- Профилактика нарушений осанки у детей и взрослых.
- Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
- Нарушения в сагиттальной плоскости
Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника: а) «сутуловатость» — увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза; б) «круглая спина» — увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника; в) «вогнутая спина» — усиление лордоза в поясничной области; г) «кругло-вогнутая спина» — увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза; д) «плоская спина» — сглаживание всех физиологических изгибов; е) «плоско-вогнутая спина» — уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, — ребенка просят выпрямиться. Деформация 1 степени — искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении; Деформация 2 степени — отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;
- Деформация 3 степени — искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.
- Нарушения во фронтальной плоскости
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды.
Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону.
Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных — до резко выраженных. Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.
Сколиоз
Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия). Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области. На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.
В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.
Выбор средств профилактики и лечения
Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника. По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта. Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет).
В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений с о стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет.
Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 — 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.
Профилактика нарушений осанки
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине; б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость); в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.); г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
- ж) плавание.
- Тренировка мышц спины и живота для правильной осанки
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 — 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 — 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц.
Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 — 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими.
Исходные положения для тренировки мышц спины и живота — лежа на спине, животе.
Нарушение осанки и сколиоз у детей: информация для родителей — БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2»
Подробности Обновлено 16.11.2016
Причины нарушения осанки у детей
Положение тела, привычное для человека при ходьбе, сидении, стоянии называют осанкой. Во время интенсивного роста и физического развития ребёнка формируются навыки удержания правильной осанки. Правильной её можно назвать в том случае, если голова расположена прямо, изгибы позвоночника в меру и равномерно выражены, плечи и лопатки, находятся на одной линии.
Приучать ребёнка правильно держать осанку, важно как для здоровья, так и с эстетической стороны.
Ведь при неправильной осанке у детей, на фоне сутулой спины и запавшей груди — нарушается кровообращение, страдают органы пищеварения, дыхания (снижается объём лёгких).
В результате возникающей гипоксии появляются нарушения в окислительно-восстановительных процессах, которые способствуют снижению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятной внешней среды, в том числе к инфекционным заболеваниям.
У детей младшего школьного возраста скелет постепенно окостеневает и происходит наращивание и укрепление мышечной массы и связок.
Во время этого периода происходит интенсивное приспособление опорно-двигательного аппарата к новым условиям, различным нагрузкам.
Детей приучают сидеть за партой в школе или дома за письменным столом, правильно держать ручку. Новый образ жизни и привычки ребенка отражаются на формировании осанки и позвоночника.
Причём замечено, что девочки более подвержены искривлениям позвоночника в отличие от мальчиков. Мальчишки более подвижны, что и помогает им справляться с устранением искривлений и сохранять правильную осанку.
Все эти проблемы возникают из-за слабости мышц и связок, нарушения соединения мышц которые удерживают позвоночник в правильном положении. С такими нарушениями осанки у детей быстро наступает усталость. Они проявляют беспокойство на уроках, т.к.
у них появляется потребность в изменении положения туловища, гораздо чаще, чем у остальных.
Чаще всего встречаются нарушения позвоночника такие как: сутулая спина, вялая осанка, плоская спина.
Причины нарушения осанки:
- слабое развитие или недоразвитие мускулатуры;
- асимметричное развитие мышц, удерживающих позвоночник в правильном положении;
- изменение формы грудной клетки (куриная грудь) как последствие перенесённого заболевания (рахит, несовершенный остеогенез, ювенильная остеопения);
- отсутствие правильного режима у ребёнка;
- мебель, несоответствующая росту школьника;
- недостаточное освещение рабочего места школьника;
- неудобная одежда, сдавливающая грудную клетку, перетягивающий талию пояс.
Крайней степенью нарушения осанки у детей является сколиоз.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника
Если дефекты осанки заметнее при взгляде сбоку, то боковое искривление позвоночника обнаруживается при осмотре спины.
Упомянутые выше асимметрии могут указывать на наличие сколиотического дефекта осанки, или собственно сколиоза.
При осмотре ребенка и по рентгеновскому снимку врач измеряет так называемый угол искривления и определяет, является ли данная деформация нарушением осанки или сколиозом.
Сколиоз чаще наблюдается у девочек в возрасте 10-14 лет, когда они быстро растут и созревают. У мальчиков он бывает реже, но может проявляться даже у грудных младенцев, дошкольников и младших школьников.
Чем младше ребенок, тем опаснее для него сам сколиоз и его последствия, ибо это не только косметический дефект, проявляющийся в асимметрии спины. Сильному искривлению часто сопутствуют серьезные осложнения.
Прямое следствие сколиоза – реберный горб, приводящий у взрослого человека к нарушениям вентиляции и кровообращения в легких. Боковое искривление крестцового отдела сулит в будущем сильные боли в области крестца и поясницы.
Почему при сколиозе образуется горб?
Самая тяжелая деформация, бросающаяся в глаза при взгляде на больного сколиозом человека – это реберный горб. Дети постарше сами замечают, что у них искривлена спина, т. к. сидя за письменным столом, не могут хорошо опереться о спинку стула и часто жалуются на это врачу.
Механизм образования горба чрезвычайно сложен.
Если представить себе позвоночник как ряд позвонков, нанизанных, как бусы, на изогнутую струну (кифоз, лордоз), то горб начнет формироваться там, где несколько позвонков-бусин развернутся вокруг своей оси на определенный угол и потянут за собой прикрепленные к ним. Если позвонки развернутся в грудном отделе, то вырастает реберный горб, если в пояснично-крестцовом – тогда на уровне поясницы с одной стороны образуется мышечная выпуклость, хорошо заметная при наклоне вперед.
Как лечить сколиоз?
Различают две разновидности бокового искривления позвоночника: первичное, причина которого неизвестна, и вторичное, являющееся следствием врожденного дефекта (например, в строении позвонков или ребер).
Любой сколиоз требует лечения, которое может быть консервативным (без хирургического вмешательства), реабилитационно-ортопедическим, либо оперативным.
Лечение первичных искривлений (а их подавляющее большинство) – весьма кропотливое дело, требующее систематического подхода, ежедневного выполнения специально подобранных упражнений, дисциплины со стороны ребенка и родительского контроля.
Консервативное лечение подбирает и проводит врач-ортопед, отслеживающий развитие деформации, и врач ЛФК, индивидуально занимающийся с ребенком и подбирающий для него упражнения.
Эффект лечения закрепляется ношением специального ортопедического корсета или корректора осанки, который предотвращает дальнейшее искривление по мере роста маленького пациента. При выраженных деформациях в последнее все большее применение находят корсеты индивидуального изготовления.
Они могут быть как на тканевой основе, так и выполненные из пластика. Если консервативное лечение не дает ожидаемых результатов, то на повестку дня встает операция – артродез позвоночника.
Сколиоз прогрессирует вплоть до окончания периода роста (примерно до 17 лет у девочек), а это означает несколько лет интенсивных упражнений, в зависимости от момента выявления недуга и четкого выполнения рекомендаций врача-ортопеда.
Профилактика сколиоза
В профилактике сколиоза следует исключить зависящие от нас внешние факторы, способные в принципе повлиять на развитие деформации. Профилактика начинается с младенчества, имея целью разгрузку неокрепшего позвоночника. Для этого следует чаще класть малыша на живот и не допускать, чтобы его голова создавала вертикальное давление на позвоночник. Когда ребенок чуть подрастет:
- правильно держим его на руках (ни в коем случае не усаживать его на одну руку);
- правильно подбираем модель прогулочной коляски (мягкое сиденье, амортизирующее давление головы на позвоночник, довольно жесткая спинка);
- позаботьтесь о достаточной двигательной активности (частые прогулки и игры на свежем воздухе, уроки плавания);
- он должен чаще сидеть по-турецки или лежать на животе (например, перед телевизором).
Школьнику нужен удобный письменный стол (желательно с наклонной столешницей) и стул с мягким сиденьем, высота которого отвечает росту ребенка (обе его стопы должны стоять на полу).
При сидении за столом локти ребенка должны лежать на столешнице. Детская обувь должна иметь толстую мягкую подошву или хотя бы мягкую стельку, оберегающую позвоночник от микротравм при ходьбе по асфальту.
Лучше всего подходят кроссовки или обувь с ортопедической стелькой-супинатором.
Сидение – наименее полезную для позвоночника позу – следует ограничивать. Проследите за тем, чтобы ребенок чаще читал, лежа на животе. Огромное значение имеют подвижные игры на свежем воздухе. Особенно рекомендуется ежедневная 20-минутная прогулка быстрым походным шагом, «скандинавская» ходьба.
Только человек, осознающий жизненную потребность в движении и спорте способен активно обороняться от влияния «сидячей цивилизации» и на долгие годы сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата.
Дорогие родители!
Соблюдайте эти правила сами и приучайте к ним своих детей. Ведь нам всем известно, что болезнь легче предупредить, чем её лечить. Особенно это актуально для болезней, связанных с нарушениями осанки. Если всё же Вы обнаружили какой – либо из признаков патологии осанки, «не тяните» с визитом к врачу-ортопеду!
http://www.ekadoctor.ru/publication/40
Врач дал советы по борьбе со сколиозом у детей — МК
«Чтение в постели недопустимо»
Сколиоз — болезнь нешуточная
— Диспансеризация учащихся школ показала: в последние годы резко выросло количество заболеваний позвоночника у детей.
В первую очередь — нарушение осанки (сутулость), сколиоз (искривление позвоночника), гиперлордоз (дефект позвоночного столба), юношеский остеохондроз. В результате все это приводит к остеохондрозу (грыжам диска, радикулиту и др.
) и инвалидности у взрослых, — прокомментировал ситуацию ортопед, кандидат медицинских наук, врач высшей категории детской городской поликлиники №10 (филиал №2) Теймураз Мацкеплишвили.
— Теймураз Яшович, что привело к столь массовому нарушению осанки у российских детей? Виноваты компьютер, различные гаджеты, в которые дети теперь всматриваются едва ли не с пеленок, много времени проводят сидя? Ведь привычный остеохондроз еще недавно был «привилегией» россиян после 40 лет. Теперь этот диагноз все чаще ставится в юношеском возрасте и даже детям. И сколиоз — болезнь нешуточная…
— Сколиоз вообще — одно из самых распространенных детских ортопедических заболеваний, основным симптомом которого является боковое искривление позвоночника, а также его скручивание вокруг своей оси, — добавил эксперт Мацкеплишвили.
— Слово «сколиоз» греческое, означает «кривой» — боковое искривление позвоночника.
Такое искривление нужно рассматривать не только как ортопедическую деформацию, но и как сложное заболевание костной и нервно-мышечной систем растущего организма с преимущественным проявлением болезни в области позвоночника.
— Насколько эта проблема актуальна для Москвы?
— Я бы сказал, что она наиболее актуальна именно для Москвы, если в мегаполисе постоянно проживает более 8 млн человек и миллионы из них — дети. Так что данная проблема приобретает особую актуальность, причем не только медицинскую, но и социально-экономическую.
— И на какой возраст в этом плане надо бы обратить особое внимание?
— Наиболее опасен период между 8 и 14 годами. Прогрессируя, сколиоз вызывает тяжелые, зачастую необратимые деформации скелета у детей.
У больных появляются не только тяжелые косметические дефекты, но и функциональные нарушения состояния внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем. А уменьшение роста при этом и образование горба ухудшают моральное состояние подростков, особенно девочек.
Причем развитие сколиоза возможно в любом возрасте, вплоть до окончания роста ребенка, но чаще заболевание встречается у детей дошкольного и школьного возраста.
— Можно ли на этом этапе как-то исправить ситуацию — помочь детям «выправиться»?
— Медицинская практика показывает: более 90% детей со сколиозом (и плоскостопием) нуждается в амбулаторной помощи, главной целью которой является приостановление дальнейшего прогрессирования деформаций и стабилизация позвоночника. И многое, хотя и не все, можно исправить.
Однако из-за отсутствия единой госпрограммы в России и слабого развития сети специализированных медучреждений для лечения детей и подростков с нарушениями осанки и начальных форм сколиоза, подавляющее большинство из них остаются без лечения. А это миллионы детей по стране.
Хотя тот же сколиоз легче предупредить, чем лечить.
«Лечение болезни надо начинать тогда, когда ее еще нет»
Ведущее место в решении проблем с осанкой должны занимать профилактические мероприятия, подчеркивает эксперт. А значит, необходимо как можно раньше начать выявлять такие болезни и помогать детям избавляться от них.
Важно выработать у ребенка привычку правильно сидеть, будь то дома за столом или в школе за партой. Это и есть одна из основ профилактики таких заболеваний.
Ортопеды убеждены: лечение сколиоза надо начать тогда, когда его еще нет.
Чтобы не развился, например, сколиоз, основное внимание должно быть обращено на состояние осанки у детей.
Родители, педагоги, участковые педиатры, воспитатели — все, кто имеет отношение к детям, должны внимательно следить за их физическим развитием, так как хорошая осанка — показатель правильных двигательных навыков не только в детстве, но и в будущем.
Выявление сколиоза на ранней стадии его развития (до того, как произойдет искривление позвоночника и это заметит неспециалист) и вовремя начатое лечение дают желаемые результаты.
Профилактика (советы ортопеда)
— В детских коллективах надо регулярно проводить профосмотры — это лучшее оружие в борьбе против сколиоза, считает ортопед Теймураз Мацкеплишвили. Важно вовремя выявить и исключить в будущем развитие тяжелых деформаций позвоночника.
А начинать заниматься с детьми надо с младенчества:
— с грудного возраста родители должны заботиться о позвоночнике своих детей: ребенка нельзя сажать и ставить на ноги раньше времени, тем более если он физически слаб; нельзя также длительно и неправильно держать малыша на одной и той же руке;
— в школе во время занятий педагоги должны обращать внимание на позу сидящего ученика. Время от времени менять нахождение ребенка за партой (столом), освещение его рабочего места, положение по отношению к доске, к кафедре учителя. Следить также, чтобы парты соответствовали их росту;
- — дети не должны долго находиться в одном и том же положении перед компьютером, выполнять одни и те же движения — все это не способствует сохранению правильной осанки;
- — во время работы (чтение, письмо) спина ребенка должна касаться спинки стула, руки должны лежать на столе до локтей, книга должна располагаться под углом 45 градусов и находиться на расстоянии 30 см от глаз, освещение должно быть достаточным и падать с левой стороны;
- — необходимо также, чтобы дети привыкли спать только на спине или на животе и обязательно на жесткой постели, а подушка должна быть маленькой и плоской;
- — чтение книг в постели недопустимо;
- — детям нельзя постоянно носить в одной руке тяжелые сумки — это способствует боковому искривлению позвоночника. Поэтому учащимся хотя бы до пятого класса рекомендовано носить ранец;
- — как бы ребенок ни был занят в школе или в семье, у него должно оставаться время для отдыха, активных игр на свежем воздухе, занятий любимым спортом.
Но… Нередки случаи, когда в школе на уроках физкультуры детей заставляют делать сложные физические упражнения, при этом не учитывают физическое развитие и возможности каждого ученика. Считаю: в школе к физическим занятиям обязательно должны подходить дифференцированно, с учетом конституции и здоровья учащихся.
От чрезмерной мышечной нагрузки можно получить обратный, отрицательный результат.
Своевременные профилактические меры: укрепление организма ребенка, лечебная корригирующая гимнастика, массаж, плавание, ортопедический режим дают возможность избавить детей от выраженных деформаций и способствуют нормальному развитию позвоночника, особо подчеркивает наш эксперт.
Нарушение осанки у детей — ДЕТСКИЙ САД №9
Постоянная активность мышц является мощным стимулом их роста и правильного формирования осанки. У новорожденного позвоночник имеет вид дуги, обращенной выпуклостью назад, такой рельеф сохраняется в первое время после рождения. Когда ребенок начинает держать голову (в среднем к концу первого месяца жизни), в области шеи появляется первый изгиб, обращенный выпуклостью вперед (шейный лордоз). Затем, при сидении, примерно с 6 месяцев, постепенно образуется изгиб в грудном отделе позвоночника, обращенный выпуклостью назад (грудной кифоз). Для детей 10-месячного возраста характерна вертикальная поза, они начинают стоять и ходить. Но вертикальная поза несовершенна: брюшные мышцы у ребенка очень слабые, поэтому в вертикальном положении живот под действием силы тяжести выпячивается и в поясничном отделе появляется небольшой изгиб выпуклостью вперед (поясничный лордоз). Постепенно в дошкольном возрасте выпячивание живота уменьшается, но не исчезает, поясничный изгиб становится более заметным. Грудная клетка уплощается, а плечи округляются, но расположены несколько назад. Колени в вертикальном положении выпрямлены, но при ходьбе остаются немного согнутыми. Формирование изгибов позвоночника заканчивается в 6-7 лет. В младшем школьном возрасте осанка ребенка в основном сохраняет черты дошкольного возраста. Выраженный поясничный лордоз и умеренная выпуклость живота у ребенка — явление нормальное. Изгибы позвоночника необходимы человеку для сохранения равновесия в вертикальном положении. Они увеличивают эластичность позвоночного столба, смягчают толчки и сотрясения при движениях. |
Проблемы развития
Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдается у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).
Существует множество факторов, которые провоцируют искривлениепозвоночника.
Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки.
Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.
Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры.
Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» — результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины.
Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например, неправильное положение туловища во время игр или занятий.
Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанкапостепенно становится привычной и может закрепиться.
Неверная поза
Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.
К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.
Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того, чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).
Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отделапозвоночника).
Гиподинамия… малышей
Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться.
Начиная с 3-х лет многие малыши вливаются в ряды групп раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть.
Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни.
Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.
Распознать вовремя
Главные признаки. Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне.
Важно также правильное положениепозвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит.
При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.
По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялую осанку. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом.
Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела.
(Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)
При обнаружении искривления, необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.
Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины.
Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым).
В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 сек, дети 7-10 лет — 1-1,5 минуты, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 минуты.
Развитие мышц брюшного пресса, определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7-11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.
Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография[1] и пр.
В последнее время появился новый метод исследования — топографическая фотометрия, — позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после нанесения врачом маркером основных точек-ориентиров на спину ребенка.
С чего все начинается
Поскольку одно из основных условий правильной осанки — правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.
Заниматься укреплением мышечного корсета следует с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.
Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.
Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спиныосанки, а также помогают их преодолеть. необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждают нарушения
Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям с наклонностью к сутулости рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.
Кроме того, приходится учитывать возраст ребенка.
Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера.
Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца.
Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз.
Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.
Врезка
Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса (можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста): 1. Исходное пложение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки — вдох; вернуться в и.п. — выдох. 2. И.п. — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться в и.п. — вдох. 3. И.п. — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.. 4. И.п. — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая. 5. И.п. — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п. 6. И.п. — лежа на спине, на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох. 7. И.п. — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами. 8. И.п. — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п. 9. И.п. — лежа на животе, руки в стороны. Поднять корпус, прогнув грудной отделпозвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п. 10. И.п. — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох; вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу. 11. И.п. — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное. Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут. Для того, чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдыха. Рекомендуется отдыхать в положении лежа:
|
Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультуры для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.
В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены. Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке.
Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки.
Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины — в конце концов, это станет привычкой.
Приведенный нами комплекс упражнений, можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений).
Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни.
Поэтому, важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров.
Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4-5 лет. Лучшему развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности).
Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.
Электромиография — метод функционального исследования мышечной системы, заключающийся в графической регистрации электрических потенциалов скелетных мышц.
Источник: http://www.2mm.ru
Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей
- Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
- Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»
- На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:
- наследственность
- неблагоприятная экологическая обстановка
- электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов)
Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.
Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?
Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника.
Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме.
Перегружает позвоночник избыточный вес.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно сидящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах вперед, в грудном и крестцовом – назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».
При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.
Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.
При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен.
Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).
Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса).
Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.
К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.
Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.
Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.
Общие методические рекомендации
Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению.
Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой.
Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.
Ходьба
Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.
Упражнения, выполняемые в положении стоя
Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.
Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.
Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.
Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.
Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.
Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 900, левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.
Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.
Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.
Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.
Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута.
Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию.
Выполнить упражнение в другую сторону.
Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.
Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.
Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.
Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.
Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.
Упражнения, выполняемые в положении лежа
Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.
- Поза «наклон вперед сидя»
Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги.
Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх.
Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.
Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.
Поза «лодки» (прогибание назад)
Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.
Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.
Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.
Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.
Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.
Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.
- Поза для расслабления мышц лежа
Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут
Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.
Заключение
Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.