцев: 6–9 кг — мальчики, 6–8 кг — девочки;
- рост ребенка в 6 месяцев: 63–71 см — мальчики, 61–70 см — девочки.
Если отклонения от нормы не значительные, это не повод для паники. Однако когда разница между нормой и вашими показателями пугает, обратитесь к врачу.
Шестимесячный ребенок умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. Если он до сих пор этого не делает, скорее всего, понадобится помощь массажиста.
Обычно к полугодичному юбилею малыш уже начинает осваивать навык сидения. Хотя, возможно, у него это получается не совсем уверенно. С поддержкой 6-месячный ребенок уже может просидеть несколько минут.
free-images.com
Если кроха еще не садится, не делайте это насильно, иначе могут возникнуть проблемы со здоровьем. Лучше подождите, пока малыш освоит навык самостоятельно.
Вслед за сидением или перед ним малыши осваивают ползание. Пока они делают это только лежа на животе. Кроха может отталкиваться руками и ногами, вертеться на месте, пятиться назад или дотягиваться до игрушки.
Также ребенок в 6 месяцев становится активнее: уверенно держит погремушки в руках, может отталкиваться от взрослых и подражать их движениям. Также при поддержке под мышки малыш уверенно опирается стопами на твердую поверхность.
В этом возрасте многие дети переходят на двухразовый сон. Ночью они по-прежнему просыпаются, чтобы перекусить.
free-images.com
Полгода — это время для введения прикорма. Постепенно добавляйте в рацион ребенка гипоаллергенные овощи или безмолочные каши.
Не забывайте развивать физические умения малыша. Покажите ему, как нужно ползать, сидеть, держать ложку — кроха с удовольствием будет за вами повторять.
: Ребенок 1 месяц: развитие, режим, уход
Ребенок 6 месяцев: познавательно-эмоциональное развитие
Психическое и эмоциональное развитие ребенка не менее важно, чем физическое. Поэтому обязательно уделяйте время и этому аспекту.
Конечно же, малыш 6 месяцев от роду не может разговаривать и запоминать стихи. Однако некоторые навыки он все же проявляет.
Расскажем, что умеет ребенок в 6 месяцев в психоэмоциональном и познавательном плане:
Кроха уже отличает лица близких людей и тех, которых часто видит, от незнакомых. В зависимости от этого, ребенок проявляется эмоции: радуется и улыбается, если к нему подходят родные, пугается и плачет, если его возьмут другие.
Некоторые дети совсем не боятся незнакомцев. Сначала они могут замереть, внимательно рассматривать человека, однако при этом не плакать и через некоторое время пойти к нему на руки.
- Выражает эмоции не только плачем.
Если раньше о чувствах крохи можно было узнать только по плачу, то теперь все немного поменялось. Ребенок уже умеет выражать эмоции и не стесняется их проявлять. Так, на личике можно прочитать обиду, гнев или радость. Кроха часто улыбается и смеется, если ему что-то нравится.
free-images.com
Малыша может поставить в тупик трудновыполнимая задача. Он все еще боится громких звуков: обязательно учитывайте этот факт и приучайте к шуму постепенно.
- Проявляет интерес к игрушкам.
В шестимесячном возрасте малыш активно интересуется игрушками. Ему нравятся пирамидки и кубики, погремушки и шелестящие предметы. Теперь кроха может перекладывать игрушку из одной руки в другую.
В полугодичном возрасте часто режутся зубы, поэтому ребенок тянет все в рот и пробует на вкус. Также малышу интересно следить за перемещениями игрушки, дотягиваться до нее, переворачиваться на живот и искать любимый предмет под покрывалом.
Малыш стремится развивать речевые навыки: гуление превращается в активный лепет. Ребенок прислушивается к голосу взрослых, пытается имитировать некоторые звуки, повторять интонацию. Иногда в речи малыша могут возникать слоги, однако в основном она еще состоит из гласных. Важно, чтобы ребенок при гулении менял интонацию, силу звука и высоту тона.
Еще один немаловажный аспект: малыш должен понимать обращенную к нему речь. Например, поворачивать голову, если вы его зовете, реагировать на слово ку-ку, когда играете в прятки.
Шестимесячный ребенок очень забавный, поэтому за ним интересно наблюдать. Однако важно развивать и взаимодействие с взрослыми. Обязательно разговаривайте с крохой, рассказывайте ему об окружающем мире. В этом возрасте уделите особое внимание стихам и сказкам. Если будете читать их выразительно, малыш с удовольствием будет слушать и смеяться.
free-images.com
В 6 месяцев ребенок уже многое умеет, однако не зацикливайтесь на раннем развитии малыша. Все дети индивидуальны, поэтому не могут полностью соответствовать заявленным параметрам. Например, очень многие вначале ползут, а затем сидят или не ползают вообще. Не увлекайтесь сравниванием своего ребенка с остальными и будьте здоровы!
Ребенок в 9 месяцев: календарь развития
кандидат медицинских наук Анна Ивановна Тихомирова
Рецензент: кандидат медицинских наук, профессор Иван Георгиевич Максаков