Вологодская областная газета. Основана в мае 1917 года.
Если школьник ведет себя неадекватно, то причину нужно искать в его семье, а найдя — помочь родителям скорректировать поведение и свое, и ребенка. Одними из самых обсуждаемых тем последней недели стали два инцидента в российских школах: в Приморье взрослые напали на мальчика, который долго издевался над их детьми, а в Московской области четвероклассника до бессознательного состояния избил одноклассник. Эта проблема не обошла стороной и наш регион. Вологодский детский омбудсмен Ольга Смирнова рассказала, что жалобы на агрессивных детей в школах поступают ей очень часто. — У моего сына в детском саду был мальчик, который кусался, плевался, бил других детей, оставлял на них ссадины, — рассказывает вологжанка Мария Андреевна. — А воспитатели отговаривались нехваткой времени и явно не хотели вмешиваться. Все разговоры с родителями этого ребенка не имели эффекта. «Хватит так трястись, дети просто играют», — отвечали они. При этом сами, когда один мальчик ударил их сына в ответ машинкой по лбу, закатили истерику.
— В седьмом классе у дочери появился новый одноклассник, который до этого уже сменил три школы, и, насколько я знаю, везде были рады от него избавиться, — вспоминает жительница областной столицы Ксения. — Он искал себе объекты для издевательств и начинал целенаправленную травлю. Например, говорил дочери, что у нее лишний вес, и на этом были основаны все его шуточки, хотя дочь занимается танцами, и у нее нет даже склонности к полноте. Но ему было важно, что девочка болезненно реагирует. Тех, кто сам в ответ не оставался в долгу или был равнодушен к его словам, он быстро оставлял в покое. А моя Лида очень впечатлительная, ей важно хорошо выглядеть в глазах окружающих. Были у него и другие жертвы, а учителей он в грош не ставил и не раз срывал уроки. Каждый раз напоминал, что выгнать его из школы не имеют права, обозвать — тем более. Когда однажды на уроке он плевался жвачкой и учительница в сердцах назвала его свиньей, ей же еще и пришлось потом извиняться, так как его мама (она воспитывает сына одна) написала на нее длинную жалобу и угрожала прокуратурой и Следственным комитетом. После этого его поведение стало еще более разнузданным на уроках этой учительницы. В итоге она отказалась от класса. Подобные истории регулярно обсуждаются в местных соцсетях, и каждый раз вологжане сходятся в одном — школа ничего не может поделать с детьми, которые отравляют жизнь целому классу: у нее нет ни полномочий, ни действенных механизмов решения такой проблемы, потому что права детей находятся под особой охраной государства даже в ситуациях, когда сами дети активно нарушают права других детей и взрослых.
— Неуправляемый ученик? Ну, думаю, с этой проблемой сталкивался каждый учитель, — считает Ирина Васильевна, учитель с сорокалетним стажем. — К сожалению, с каждым годом она становится острее, потому что таких детей все больше. Конечно, я рискую навлечь на себя критику, но, на мой взгляд, главная причина в том, что правила поведения в школах стали, скажем так, гуманнее.
Вспомните советскую школу: с первого класса дисциплине в ней уделялось особое внимание. Во всем — в одежде, в поведении, в отношении к учителям — были строгие требования, и детей приучали эти требования выполнять. Это не значит, что все тогда были паиньками, но в стенах школы такие ученики все же не позволяли себе выходить за установленные рамки.
А вот вне школы они нередко давали выход своей агрессии. Сейчас все дети в школе стали чувствовать себя свободнее, и некоторые из них считают нужным продемонстрировать эту свободу. К тому же нередко это «подкованные» дети: они знают о правах ребенка, бравируют ими.
Иногда такое поведение демонстрируют школьники, которые уверены, что родители оправдают любой их поступок, ухитрятся найти причину в учителе и в ком угодно, только не в своем ребенке и не в самих себе.
«Не время разводиться»
Интересно, что в сельских школах проблема неуправляемых детей не так остра, как в городских. Почему так происходит, расказала Ольга Егоричева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Тимошинской основной общеобразовательной школы Бабаевского района: — Я работаю в школе уже 25 лет и как-то не припомню, чтобы кого-то из наших учеников можно было назвать неуправляемым.
Проблемы и конфликтные ситуации, безусловно, имели место, но обычно удавалось найти общий язык и удержать ситуацию в нормальном русле. Но, знаете, возможно, это связано со спецификой сельской местности, где к учителям всегда было особое — уважительное — отношение, и оно сохраняется доныне.
Сегодня многие мои ученики — это уже дети моих прежних учеников, а для многих наших учителей — даже не дети, а внуки. Мы знаем все об их семьях, знакомы с родителями, встречаемся и общаемся с ними не только на собраниях, но и вне школьных стен. Мне кажется, что отношение родителей к школе и учителям во многом сказывается на том, как ребенок ведет себя в школе и с учителями.
А в областной столице о детях, которые живут с ощущением вседозволенности, знают не понаслышке. — К сожалению, неуправляемые ученики у нас ежегодно есть, и не один, — говорит Николай Алексеевич Дьяков, директор школы № 14.
— Безусловно, мы направляем их на консультацию в нашу школьную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
Тут надо иметь в виду, что школьная ПМПК может только давать рекомендации, а вот следовать им или нет, решают родители. Более того, даже если они последовали им и у ребенка установлен тот или иной диагноз, требующий соответствующего лечения и особых условий обучения, то родители вправе не ставить об этом в известность школу. Зачастую так и происходит.
В итоге мы получаем в классе учеников, которых и называют неуправляемыми. Чем это чревато для учебного процесса в классе, для его педагога и одноклассников, объяснять не нужно. Эту же проблему — необходимость работать прежде всего с родителями — отмечает уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Вологодской области Ольга Смирнова.
Она рассказала, что обращений по поводу того или иного неуправляемого ребенка в классе к ней поступает очень много: школьник ведет себя агрессивно, а педагоги ничего не могут с этим сделать.
— Если поведение ученика связано с особенностями его развития, то родителям необходимо следовать рекомендациям врачей, а если они советуют перевести ребенка в класс с адаптивной программой, то лучше к ним прислушаться, — считает Ольга Александровна.
— Но бывает так, что родители настаивают, чтобы ребенок учился в обычном классе, а там у него нет возможности стать успешным, и это приводит к серьезным трудностям.
Главная сложность в ситуации с неуправляемым агрессивным ребенком (и это отмечают как родители страдающих от агрессии детей, так и опрошенные нами специалисты) — поведение его родителей, которые либо не хотят решать проблему, либо заявляют, что сами ничего не могут сделать, поэтому поведение — зона ответственности школы. — Я не думаю, что любой родитель махнет рукой на то, что его ребенком заинтересовалась полиция, что ребенок совершает правонарушения, — рассуждает Ольга Смирнова. — Возможно, родители уже отчаялись как-то повлиять на ребенка, они не знают, что предпринять, поэтому занимают такую позицию отрицания. Нужно показать им эффективные методы педагогического воздействия, объяснить, что поведение ребенка — отпечаток их собственного поведения. В школах есть служба социально-педагогического сопровождения, активно развиваются системы медиации — работы по примирению, когда дети учатся сами решать свои проблемы. Когда они увидят, что действенные методики есть, возможно, они и сами обратятся за помощью.
— Я обычно на первом собрании родителей будущих первоклассников предупреждаю о том, что сейчас им не время разводиться, конфликтовать и ссориться, поскольку их ребенок сейчас, когда у него и без того масса переживаний в связи со школой, с этим просто не справится, — говорит Николай Дьяков.
— Это, конечно, шутка, но думать о том, как взаимоотношения родителей скажутся на детях, нужно всегда.
Но особенно остро это переживается детьми именно в такие стрессовые моменты, и это приводит к тому, что обиду на родителей они переносят на весь мир и, в частности, на своих одноклассников и учителей.
Ольга ИЛЬИНСКАЯ, Светлана ДАМИРОВА
Светлана Свешникова, педагог-психолог БУ ВО «Областной центр ППМСП»: — Значительный рост числа агрессивных детей является одной из наиболее острых проблем как для системы образования, так и для общества в целом. Кроме того, агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
Чтобы помочь такому ребенку, в первую очень нужно определить причину его агрессии. Существует четыре основных мотива: • Привлечение внимания. Этот мотив распространен и часто лежит в основе дурашливого шумного поведения как на занятиях, так и в свободное время. • Борьба за власть. Ребенок ведет себя неадекватно, как бы желая показать: «Вы мне ничего не сделаете».
Часто он провоцирует негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней лидером, влияющим на ход развития событий. Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок. • Месть: в своих негативных поступках ребенок отыгрывает реальную или вымышленную обиду на сверстников, учителей или воспитателей, родителей или мир в целом.
Часто такой мотив приводит к наиболее жестоким выходкам. • Избегание неудачи: руководствуясь подобным мотивом, дети предпочитают отстраняться от ситуации и ничего не делать, даже когда это требуется. Они оказываются буквально «непробиваемыми» для любых обращений взрослого.
В прошлом они имели опыт неудачи, ошибки, за которые пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего. Кроме того, агрессию ребенок будет проявлять только тогда, когда он наблюдает примеры того, что достижение той или иной цели возможно лишь с помощью силы.
Если ребенок видит, что взрослый (родитель, педагог) отвечает на его непослушание криком или насилием, то в этом случае и происходят воспитание и закрепление агрессивного поведения. Причиной агрессии бывает негативный пример родителей.
В семье могут проявляться физическое или психологическое насилие, холодность, безразличие или враждебность со стороны родителей, оскорбления, негативные оценки, подавление, неуважение к личности ребенка, эмоциональное неприятие ребенка, конфликтность, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей, запрет на физическую активность, агрессивность отца в отношении матери. Дети обучаются агрессии и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, конечно, они учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических, предлагаемых в компьютерных играх, социальных сетях, где часто насилие представлено как нормальная форма поведения.
Предпосылками повышенной агрессивности детей могут быть и индивидуальные особенности, хроническая усталость, чрезмерные нагрузки, ухудшение физического состояния, эмоциональная перегруженность.
Поэтому в каждом конкретном случае нужно обязательно определить первопричину агрессивного поведения.
Для этого родители могут обратиться за консультацией к педагогу-психологу детского сада или школы, а также в региональные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Возможно, потребуется консультация врача-невролога, врача-психиатра.
Опрос
Школа Курс валют на 25.05.2020
Агрессивный ребенок — рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Рекомендации родителям, что делать, если ребёнок агрессивный
Агрессия — совершенно естественная реакция человека. Но важно понимать, что у агрессивного поведения дошкольника есть причины:
- внутренние переживания: тревога, напряжение, стресс;
- негативные эмоции: гнев, страх, обида;
- неблагоприятные факторы внешней среды: ссоры в семье, проблемы в учёбе, конфликты с учителями или друзьями.
Получается, агрессия — это симптом, который указывает, что проблема не столько в поведении малыша, сколько в том, что с ним происходит. Поэтому главное, что нужно усвоить родителям — нет смысла её подавлять. Это не решит проблемы. Ребёнок обязательно найдёт, как выразить гнев и враждебность тогда, когда родители не видят, и, возможно, в ещё более деструктивной форме.
Причины агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Назовём некоторые причины детской агрессии. Уточним: в формате одной статьи рассмотреть все причины невозможно. Каждый случай индивидуален, разобраться поможет психолог. Эта статья — только экскурс для родителей.
Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее вследствие наличия у человека мотивации достижения какой-либо цели и невозможности её достижения из-за возникших преград.
Например, фрустрация может возникнуть у малыша, который хотел мороженое, но не получил его, поскольку мама решила не покупать лакомство. Или хотел покататься на каруселях, а аттракцион закрылся. Или попросил на улице у друга игрушку, а друг не дал.
В этих случаях ребёнок начнёт кричать и плакать, называть маму плохой или может даже ударить того, кто не дал ему поиграть игрушкой.
Читать по теме: Что делать, если ребёнок агрессивен
Для малыша раннего и младшего дошкольного возраста нормально реагировать агрессивно, так как дети реагируют естественно, выражая эмоции, и не думают, насколько социально приемлемо их поведение, нарушает ли оно социальные нормы, опасно ли для окружающих или нет.
Это не значит, что взрослые должны разрешать так реагировать. Но опасно и просто подавлять агрессию. Слова взрослых «Нельзя плакать» или «Нельзя драться» лишь запрещают ту форму эмоциональной реакции, которая помогает малышу справиться с негативом. Но родители не помогают маленькому человеку справиться с эмоциями и не показывают социально приемлемых форм поведения.
Если ребёнок плачет, потому что ему не купили мороженое, скажите: «Ты злишься (расстроен), потому что я не купила тебе мороженое. Да, это неприятно. Но не всегда получается то, что хочется. Может быть, мы пойдём качаться на качелях?».
Если ребёнок ударил другого: «Ты рассердился, что Антон не дал тебе игрушку. Ты так зол, что хочешь сильно его ударить.
Как ты думаешь, если ты будешь драться, это поможет тебе получить игрушку? А как будет лучше поступить? Предложить Антону поиграть вместе или дать ему какие-то твои игрушки?».
Подавление агрессивных стремлений не является способом решения проблемы. Важно учить ребёнка перенаправлять гнев в социально приемлемое русло: нельзя бить людей, но, если очень зол, можно пинать мяч, лупить грушу или подушки, стучать пустыми пластиковыми бутылками.
Эта проблема подробно описана педагогами ещё в начале ХХ века. К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и другие педагоги обращали внимание, что родители нередко удивляются тому, что дети ругаются и дерутся, грубят старшим, а при этом сами ведут себя точно так же.
Казалось бы, прописные истины, но и в современных семьях мы видим, что мамы и папы грубо разговаривают с детьми, ругаются между собой, иногда используя нецензурную лексику, сгоряча бьют посуду. То есть родители демонстрируют разные формы агрессии.
Что в этом случае усваивает малыш? Что такая реакция нормальна и допустима. Он учится вести себя именно так.
Читать по теме: Почему ребёнок дерётся и обзывается
Что дошкольник не замечает? Что взрослые ведут себя агрессивно не во всех местах и не со всеми людьми. Бабушка отлупит веником кота, но не будет кричать на папу. Папа ударит сына, а с начальником будет вести себя иначе. Мама дома ругается, а на улице — сама любезность.
Здесь агрессия мам и пап преимущественно направлена на более слабых, на тех, кто не может дать отпор. И сами родители порой не замечают, что делают что-то неприемлемое. Дети ещё не очень понимают социальную ситуацию, поэтому говорят те слова, которые слышали от папы во дворе, бьют веником бабушку, так как видели, что она била кошку.
Ребёнок видит формы реагирования взрослых и использует их как пример.
Обычно в таких случаях мамы и папы возмущены поступками дочки или сына, а своё поведение воспринимают как норму: «Одно дело на кота замахнуться, другое — на бабушку!», «Я ругаюсь, но я взрослый, а он — пятилетний мальчишка!».
В этом случае нельзя говорить о невоспитанности детей. Нужно говорить о невоспитанности взрослых и решать проблему, изменяя поведение старших членов семьи.
- Научение агрессивному поведению как форме решения конфликта.
Примерно до двух, иногда до трёх лет малыш не умеет защитить себя. И некоторые родители специально начинают учить ребёнка агрессивным формам поведения. Вот сына толкнул другой мальчик, и папа говорит: «Не будь мямлей, пойди и дай сдачи!».
Читать по теме: Правила поведения на детской игровой площадке
Нужно ли потом удивляться, что в дальнейшем дети не будут пытаться договориться, а сразу прибегнут к силе? Такой исход вероятен.
Постоять за себя — это не только уметь драться. Это и умения обсудить проблему, договориться, решить вопрос конструктивно без применения силы и взаимных оскорблений.
- Сила как способ повышения статуса.
Ребёнок растёт не только в семье. Он ходит в детский сад, гуляет во дворе, занимается в секциях и кружках. Он является членом детских коллективов, где существуют свои правила, нередко отличающиеся от правил семьи.
Атмосфера детского коллектива полностью зависит от педагога. Если неожиданно, попав в новую группу, малыш стал проявлять агрессию, познакомьтесь поближе с педагогом, другими детьми, присмотритесь к их форме взаимодействия.
В некоторых спортивных командах доминирует стиль общения, который с виду кажется грубым. Ребята при встрече толкают друг друга, бьют по плечу, обращаются друг к другу по кличкам. Такое внешнее грубоватое поведение не всегда признак агрессии.
Если в реальности в команде имеют место взаимовыручка, уважение друг к другу, то такая форма контакта — не более, чем игра.
Если ребёнок начинает так общаться в школе или с вами, обратите его внимание, что не везде это принято и допустимо. Если в команде так общаться нравится всем, то в школе это может стать причиной конфликта.
Читать по теме: Старший ребёнок обижает младшего — что делать
Но возможно и иное проявление агрессии в группе. Если в классе лидером является самый сильный и сила — основной способ улаживания конфликта, обратите внимание на эту проблему. Здесь агрессивность используется для повышения статуса в коллективе. Тогда ребёнок сознательно ругается, дерётся, грубит старшим.
Что может сделать родитель? Полностью изменить отношения в детской группе мама и папам вряд ли удастся. Лучше не решать проблему самостоятельно, а обратиться к учителю, социальному педагогу, школьному психологу.
- ТВ и гаджеты как источники агрессии.
Мультфильмы, фильмы, компьютерные игры порой демонстрируют примеры агрессивного поведения, которые дети повторяют. Здесь важно понимать, что воспроизведение агрессивных действий у дошкольников связано с тем, что мышление ребёнка ещё не так развито, как мышление взрослого.
Малыш может не до конца осознавать опасные следствия своих действий. Увидев, как в фильме герой раскидал гвозди на дороге, он может сделать то же самое, не задумываясь о вреде другим людям.
Чтобы телевизор и гаджеты не стали основными источниками научения, важно обсуждать с детьми увиденное — действия героев и следствия, в том числе косвенные, этих действий. Особенно это касается комедий, поскольку понимание юмора — определённый уровень интеллекта, которого ребёнок ещё не достиг.
Объясните сыну или дочке, что некоторые действия, которые герой совершает в фильме, — художественный вымысел, и такие трюки нельзя воспроизводить в жизни.
Читать по теме: Монтессори-ребёнок и телевизор: насилие, секс и реклама
Вряд ли имеет смысл полностью ограничивать ребёнку доступ к ТВ и гаджетам. Современные дети смотрят мультфильмы и фильмы, пользуются интернетом, играют в компьютерные игры. Но взрослым нужно фильтровать то, что смотрит дошкольник. Не разрешайте ребёнку смотреть фильмы, которые не подходят ему по возрасту и демонстрируют слишком высокий уровень агрессии.
Если причина агрессивного поведения вашего ребёнка описана выше, вы можете исправить ситуацию, а следствием будет изменение поведения малыша. Возможно, проблема глубже, и тогда не полагайтесь на принцип «время лечит», не рассчитывайте на то, что агрессия пройдёт сама. Обратитесь к специалистам.
thetimes.co.uk
i0.wp.com
emmoita.com.br
mentalscience.ru
Детская агрессия: причины и советы родителям
В своих родительских мечтах мы часто рисуем наших детей самыми послушными и успешными, достойными только похвалы. Когда реальная картина предстает совсем иной, далеко не всегда мы видим истинную причину.
Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных.
Основные причины – стремление к лидерству, заниженная самооценка, нежелание выделяться из группы сверстников или участвовать в общественной жизни.
Иногда агрессивное поведение ребенка обусловлено несколькими факторами одновременно. Давайте разберем мотивы и причины агрессии у детей и узнаем, как реагировать на агрессию ребенка.
Желание стать лидером
Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно: сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои, независимо от того положительные они или отрицательные, — все агрессивны.
Например, любимый детьми герой Человек-Паук всегда разрешает трудную ситуацию методом силового вмешательства. Для взрослого очевидно, что это крайняя мера поведения. Для ребенка же – обычная для героя и лидера.
И желание получить признание сверстников побуждает даже неагрессивного ребенка вести себя иначе.
Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции.
Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной «черной дыры», куда будет уходить вся жизненная энергия.
Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.
Заниженная самооценка
Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым!
Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения.
Чтобы обратить на себя внимание, он готов бить окна и ломать школьную мебель, несмотря на неизбежность наказания. И прежде чем применить любое наказание хорошо бы поговорить с ребенком.
«Я не знаю, зачем я это сделал», — такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.
Сильно страдает самооценка детей при разводе родителей. Ребенок эгоцентричен, в своих глазах он центр собственной «вселенной» — семьи. Он считает, если «вселенная» рушится, то только из-за него. «Я не нужен папе, поэтому он уходит».
«Меня не любит мама, поэтому она ссорится с папой». Подобные мысли возникают в большинстве случаев. И агрессивная реакция является ответом родителям. Причем это заставляет их вновь объединяться, чтобы повлиять на ребенка.
И он считает, что для удержания их вместе нужно вести себя плохо.
Крепкие семейные отношения дают ребенку уверенность в себе. Но если сохранение семьи для родителей невозможно, то их долг объяснить, что ребенок не виноват, что его никто не бросает, что их отношения не изменятся, что мама и папа всегда будут любить своего сына или дочь независимо от того, с кем и где будут жить.
Освободиться от социальной нагрузки
Еще одним мотивом агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной, общественной жизни, чтобы получить время для компьютерных игр и прочих развлечений.
В таком случае ребенок своим агрессивным поведением четко дает понять взрослым, что с ним лучше не связываться и просить его ни о чем не стоит. Репутация хулигана помогает избежать ответственности, которая необходима для выполнения каких-то общественных поручений.
Другой вариант: учитель жалуется на агрессию ребенка, а родители говорят, что дома он совсем не такой. Почему же нет интереса к тому, что происходит в школьной жизни? Причина может заключаться в том, что ребенок дома видит отношение родителей и других взрослых людей к общественной жизни в целом.
Какие-то акции, связанные с популяризацией мероприятий или отдельных личностей, часто взрослыми оцениваются как показуха. Бывает, что учитель сам без энтузиазма объявляет о каком-то школьном мероприятии, участвовать в котором не хочет, но отказаться нельзя.
И тогда самые ответственные одноклассники вынуждены выполнять поручения учителя, а «хулиган» может заниматься своими делами.
Родителям следует объяснить сыну или дочери, что мимо проходят не только скучные мероприятия, но и что-то по-настоящему интересное. А впредь стоит быть осторожнее в своих высказываниях в присутствии детей.
Пробудите в ребенке желание изменить свою позицию в общественной жизни на более активную можно, предложив участие в каком-то конкурсе, не обязательно школьном. В интернете огромное количество конкурсов для детей, многие из которых награждают каждого участника минимум грамотой.
Признание часто оказывается важнее, чем желание уйти от ответственности, которое к тому же вынуждает к агрессии.
Влияние «толпы»
Уровень агрессии, витающей в стенах современной школы, достаточно велик. И некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники не станут относиться как к «размазне», не будут считать аутсайдером.
Вторая часть этого мотива – социальное заражение агрессивными эмоциями. Когда большая часть класса совершает какие-то агрессивные действия в отношении друг друга, сложно остаться безучастным.
В этом случае класс – та же социальная толпа. А в большой группе и взрослые люди поддаются влиянию общей атмосферы.
Именно поэтому форма поведения, которая преобладает в классе, отражается на каждом ребенке.
Этот мотив, в отличие от предыдущих, является одним их самых осознанных. Поскольку уже лет с пяти ребенок понимает, что он действительно хочет, а что делает только из нежелания выделяться из группы. Копировать всегда проще.
Задача родителей – учить ребенка осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». Учите ребенка спрашивать себя: действительно ли мне это надо? Рассказывайте, что очень важно не боятся своих потребностей, даже если они идут вразрез с потребностями «коллектива».
Как вести себя родителям агрессивного ребенка
Как же вести себя взрослым, столкнувшись с детской агрессией? Спокойствие и только спокойствие, ведь акт агрессии со стороны взрослых порождает агрессию и со стороны детей.
К любой ситуации можно и нужно подходить спокойно, не торопясь, показывая ребенку дружеский настрой, любовь, принятие, заинтересованность в нем и в решении его проблем. Ведь ребенку самому тяжело и сложно. Дайте ему понять, что вы пройдете весь этот путь рядом с ним.
Даже после осознания ребенком пагубности своего агрессивного поведения и искреннего желания измениться, это нельзя исправить в одночасье. Порой процесс бывает медленным, со срывами и откатами. И родителям нельзя опускать руки, а наоборот – вселять в ребенка уверенность в успехе. Тогда ему легче будет измениться.
Коррекция агрессивного поведения ребенка
Первый шаг коррекции агрессивного поведения – это выяснение истинного мотива. Родители могут сами попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях. А выяснив их, объяснить своему чаду мирный путь получения желаемого.
Если ребенок в разных социальных местах – дома, на улице, в школе – ведет себя по-разному, то, скорее всего, своим поведением он преследует определенную цель, хотя в большинстве случаев и не осознает это. И тогда родителям нужно сделать мотив и итог агрессии прозрачным для самого ребенка.
И помните: не бывает агрессивных детей. Бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому если хотите перемен в детях, начните с себя.
Ирина Бганцева
Агрессия в поведении ребёнка – что делать?
- Потому, что агрессивного ребёнка невозможно «не заметить»
- Эта проблема доставляет много неудобств и родителям, и учителям, и одноклассникам и друзьям, и самому ребёнку;
- С агрессией необходимо работать, и чем раньше вы начнёте, тем эффективнее будет работа с агрессивным подростком.
- Это целенаправленное разрушительное поведение, которое нарушает нормы и границы окружающих людей, приносит физический и моральный ущерб окружающим, вызывает психологический дискомфорт.
- Детская агрессия имеет несколько основных причин:
- Желание ребёнка самоутвердиться и привлечь внимание;
- Агрессия как способ добиться своей цели, получить то, что ты хочешь;
- Желание доказать, что ты сильный и главный;
- Вариант проявления мести;
- Защитная реакция ребёнка;
Самоутверждение и демонстрация своего превосходства с помощью унижения другого. Почему ребенок агрессивен , думают родители. Этот вопрос часто становиться причиной обращения к детскому психологу. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста или подростков чаще всего «родом» из в детства. Причины его в неправильном воспитании или нарушении условий жизни ребёнка.
Возрастные кризисы способствую проявлению агрессивного поведения
В эти периоды дети наиболее подвержены перепадам настроения, у них меняется система преставлений о себе и о мире.
Если ребенок 7 лет агрессивен , то посмотрите, как он чувствует себя в школе, как к нему относится учитель. Задумайтесь, о том на сколько выполнимы для первоклассника новые требования, которые к нему предъявляют.
Очень часто мы слышим вопросы типа ребенку 8 лет агрессивный по отношению к родителям и одноклассникам. Начинаем смотреть «в суть» проблемы. Выясняется, что он не справляется с заданиями в школе, сильно устаёт, не получает поддержки родителей.
Нормально реагировать пока не умеет, навыки саморегуляции не сформированы. Итог – агрессивное поведение.
Следующий опасные этап, после адаптации ребёнка к школе, подростковый возраст. Тут агрессивное поведение может проявиться с новой силой или даже появиться впервые.
Почему подростки агрессивны и что с этим делать вопрос, который задают себе и родители, и педагоги.
Вариантов проявления агрессии много: подросток агрессивен к родителям и в семье, в отношениях со сверстниками, агрессия направлена на учителя или на себя.
Главное – найти причину. Есть причина – значит есть возможность на неё влиять.
Почему ребенок агрессивен?
Поведение родителей, формирующее агрессию детей
В семье ребёнок получает мало, или слишком много внимания родителей – в первом случае агрессия используется как способ внимание получить, в во втором является определённой защитой, отстаиванием своих границ. В итоге – подростки агрессивны как к сверстникам, так и к родителям.
Агрессивное поведение как вариант манипуляции родителями и метод достижения цели. Может формироваться с раннего детства. Ребёнок захотел игрушку или конфету, например. Попросил – не дали. Затопал ногами, проявил агрессию – получил желаемое. Прекрасно. ВЫ даже не представляете себе, как быстро ребёнок запоминает эффективные методы воздействия на родителей.
Нежелание общаться с ребёнком, вникнуть в его проблемы. Часто нам просто не хватает времени, чтобы помочь ребёнку разобраться в сложной ситуации. А они не умеет решать свои проблемы, у детей нет правильных схем решения конфликтов. В итоге – ребёнок реагирует как умеет, интуитивно. И часто не правильно.
Если ребенок нервный и агрессивный, то стоит задуматься о неблагоприятной атмосфере в семье, агрессии со стороны родителей к ребёнку или друг к другу. Причём, как физическая или вербальная, так и скрытая. Малыш очень хорошо чувствует напряжение в семье, неравную обстановку дома.
Родительский пример. Почему подростки агрессивны часто задают себе вопрос родители. Задумайтесь, а вы умеете правильно выражать агрессию? Ребёнок – ваше зеркало, помните об этом.
Особенности ребёнка, которые приводят к появлению агрессии
- Неумение себя контролировать, импульсивности в поведении
- Неумение общаться, проблемы в отношениях со сверстниками.
- Низкий уровень интеллекта
- Заниженная самооценка
С агрессией нужно работать. Это очень важно.
Последствия агрессии, оставленной без своевременной коррекции, очень печальны – от частых конфликтов со до асоциального поведения в будущем.
Виды детской агрессии
- Прямая агрессия точно направлена на объект, который вызывает раздражение.
- Косвенная агрессия обычно направлена на доступные объекты, на которые безопасно выплескивать эмоции. К примеру, если ребенок обижен на родителей, а срывает злость на более слабых членах семьи или сверстниках.
- Вербальная агрессия – это оскорбления, угрозы, крик.
- Экспрессивная агрессия – это несловесные средства выражения: мимика, жесты и т.п.
- Физическая агрессия проявляется в виде применения силы, такой как порча вещей, драки.
- Аутоагрессия – самообвинения, самоунижение, нанесения себе вреда. Чаще всего подобное поведение встречается в подростковом возрасте, но может проявляться и у детей. Это один их самых «плохих» способов агрессии, который плохо поддаётся коррекции.
Внимательное наблюдение и анализ «истоков» детской агрессии поможет ответить на вопрос, почему ребенок агрессивен и как с этим работать.
Агрессивный ребенок – что делать?
- Посмотрите в семью – нет ли в вашем воспитании факторов, которые провоцируют агрессию ребёнка;
- Предъявляйте ребёнку только разумные требования, соответствующие его возрасту и способностям.
- Следите за собой – какой пример вы подаёте ребёнку? Часто ли вы проявляете физическую или вербальную агрессию, как?
- Будете последовательны в воспитании, договоритесь о том, что вы хотите от ребёнка и как этого добиваетесь.
- Агрессивное поведение школьников чаще всего «родом» их семьи.
Но бывает и такое, что ребёнок просто начинает копировать поведение других, авторитетных для него детей. Хочет стать «своим» в компании. Это важно во время заметить и помочь подростку разобраться в ситуации.
Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст желаемого эффекта: ребенок просто начнёт скрывать своё поведение от родителей, а злость начнёт срывать на других. Недопустимо и попустительство. В этом случае ребенок чувствует неуверенность родителей.
Итог – будьте понятны ребёнку и последовательны. Старайтесь формировать доверительные отношения в семье.
Методы коррекции агрессии: рекомендации психолога
- Научить ребенка выражать гнев в адекватной форме.
- Научить самообладанию в любой ситуации.
- Довести до автоматизма приемы и навыки общения в конфликте.
- Помочь формированию внимательного отношения к окружающим.
- Развивать интеллект и умение мыслить логически
- Работать над умением общаться
В центре развития детей и молодёжи К.О.Т. созданы специальные программы коррекции агрессивного поведения ребенка , на которых подростка учат правильно выражать гнев, быть последовательным в своих реакциях.
Для этого подходит курс «Властелин эмоций» или тренинг «Конфликт под управлением». Здесь ребёнок получает правильные схемы, и имеет возможность их отработать.
Если у вас агрессивный ребенок рекомендации вы сможете получить на консультации детского или семейного психолога. Самое важное здесь – увидеть суть проблемы. А это значит получить возможность исправить поведение, которое приводит к проявлению ребёнком агрессии.
Наталья Визер, руководитель центра развития детей и молодёжи К.О.Т.
Если ребенок проявляет агрессию
Что такое агрессия?
Агрессия — это инструмент борьбы, направленный на собратьев по виду. Такое определение дал австрийский зоолог, лауреата Нобелевской премии Конрад Лоренц. Какой вывод можно сделать из этого определения? Если агрессия инструмент, значит, мы не можем требовать ни от одного существа в мире (в том числе и от ребёнка) не проявлять агрессию.
Агрессия наших детей — это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
К большому сожалению, агрессивных детей становится все больше. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер.
Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не «взорвутся», а дети не вступят в драку.
Например, такой ребенок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит ее крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится.
Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребенка единственный механизм «выхода» психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроения окружающих.
Что же делать взрослым: родителям и педагогам? Родителям не стоит при ребенке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы, и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам.
Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в «исполнении» ребенка.
Взрослые не должны удивляться, почему их ребенок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.
- Если вы стали замечать, что ваш ребенок взбудоражен злостью, обзывается, дерется, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:
- Когда это началось?
- Как ребенок проявляет агрессию?
- В какие моменты ребенок проявляет агрессию?
- Что явилось причиной агрессивности?
- Что изменилось в поведении ребенка с того времени?
- Что на самом деле хочет ребенок?
- Чем вы реально можете ему помочь?
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы. Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребёнка:
— осознавать агрессивные импульсы;
— отстаивать свои интересы и защищать себя, соблюдая установленные в обществе нормы и правила.
Почему важно не подавлять агрессию, а показать ребёнку способы цивилизованного выбора агрессивных импульсов? Потому что ребёнок, не умеющий справляться со своей агрессией, будет, во-первых, будет иметь проблемы с окружающими (кому захочется общаться с драчуном?).
Во-вторых, не выплеснув агрессию наружу, как бы заперев её внутри себя, он обратит всю её разрушительную мощь против себя самого, а это может пагубно отразиться на его психическом и соматическом здоровье.
В большинстве случаев, детская агрессия — это протест против поведения взрослых, отстаивание своих границ и прав.
Как реагировать на детскую агрессию?
Во-первых, не думайте, что ваш ребёнок-монстр.
Во-вторых, в момент агрессивного поведения ребёнка будьте спокойны, не усугубляйте ситуацию своими эмоциями. Лучше молча переждать «грозу». Можете обнять и погладить ребёнка, прижать его к себе.
Родительское спокойствие и отсутствие комментариев говорит ребёнку, что, не смотря на его «взрыв», его видят, слышат, любят.
Когда ребёнок успокоился, поговорите о том, что чувствует или чувствовал, разберитесь, что стало причиной таких сильных эмоций, обсудите, как себя вести, если провоцирующая ситуация повторится.
Как предотвратить детскую агрессию?
1. Если вы хотите, чтобы у ребёнка было как можно меньше причин проявлять агрессию, помните все правила «человеческого общения».
2. «Учитесь властвовать собой» — контролируйте свои негативные эмоции, учитесь управлять своей агрессией.
(Учтите, если вы сами позволяете себе агрессивные действия, то и ваш ребёнок будет доказывать свою правоту драками или вербальной агрессией.) 3.
Научите ребёнка выражать свои негативные эмоции способом, не причиняющим вреда окружающему и ему самому: позвольте ему побить подушку, поорать в пустой комнате или предложите ему нарисовать обидчика и разорвать в клочья рисунок.
4. Научите ребёнка осознавать свои эмоции. Назвав эмоцию по «имени», легче понять, как вести себя дальше.
5. Активному и темпераментному ребёнку дайте возможность сбрасывать свою энергию: не запрещайте ему прыгать, бегать, кричать (конечно в тех местах в которых вы договорились), обустройте ему спортивный уголок, почаще гуляйте на свежем воздухе. 6.
Если причина агрессивного поведения — привлечение внимание родителей, в первую очередь, проявите интерес к тому, на кого была направлена агрессия.
«Драчуну», увидев, что всё внимание получил не он, а другой ребёнок, поймёт, что такой способ выражения агрессии не в его интересах.
7. Подумайте, какие ситуации провоцируют агрессивное поведение вашего ребёнка, и постарайтесь либо исключить их, либо обсудить с ребёнком.
Различия в проявлении агрессивности у мальчиков и девочек
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это совсем не так. Просто агрессия у девочек выглядит несколько иначе. Мальчишеская агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема, и контролировать ее ребята начинают позже, чем девочки.
Девочки более сензитивны и впечатлительны, грубое проявление агрессии им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, это выглядит мягче, зато бьёт сильнее. Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной.
Девочки четко направляют свою агрессию в адрес более конкретного человека, причём точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна.
Мальчики же контролируют свою агрессию хуже, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора. Особенно заметна разница между агрессивностью полов между 10 и 14 годами, когда девочки в своем психическом и физическом развитии уходят дальше мальчиков.
Эти же отличия характерны для проявления девочками агрессии в группе. В случае групповых «разборок» девочки чаще бывают заводилами и подстрекательницами, чем исполнительницами. Они предпочитают «завести» мальчишек, а затем на безопасном расстоянии смотреть, как они дерутся, да еще и подтрунивать.
- Как работать с агрессивными детьми
- В зависимости от выявленных причин агрессии необходимо делать несколько акцентов: — изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- — изменения стиля взаимодействия с детьми;
- — расширение поведенческого репертуара педагогов через развитие их коммуникативных умений.
- Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников:
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
- В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии;
- • Полное игнорирование реакций ребенка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения)
- • Выражение понимание чувств ребенка («конечно, тебе обидно, но…») • Переключение внимания, предложение какого – либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты же выше меня»)
- • Позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что устал»)
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.
После того, как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как оно вёл себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки.
Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.
Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить своё поведение.
Вместо распространённого, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способов поведения в конфликтной ситуации. Одним из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи.
- Для этого используются следующие приёмы:
- — констатация факта (ты ведешь себя агрессивно)
- — констатирующий вопрос (ты злишься?)
— раскрытие мотивов агрессивного поведения (ты хочешь меня обидеть?, ты хочешь продемонстрировать силу?)
— обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению (мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне; я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит)
— апелляция к правилам (мы же с тобой договорились).
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность.
Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.
Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
- Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско – подростковой агрессией, — уменьшить напряжение ситуации.
- Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
- • повышение голоса, изменения тона на угрожающий;
- • демонстрация власти (Взрослый здесь пока ещё я; Будет так, как я скажу);
- • крик, негодование;
- • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные
- руки, разговор «сквозь зубы»);
- • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- • использование физической силы;
- • втягивание в конфликт посторонних людей;
- • непреклонное настаивание на своей правоте;
- • нотации, проповеди, «чтение морали»;
- • наказание или угрозы наказания;
- • сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
- • команды, жесткие требования, давление;
- • оправдания, подкуп, награды.
- Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
Вы можете получить информацию по интересующему вопросу, отправив сообщение на электронную почту psyddu@yandex.ru