Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

В 19 месяцев ребенок окончательно превращается в настоящую личность со своими характером, темпераментом и желаниями.

Он может отказываться делать то, что просят родители, и настоятельно требовать выполнения своих потребностей. Кроха становится активным. Иногда, даже слишком. Он не может остановиться в познания мира.

За этим очень интересно наблюдать. Но иногда такое поведение может привести к травмам. И тут родителям надо быть начеку.

Малыш уже очень многое умеет и хочет делать все сам, без помощи родителей. Но у него не всегда это получается. Именно поэтому ему нужны родители, которые помогут закрепить уже приобретенные навыки и научиться новым.

 Для развития ребенка в 1 год и 7 месяцев надо использовать его любимое занятие – подражание. Благодаря ему можно постепенно приучить кроху к помощи в бытовых делах, хорошим манерам и правильной речи.

 Кроме этого, надо предлагать карапузу и подвижные игры, поскольку он очень активен и постоянно хочет узнавать что-то новое.

Развитие ребенка в год и 7 месяцев

У ребенка в год и 7 месяцев уже есть много навыков и умений.  Но ему предстоит научиться еще больше. У малыша уже проявляется характер и темперамент. Он становится более самостоятельным и хочет делать все без родительской помощи.

 В год и семь месяцев дети очень активные. Они постоянно бегают и резвятся. При этом часто их трудно уложить поспать. Им слишком интересно то, что происходит вокруг.

А сидение в кресле становится для них невыносимым, хотя самостоятельно выходить целый день они пока не могут.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

При этом у них появляются новые знания. Они точно знают, что некоторые вещи в доме трогать нельзя, но не всегда слушаются. Детки становятся ревнивыми и очень протестуют против появления у родителей на руках какого-то другого малыша.  А когда мама уходит, они впадают в отчаяние и плачут.

В основе развития ребенка в 19 месяцев лежит подражание. Крохи в этом возрасте постоянно копируют взрослых и пытаются быть как они. Это баловство и стоит использовать для того, чтобы развивать новые умения малыша.

К примеру, можно его попросить помочь со складыванием игрушек или сортировкой носков. К отличным детским развивающим играм в этом возрасте относятся мозаика и конструктор.

Крохе очень нравится находить и соединять разные детали.

Не забывайте, что для полноценного развития малышу надо придерживаться четкого распорядка дня, который включает в себя еду, сон, прогулки, игры и обязательно развивающие упражнения. Питание крохи надо тщательно продумывать, поскольку оно должно быть сбалансированным. В основе рациона – белки животного происхождения.

Ребенок начинает формировать предпочтения в еде и уже знает, что ему нравится, а что нет. Корректировать рацион надо в соответствии с предпочтениями малыша.

Физическое

Физические показатели детей в год и 7 месяцев в среднем такие: девочки весят 11,2 кг при росте 81 см, мальчики – 11,5 при росте 84 см. Но у некоторых детей данные могут быть другими и это тоже нормально. Дети в этом возрасте очень активны, постоянно резвятся, бегают и балуются. В то же время они становятся самостоятельнее. Им уже не требуется помощь в доставании игрушки со стола.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Карапузы становятся осторожнее, и снижается риск того, что стягивая игрушку с высокой поверхности, они опрокинут и рядом стоящие вещи. Координация малышей становится намного лучше. Дети умеют строить башни из кубиков и не рушить их.  Крохе удается довольно хорошо ходить и танцевать. Правда, бегать он продолжает с широко расставленными коленями, невысоко поднимая ноги.

Умственное

У детей начинает развиваться абстрактное мышление. Они умеют и любят притворяться и воображать что-то. Карапуз уже осознает абсурдность некоторых ситуаций, замечает противоречия и может рассмеяться из-за них. К примеру, если ногу назвать рукой, он поймет, что это шутка.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Он очень активно учится и повторяет различные эксперименты. Это даже не всегда может быть игра. Малыш пристально и сосредоточено наблюдает за родителями и имитирует их поведение. У детей в этом возрасте хорошо работает память: он легко запоминает стишки и песенки. Ему достаточно для этого нескольких повторений.

Социальное

Ребенок в 1,7 любит компании. Ему просто необходимо общаться со своими сверстниками. И хотя он все еще нуждается в постоянном контакте с родителями, больше интереса он проявляет к игре с другими карапузами. Иногда дети в этом возрасте могут проявлять агрессию, гнев и недовольство.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Не удивляйтесь, если ваш ребенок дерется, кусается или кричит – это все в пределах нормы. Он просто не умеет по-другому показывать свое негодование и не имеет самоконтроля.

Не поощряйте такое поведение или даже просто не обращайте на него внимания, пока кроха не успокоится. Хотя объяснить малышу, что так делать нельзя, все же нужно. Но не кричите на него, всегда можно поговорить с карапузом спокойно.

Речь

В 1,7 малыш уже много говорит. Хотя и не всегда понятно. Он умеет конструировать простые фразы из двух-трех слов. Больше общайтесь с чадом. Даже если он занят чем-то другим.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Все сказанное вами отложится у него в подсознании и сформирует пассивный словарный запас. Дети понимают просьбы взрослых и знают слова-запреты. Хотя не всегда на них реагируют.

Психика ребенка в 19 месяцев

Дети в этом возрасте уже имеют и осознают свои потребности, желания и запросы. Они превращаются в полноценного человека. Если кроха что-то захочет, он непременно начнет требовать это. Однако родители не всегда способны понять, чего хочет их чадо, поэтому могут возникнуть проблемы.

Родителям надо научиться интуитивно понимать кроху и устранять то, что может его тревожить. Будьте готовы к тому, что на ваши замечания малыш ответит агрессией или гневом. Часто в 19 месяцев дети боятся темноты и пугаются непонятных звуков и шорохов.

Что умеет делать

Карапуз продолжает активно развиваться и приобретать новые навыки. При этом у каждого малыша набор умений разный и зависит от того, что больше развивали родители до этого. При этом все же существует определенный набор навыков, без которых в 1,7 карапуз просто не может.

Вот небольшой перечень того, что должен уметь ребенок в этом возрасте:

  • называть свое имя;
  • узнавать себя в зеркале;
  • понимать, когда ему разрешают, а когда запрещают;
  • ходить без помощи, и даже бегать, дети в этом возрасте могут при надобности подниматься по лестнице;
  • переступать препятствия;
  • пытаться одеваться;
  • помогать в некоторых бытовых делах.

Игры и игрушки для этого возраста

Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом малыша. Ему будут не интересны слишком детские игрушки, но и с теми, которые предназначены для малышей постарше, он еще не сможет справиться.

 Лучшая игра для детей этого возраста – подражание. Он как никогда активно копирует действия и манеру поведения своих родителей. Воспользуйтесь этим и превратите подражание в игру.

К примеру, попросите помочь убрать носки или рассортировать их по цветам.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Предложите малышу поиграться с мозаикой, пазлами или конструктором. Ему надо будет подбирать и складывать детали по размеру и цвету. Кроха будет в восторге от этого занятия. Также стоит использовать развивающие наборы, например, Маленький музыкант.

Не забывайте про подвижные игры. Побегайте с карапузом во время прогулки или поиграйте с ним в прятки. Физические нагрузки помогут вашему чаду тренировать мышцы и совершенствовать уже приобретенные умения.

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игрыИнфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

  • Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.
  • Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.
  • Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.
  • Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Составляя рацион малышу, помните, что основу его питания должны составлять белки животного происхождения.

Сон и режим дня

Кроха должен жить по режиму. Его должны составлять взрослые, но с учетом особенностей своего чада. В распорядке надо по часам распланировать каждое действие малыша. Вы должны выделить время для еды, сна, игр, развивающих занятий, прогулок и гигиенических процедур.

Спать малыш должен ночью от 10 до 11 часов беспробудным сном. Днем укладывайте кроху один раз на несколько часов. Делайте это, даже если карапуз утверждает, что не устал. Пускай хотя бы просто полежит.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игрыИнфографика режима дня

Несколько дней без дневного сна — и малыш станет капризным, нервным и агрессивным. Если ребенок плохо спит ночью, то попробуйте позже его укладывать или обеспечивайте больше активности на свежем воздухе.

Безопасность

Малыш в 19 месяцев очень активно ходит и бегает, поэтому возрастает риск получения травм. К тому же ребенок уже может ходить по лестнице и забираться в различные места. Он просто не может оценить, какая опасность может его поджидать, а значит, не может от нее обезопасится. Постоянно присматривайте за крохой и при надобности страхуйте от травм.

Будьте осторожны и в ванной комнате во время купания. Лучше повытаскивать все электроприборы из розеток. И не допускайте малыша с такими предметами к ванной.

 На кухне рекомендуют всю горячую посуду ставить ручками назад, чтобы карапуз не схватился за них. Ничего, что может ударить, поранить или разбиться, нельзя ставить на краю стола.

 Также ни при каких обстоятельствах не оставляйте ребенка самим возле воды.

Чему нужно научить ребенка

В 1 год и 7 месяцев стоит начать постепенно приучать малыша к горшку. Нельзя делать этого насильно. Все должно проходить в форме игры. Объясните ему, зачем надо уметь это делать, познакомьте с унитазом.

Приучайте ребенка следить за собой: умываться, мыть руки и чистить зубы. Научите кроху играм, в которые он может играть с другими детьми. Помогайте малышу совершенствовать свой словарный запас, постоянно общаясь с ним. Постоянно называйте ему разные цвета и указывайте на них. Учите его помогать вам в быту.

Читайте также:  Детская комната в стиле лофт для мальчика-подростка или девочки: фото интерьера

Несколько советов для родителей

Постоянно занимайтесь своим малышом. Не думайте, что, если он самостоятельно может играться игрушками, то можно пустить его развитие на самотек. Не кричите и не бейте ребенка.

Но наказывайте его за ошибки: оставьте на какое-то время без игрушек или запретите смотреть любимый мультик. Как правило, дети очень быстро понимают правила поведения и в следующий раз надо просто напомнить им последствия их поведения.

Однако им нужна и похвала за хорошее поведение.

Просите малыша о помощи. Во-первых, ему это понравится, а во-вторых, это приучит его помогать.

Давайте карапузу возможность проявлять самостоятельность и разрешайте ему больше ходить. Не запрещайте своему чаду копаться в листьях или песке. Поощряйте проявления симпатии чада к другим людям. Пускай он им машет, улыбается, говорит с ними.

Уход за малышом

Чем старше становится карапуз, тем легче за ним ухаживать. В 1,7 малыш меньше ходит в штаны, а некоторые даже довольно хорошо умеют пользоваться горшком. Утром и вечером карапуза надо умыть, почистить ему зубы. В этом возрасте следует закалять кроху.

Гуляйте с ним больше на свежем воздухе, выводите на солнце, обтирайте водой и обливайте. Не забывайте и про гимнастику. Пускай карапуз повторяет за вами элементарные физические упражнения: повороты в стороны, махи руками, прыжки и броски мяча в цель.

Развитие детей от 1 до 2 лет — этапы развития малыша от года до двух лет

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками. 

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

  • Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
  • Физические навыки
  • Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение — повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки — пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь. 

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло — чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети — остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой — вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания — ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного — с ним нужно очень много общаться и играть.

Читайте также:  Актовегин при планировании беременности: для чего назначают, как он действует?

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» — «ав-ав»; «машинка» — «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно. 

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов.

Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес.

Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Что нового в развитии ребенка в 1 год и 5 месяцев?

  • Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игрыВ год и 5 месяцев малыш активен, любознателен, стремиться к познанию мира.
  • В этом возрасте он прекрасно координирует движения, ни минуты не сидит на месте, умеет бегать и прыгать.
  • В этот период ребенок уже неплохо владеет своим телом, легко преодолевает препятствия, гораздо реже падает.

В то же время он может часто повторять одни и те же действия, для закрепления результата. И естественно, в этом возрасте ребенок доставляет гораздо больше беспокойства, чем в период ползанья.

Физические параметры в год и пять месяцев

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игрыВес ребенка в этот период составляет 8,5 – 12 кг. Это только примерные цифры.

  1. Не стоит переживать, если вес немного отклоняется в большую или меньшую сторону.
  2. Если все другие параметры в норме, то небольшие отклонения допустимы.
  3. Многое зависит от генетики, если родители крупные, то скорей всего и малыш будет таким же.
  4. У худощавых родителей дети также будут мельче своих сверстников.

Показатель роста в этом возрасте обычно равен 76,8 – 73,9 см. Это является нормой. Здесь также возможны незначительные отклонения в зависимости от генетики.

Оптимальный обхват головы составляет 44,7- 48,5 см.

Количество зубов в этот период может колебаться от 8 до 12. Обычно в 1 год и 5 месяцев у ребенка уже есть все нижние и верхние резцы и начинают появляться клыки. Если этого не происходит, не стоит расстраиваться, просто время еще не пришло.

Что умеет делать малыш?

  • Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игрыВ этот возрастной период малыш уже значительно продвинулся в развитии, многое освоил и научился.
  • Он уже умеет уверенно садиться и вставать, бегать, прыгать, бросать мяч и ловить его.
  • Он может подниматься по лестнице, перешагивать через предметы, наклоняться и поворачиваться.
  • Ребенок этого возраста умеет забираться на кресла, стулья, диваны и так же легко слазить вниз.

Он умеют держать равновесие и практически не нуждаются в посторонней помощи при выполнении простых действий. Любимое занятие малыша в этот период – открывание и закрывание шкафов и выбрасывание вещей. Для него это — увлекательная и познавательная игра.

Внимание! В возрасте 1 год и 5 месяцев ребенок очень активен. Почаще играйте с ним в подвижные игры, ежедневно гуляйте, используйте детские предметы передвижения – машины, велосипеды, самокаты.

Кроме того, в этом возрасте малыш умеет:

  • Строить башню из 3-5 кубиков.
  • Определять расположение предметов.
  • Отличать предметы друг от друга, например, показать пальчиком ежика, зайку, домик и т.д.
  • Обобщать предметы.
  • Проситься в туалет.
  • Уверенно держать ложку и чашку.
  • Пить из чашки.
  • Самостоятельно кушать густую пишу, например кашу.

Внимание! Если ребенок не может освоить какой-либо из перечисленных навыков, но активно старается, нет причин для беспокойства. Если же он даже не пытается научиться, то это повод обратиться к специалисту-неврологу.

Особенности психоэмоциональной сферы

  1. Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игрыГод и 5 месяцев – это возраст, когда у ребенка активно начинает проявляться самостоятельность.
  2. Все свои проблемы теперь малыш пытается решать сам и активно протестует, когда взрослые вмешиваются.
  3. Все реже ребенок прибегает к плачу и истерикам, что бы выразить сои чувства.
  4. Все чаще он пытается передать эмоции мимикой, жестами, отдельными словами.
  5. У малыша наблюдается более «взрослое поведение», он становиться более спокойным и послушным.
  6. Однако следует помнить, что нервная система ребенка в этот период еще очень нестабильна, ему трудно переключаться, он устает от впечатлений, ему требуется четкий режим.
  7. В этот период дети любят книжки с яркими картинками, знают любимые сказки, узнают героев, более развитые малыши могут назвать героя сказки, объяснить, что он делает.
  8. Однако к этому возрасту ребенок еще не созрел к полноценному общению со сверстниками он еще не умеет играть с другими детьми, часто конфликтует, не делится игрушками.

Речь

В год и 5 месяцев ребенок еще не разговаривает. Но он пытается произносить слова с одинаковыми слогами: мама, папа, дядя, баба. Иногда он произносит простые предложения, типа: «Дай пить», «Пойдем гулять» и т.д.

Однако уже в этом возрасте малыш уже освоил много речевых навыков.

Он уже умеет:

  • Реагировать на речь, обращенную к нему.
  • Понимать обращенные к нему просьбы и выполнять простые действия.
  • По просьбе взрослых ребенок может показать, где у него ротик, носик, ушки, глазки и т.д.
  • Откликаться на свое имя.
  • Имитировать речь взрослых, копировать интонацию, пытаться разговаривать.
  • Различать имена родных.
  • В этом возрасте желательно играть с ребенком в игры развивающие речь, читать как можно больше книжек, сказок, разучивать песенки и стихи.

Внимание! Если в 1 год и 5 месяцев малыш не пытается разговаривать, не реагирует на речь, обращенную к нему, не называет предметы и не различает их, то его нужно срочно показать специалистам — логопеду и ЛОРу.

Календарь развития ребенка от 1,3 — 1,6 года

На втором году жизни ребенок продолжает активно развиваться.

Если до первого дня рождения все его силы были направлены на освоение базовых навыков, то сейчас малыш стремится к активному взаимодействию, поиску новых открытий и достижений.

А вот закрепление ранее полученных умений происходит автоматически. Развитие ребенка в 1 год 3 месяцев плавно подводит его к новым этапам – очередным ступеням лестницы взросления.

Что умеет ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев

Большинство детей в первом полугодии второго года жизни активно развивают столь долгожданный навык – ходьбу. Несмелые шаги становятся уверенными, медленные движения – практически скоростными, а небольшие расстояния превращаются в километры. Вместо сильной усталости, малыш ощущает удовлетворение от проделанной работы.

Несмотря на то, что каждый ребенок имеет право на индивидуальный режим развития, главные его умения должны вкладываться в перечень навыков, характерных для определенного возраста.

Только так можно судить о полноценности физического и психомоторного развития малыша. Негрубые отклонения – не повод для родительской паники, скорее звоночек для более активного участия в жизни малыша.

Путем мягкого воздействия на «слабые звенья» и развивающих игр можно добиться хороших результатов в короткие сроки.

Параметры физического развития:

  • пробует залазить на высокий табурет, слазить с него;
  • быстро поднимается по ступенькам на четвереньках;
  • с поддержкой шагает по ступенькам;
  • ходит самостоятельно;
  • уверенно сидит за детским столиком;
  • пытается взбираться на мебель;
  • пинает мяч ногой;
  • бросает мяч и другие предметы (в основном, в произвольном направлении);
  • любит играть бытовыми предметами (кухонная утварь, расчески, коробки);
  • может орудовать ложкой самостоятельно (не всегда);
  • открывает тумбочки, достает из них содержимое;
  • помогает себя одевать (ставит ножку в обувь, подставляет ручку, одевая кофту).

Читайте также:  Тромбоз пуповины у плода и другие патологии: причины, диагностика и лечение

Параметры психического развития:

  • любит активные игры (догонять маму, убегать, играть мячом);
  • достает содержимое шкафов, с интересом рассматривает его;
  • осваивает пользование посудой, зубной щеткой, полотенцем;
  • любит прогулки на улице (с удовольствием одевается на прогулку);
  • открыто демонстрирует свои чувства и эмоции;
  • проявляет эмоции гнева и обиды, когда его принуждают к чему-то;
  • понимает и соответственно реагирует на простые просьбы («Дай игрушку», «Возьми ложку»);
  • складывает и достает предметы из коробки/пакета (повторяет действия много раз кряду);
  • может долго складывать кубики, пирамидку;
  • пробует рисовать;
  • разговаривает с игрушками, предметами, с которыми играет.

Все эти занятия вызывают у малыша эмоции радости, восторга. Он может заиграться на 15-20 минут, не требуя участия взрослых.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Особенности развития и психология ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев

После года ребенок начал медленнее расти и набирать вес. Это не является поводом для беспокойства, так как вся энергия малыша направленна на обеспечение двигательной активности.

Все реже он заигрывается игрушками сидя на полу, все чаще бегает и взбирается на новые вершины. Тренировать усидчивость и внимание (в этот период), необходимо как бы искусственно.

Это могут делать родители используя массу развивающих игр, занятий.

Сознательность

Основной движущей силой для ребенка остаются эмоции и любопытство. Не заинтересовав его в конкретном действии, вряд ли удастся добиться положительной реакции.

Тем не менее, к неустойчивому эмоциональному фону добавляется созревающая сознательность, которая со временем сможет контролировать избыточные чувства и эмоции.

Полученный опыт формирует в голове причинно-следственные связи: малыш может делать как надо и как нельзя вполне осознанно.

В 14-15 месяцев формируется понятие о совместной игре: малыш привлекает родителей, либо сверстников на детской площадке, предлагая вместе копать песок или строить пирамиду.

Неумение играть по «общепринятым правилам» является причиной неприятных недоразумений в песочнице (свою игрушку отдавать не хочется, а чужая нужна и прямо сейчас).

У малыша постепенно появляется более глубокая сосредоточенность, которая, все же, легко поддается переключению на другой объект.

Чтение книг и ребенок

Уместной составляющей ритуала укладывания может стать чтение книг. Ребенок больше не стремится разорвать бумагу и съесть уголки листов, теперь он готов слушать легкие для восприятия стихи/сказки. Важно правильно выбирать книги для чтения.

Многие родители считают, что вначале можно читать все, что под руку попадет, ведь малыш еще не понимает смысла. На самом деле, дети ассоциируют стабильность с безопасностью, потому самые первые книги нередко превращаются в любимые.

Тогда и проявится значение выбора правильной книжки.

В зависимости от того, какие качества хотелось бы воспитать в ребенке, выбираются сказки, смысл которых будет олицетворять нужные черты характера, бесстрашие, отношение к другим людям и т.д.

Современная психология опровергает использование в раннем возрасте ребенка сказок, с глобальной идеализацией событий.

Считается, что Принцессы (внезапно получившие принца, коня и полцарства), и Емели (сидящие на печи и диктующие: «По щучьему велению»), могут в будущем глубоко разочароваться в бесперспективном ничегонеделаньи.

Сказкотерапия – отдельный метод психологической коррекции нарушений, связанных со взаимодействием ребенка с другими людьми, творческим подходом к решению различных вопросов, интеграцией личности.

Правильная картинка реальности, смоделированная специально для «чистой» психики, поможет ребенку постепенно научиться воспринимать мир объективно, не формируя в подсознании утопичные взгляды на жизнь.

Полезные привычки

Многократное повторение аналогичных действий приводит к возможности привить малышу полезные привычки: убирать игрушки в ящик перед сном, чистить с мамой зубы утром и вечером, снимать шапку после прогулки. Да, ребенок еще не способен помыть за собой посуду, но вполне в стоянии сложить чашку и ложку в тарелку, а может и поставить их в раковину.

Уважение к предметам, людям, режиму, формируют истинные человеческие качества, с которыми малышу взрослеть и, скорее всего, жить всю грядущую жизнь.

Дети не любят запреты

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает подталкивать его ко всевозможным дозволенным и запрещенным познаниям. Запретить ребенку все невозможно, особенно если задуматься, что это одна из форм познания окружающей среды.

Тем более, некоторые запреты быстро забываются, так как у малыша нету ассоциации с опасностью, болью, пока он с ними не столкнулся. Стремление к непрерывному открытию нового заставляет ребенка следовать эмоциям: сначала бегут ноги, потом включается голова.

Считается, что период «глаз да глаз» соответствует возрасту до двух лет, но зачастую он длится гораздо дольше.

Чтобы привыкание к «красным запретам» происходило постепенно лучше предварительно перестраховываясь, объяснять малышу смысл запрета.

К примеру, выключив утюг, объяснять ему, что он горячий, имитируя боль при прикосновении. Не разрешать прикасаться пальцами к розетке, даже если отверстия закрыты заглушками. Но категорически исключаются «голые запреты».

Ребенок вскоре сделает вывод: «Почему-то нельзя все. Надо что-то испытать на практике».

Фобии

В первый год жизни основным страхом для малыша было отсутствие мамы. После года, постепенно формируется предрасположенность к возникновению других страхов:

  • темноты;
  • громких звуков;
  • животных;
  • человека в белом халате и др.

Возникновению некоторых страхов, нередко, способствуют сами родители: «Не будешь спать – из-под кровати вылезет Бабай и унесет тебя», «Собаки чувствуют страх, и кусают только тех, кто боится», «Если ты не будешь сидеть спокойно – тетя в белом халате сделает тебе укол!». Ну как после такого не начать бояться?

Ребенка нельзя заставить не бояться чего-либо (а наоборот – можно). Страх сильнее аргументов, особенно если речь идет о таких маленьких детях. Высмеивание страха может привести к глубокой психологической травме и навыку скрывать его.

Родители должны мягко объяснять ребенку то, что он может чувствовать себя в безопасности, и обеспечивать все условия для этого. К примеру, включать ночник в комнате, не подводить близко к животным, которых боится малыш.

Для данного возраста далеко не всегда актуален подход: столкнуться со страхом лицом к лицу и навсегда избавиться от него, и напротив, это может привести к отрицательному эффекту.

Было бы хорошо, если бы папа сказал: «Я тоже когда был маленьким боялся темноты, но потом я вырос и перестал бояться».

Пример родителя является авторитетным, когда возраст малыша позволит ему понять смысл сказанного, он будет отождествлять взрослость с отсутствием страхов.

Ребенок очень скоро захочет назвать себя взрослым, что автоматически исключит некоторые страхи их его жизни, при чем легко и безболезненно.

Оптимальные условия для развития

Мощные потоки информации, яркие картинки детских впечатлений, ежедневная суета или даже хаос утомляют малыша. Всего должно быть в меру. Правильный баланс отдыха и различных нагрузок – то, что должны обеспечить родители для своего чада. Развитию ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев способствуют:

Организация режима сна и бодрствования

В этом возрасте, в основном, дети спят 1 раз в дневное время, примерно 2-3 часа ± (13.00-16.00). Ночью – по-прежнему около 10 часов.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Периоды бодрствования наполнены активными играми, прогулками, развивающими занятиями, всяческим познанием нового.

Родители должны относиться внимательно к периодам отдыха. От них зависит самочувствие и состояние здоровья малыша. Режим дня, в который входит крепкий продолжительный сон обеспечит максимальные результаты во всех начинаниях ребенка. Температура воздуха, влажность воздуха в комнате, тишина и темнота – факторы, влияющие на качество сна.

Прогулки на свежем воздухе

Теперь ребенок безумно счастлив даже непродолжительным пешим прогулкам. Так как он еще быстро устает, не стоит забывать о коляске: 10-15минут ходьбы и полчаса-час катаемся. Через несколько недель малыш может полностью отказаться от коляски, но, зачастую, указанное чередование его вполне устраивает.

Прогулки не должны осуществляться в пик жары и в ветряную, морозную погоду. Если погода благоприятна для длительных гуляний – чем дольше, тем лучше.

Единственное, стоит учитывать режим кормлений и дневного сна.

Сбалансированное питание

В этом возрасте малыш уже перешел на общий стол, что добавляет ему уверенности в себе: я часть коллектива. В рацион включены все необходимые продукты, и теперь остается контролировать их качество, свежесть и способ приготовления.

Лучше избегать жаренных, жирных, тяжелых блюд. Такая пища не каждому взрослому под силу, что уж говорить о незрелом детском организме. Ребенок должен ежедневно употреблять мясо, молочные продукты, фрукты, овощи, сливочное и растительное масло. Не реже 3 раз в неделю необходимо давать яйцо (куриное, перепелиное) и рыбу нежирных сортов.

Более сытные блюда даются в первой половине дня.

Что должен уметь ребенок в 1,5 года: развитие в 1 год 6 месяцев, питание, игры

Со сладостями, продуктами брожения и газированными напитками необходимо быть крайне осторожными. А лучше их полностью исключить. Источниками глюкозы вполне могут стать бананы, яблоки и кусочек кураги (если малыш не склонен к аллергическим реакциям). Шоколад оставляем на потом – к нему, как говорится, приучать не надо.

Развивающие игры

Помимо пеших прогулок и всяческих подвижных игр, родителям стоит уделить внимание развитию речи малыша, его сосредоточенности, памяти.

Ежедневное рассматривание карточек с изображением геометрических фигур, разных цветов, или животных, поможет сформировать ассоциацию с предметами, окружающими малыша.

Мама может говорить и показывать: «Вот круг, он зеленый, как и этот коврик», «Вот пес, как у дяди-соседа, он говорит: «Гав», и т.д. Незамысловатые занятия очень мягко привьют ребенку представление о множестве предметах, объектах.

Полезно начать складывать крупные конструкторы и пазлы. Стоит избегать игрушек не по возрасту – они не принесут пользы, а только вызовут раздражение у ребенка.

Игры с раскладыванием мелких предметов в крупные, открыванием и закрыванием коробок, банок очень нравится малышу, так как ему приятно наблюдать результативность собственных стараний.

Профилактика синдрома гипервозбудимости

Как только малыш научится уверенно ходить, автоматически расширяется спектр эмоций. Ведь теперь ему доступно больше всего: возможностей, пространства, предметов для изучения. Ребенок жадно впитывает информацию, поступающую отовсюду и в большом количестве.

На первый взгляд безобидные, физиологичные процессы могут вредить малышу. Его нервная система еще не способна справляться с такими объемами информации и быстро переутомляется.

За 2 часа до ночного сна лучше перейти на более спокойные мероприятия: легкий массаж, спокойные игры, чтение книг.

А выплескивание фонтанирующей энергии должно осуществляться в утренние/ обеденные часы (помимо периода дневного сна).

В полтора годика малыш станет еще более самостоятельным и независимым от участия папы и мамы. Главное, чтобы за время предыдущих этапов, он впитал и получил все, что диктует развитие ребенка определенного возраста.

Период «механических» достижений позади: теперь малыш превращается в настоящую, осознанную личность.

Надежное плече родителей, их любовь и поддержка остаются неким каркасом для формирования взрослого, независимого человека.

  • Материал подготовила
  • Врач-неонатолог
  • Скавинская В.